Большинство мигрантов лишены медпомощи
Большинству трудовых мигрантов в России медицинская помощь недоступна. Многие из них находятся в стране нелегально, не имеют страховки от работодателя и денег на платные медицинские услуги. В итоге люди вынуждены заниматься самолечением, рассказали Ирина Кузнецова и Лайсан Мухарямова в исследовании, опубликованном в журнале НИУ ВШЭ «Исследования социальной политики»
Демографический кризис не оставил для России выбора: мигранты – единственная возможность оперативно восполнить недостаток населения, связанный с естественной его убылью, то есть превышением смертности над рождаемостью. Трудовые мигранты позволяют заполнить имеющиеся вакансии, которые не востребованы местными жителями.
Уже сейчас понятно, что в сложившейся ситуации реализовать крупные инвестиционные проекты можно только с привлечением еще большего числа иностранных работников, отметили ведущий научный сотрудник НОЦ Центр культурных исследований постсоциализма Института сравнительных исследований модернизации обществ ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Ирина Кузнецова и завкафедрой истории, философии, социологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Лайсан Мухарямова в статье «Трудовые мигранты в системе медицинских услуг: формальные и неформальные стратегии».
Мигранты едут в Россию за заработком, часто жертвуя ради него своими правами. Даже для тех, кто находится в России легально и имеет разрешение на работу, часто оказываются недоступны отпуска, больничные и просто официальный договор найма. Отдельной проблемой не только для приезжих, но и для всего российского общества стала недоступность медицинской помощи для мигрантов, считают авторы статьи.
Ни медики, ни УФМС, ни исследователи не имеют достоверной информации о состоянии здоровья данной группы людей. Сегодня ни одна государственная служба не ведет полный учет заболеваемости иностранных работников. Медицинское освидетельствование в России проходят не все трудовые мигранты. Нелегалы, естественно, никакой проверки в медицинских организациях не проходят. Второй значительной группой необследованных трудовых мигрантов являются граждане, прибывшие в Россию на срок до 90 дней, а также получающие патент на работу у физических лиц.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в прошлом году призвала строже следить за здоровьем приезжающих мигрантов. Она подчеркнула, что органы здравоохранения не знают о состоянии здоровья людей, которые могут быть заражены различными опасными инфекциями и представлять опасность для всего общества.
Ирина Кузнецова и Лайсан Мухарямова решили выяснить, каково состояние здоровья мигрантов, и что мешает им получать медицинскую помощь в России. Результаты исследования были изложены в представленной статье.
Мигрант – значит здоровый
Исследование основывалось на результатах анкетного опроса трудовых мигрантов, проживающих в Татарстане, глубинных интервью с ними, экспертных интервью и анализа документов.
Выяснилось, что в целом приезжающие в Россию мигранты относительно здоровы. По крайней мере, таковыми они сами себя ощущают. Так, 30,7% респондентов состояние своего здоровья оценивают на «отлично», «хорошим» его считает – 51,9% опрошенных, «средним» – 16,2%.
«В целом мигранты оптимистично характеризуют свое самочувствие, что, скорее всего, связано с проявлением так называемого “эффекта здоровых мигрантов”. Это понятие исходит из допущения, что в трудовую миграцию вовлекаются люди молодые и здоровые, способные выполнять работу, поскольку других – старых и больных, не привлечет ни один работодатель или рекрутер, и сами работающие без уверенности в своих силах и способности заработать не покидают родину», – пояснили Кузнецова и Мухарямова.
Данные самооценки здоровья, проведенной мигрантами, не сильно отличаются от результатов, полученных в подобных исследованиях по общефедеральной выборке, подчеркнули авторы статьи. Так, по данным «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE), в группе респондентов 14-60 лет 42% оценили свое здоровье как хорошее и очень хорошее, 52% – как нормальное, 6% – как плохое.
Самолечение вместо поликлиники
Если же мигрант все-таки заболевает, то в большинстве случаев он прибегает к самолечению (48%), либо вообще ничего не предпринимает (12%). При этом доля мигрантов, обращающихся к врачу, невелика – около 40%. По этому вопросу наблюдаются незначительные гендерные различия. Среди женщин на 7% больше тех, кто в случае болезни обращается к врачу (44,9% и 37,8% соответственно), и на 10% меньше ничего не предпринимающих (5,1% и 15%).
Почти каждый третий респондент (32,9%) хоть раз получил бесплатную медицинскую помощь (по медицинскому полису) в городской поликлинике. Часть опрошенных (29,5%) обращались в платную клинику.
Роль неформальных взаимоотношений в получении медицинских услуг весьма высока – 22% мигрантов указали, что им бесплатную медицинскую помощь оказал знакомый врач.
Нелегалы прав на лечение не имеют
Основным барьером на пути трудовых мигрантов к получению медпомощи является нелегальное положение многих из них, выяснили авторы исследования. Это приводит к невозможности получать страховку от работодателей и сдерживает при обращении в страховые компании.
Примечательно, что уязвимыми оказываются не только мигранты без разрешения на работу, но и те, у кого необходимые документы есть. Дороговизна полисов добровольного медицинского страхования, недоступность полисов ОМС, отсутствие мотивации у работодателей для охраны здоровья трудовых мигрантов и невозможность выбора медучреждения для прохождения медицинского освидетельствования – вот не менее часто называемые факторы, лишающие иностранных работников права на медпомощь.
Исследование показало, что только у 26,9% приезжих есть медполис, а большая часть респондентов (73,1%) его не имеют.
Наличие медицинского полиса незначительно зависит от места работы мигранта, выяснили исследователи. В торговых компаниях 31,2% иностранных работников имеют медполис, и это самый высокий «отраслевой» показатель. В транспортных компаниях медполис имеет 30% трудовых мигрантов, на предприятиях общественного питания – 27,3%. В строительстве, где, как представляется, более тяжелые и вредные условия труда, только 23,2 % мигрантов имеют медицинские полисы.
«Восстановление работника после трудовой травмы происходит за его счет, либо за счет работодателя, если он примет такое решение», – рассказали авторы статьи. Впрочем, им удалось выяснить, что из-за отсутствия формальных договоров многие работодатели не берут на себя такую ответственность.
Помощь пострадавшим иностранным работникам оказывает также национально-культурная община. «В случае смерти ответственность за отправку тела на родину ложится также на общину», – отметили исследователи.
В условиях чрезвычайной распространенности работы без договора, когда права работников никак не защищены, говорить о скором решении проблемы доступа иностранных работников к медпомощи не приходится, резюмируют эксперты.
См также:
Мигранты в Москве вращаются в своей среде
Москвичи и мигранты не понимают друг друга
Мигранты следуют за инвестициями
Этнические кафе являются центром притяжения мигрантов