Экономические кризисы сплачивают семью
В трудные для экономики времена структура семьи усложняется. Взрослые дети возвращаются к родителям, родственники решают жить вместе ради объединения ресурсов. Исследование Ксении Абаноковой и Михаила Локшина
Свою работу сотрудники Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ксения Абанокова и Михаил Локшин представили на I Международной конференции пользователей «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS HSE), прошедшей в Москве, в Высшей школе экономики 17-18 мая.
Вместо «распыления» средств – концентрация
Доля усложненных домохозяйств с 1994 по 2011 годы выросла в России на 15%, подсчитали исследователи. Это семьи, объединившиеся с уже взрослыми детьми или другими родственниками. Таковы данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 1995-2003 и 2003-2011 годы. Выборки включали от 3780 до 4698 домохозяйств.
Исследование поведения семей выстроено вокруг двух поворотных моментов – экономических кризисов 1998 и 2008-2009 годов. Именно в период рецессии и вскоре после нее наблюдалось резкое увеличение доли «разветвленных» домохозяйств, отмечают Абанокова и Локшин. Объединение с родственниками позволяет консолидировать ресурсы. Главным недостатком усложненной семьи считается сужение частного пространства для каждого из домочадцев.
Жить вместе – экономнее
Ухудшение экономической ситуации повышает вероятность сплочения семьи – таков один из главных выводов работы. Укрупнение домохозяйств, объединение членов семьи – один из способов адаптации людей к макроэкономическим шокам, подчеркивают Абанокова и Локшин.
В пору экономического кризиса растет число «детей-бумерангов» – молодых людей старше 18 лет, которые возвращаются к родителям после отдельного проживания. Авторы работы объясняют это следствиями рецессии – падением реальных зарплат, ростом безработицы, снижением доходов и подъемом цен на рынке жилья.
«Присоединение к семье можно использовать для того, чтобы компенсировать потери в ресурсах, через внутрисемейные трансферты еды, услуг, жилища и других благ домохозяйства, но также и использовать отдачу от масштаба в домашнем производстве», – уточняют исследователи.
По тем же экономическим соображениям часть молодежи даже не предпринимает попыток жить самостоятельно, предпочитая остаться в родительском доме и сберечь деньги. Тем самым их «выход на рынок жилья» откладывается. С большей вероятностью покидают родительское гнездо высокообразованные молодые люди, добавляют Абанокова и Локшин.
Экономика падает – семья растет
Средний размер домохозяйств снижался в 1994-2011 годах с 2,91 человек до 2,74 человека, отмечается в работе. Во время или сразу после экономических кризисов 1998 и 2008-2009 гг. происходила стабилизация и увеличение размера семьи (из исследования исключены семьи, в которых в этот период родились дети).
На фоне снижения среднего размера семьи доля усложненных семей стабильно увеличивалась в 1994-2011 годах (это, по-видимому, косвенный признак роста неравенства в обществе - OPEC.ru). Доля усложненных домохозяйств достигла в 2011 году 41%. В 1998 году она выросла на 5%, в 2001-2002 годах – на 11-12%. В 2010 году – уже на 19%, это самый резкий скачок доли «разветвленных» семей с начала 2000-х годов. И он последовал вскоре после экономического кризиса 2008-2009 годов.
Люди объединяются в одну «разветвленную» семью, «если это увеличивает полезность хотя бы одного из них и не приводит к снижению полезности других». Во многом такое «собирание земель» объяснялось потерей работы после дефолта 1998 года и тяжелой ситуацией на рынке труда. За период 1998-2000 годов усложнили и укрупнили свою структуру 21,5% домохозяйств, отмечается в исследовании. И после кризиса 2008-2009 годов более вероятно усложняли структуру те семьи, в которых один из домочадцев терял работу. Впрочем, тут значимыми оказались и цены на рынке жилья (последнее справедливо и для докризисного периода – 2006-2008 гг., уточняют исследователи).
В семье восстанавливается уровень потребления
Если человек «испытывает негативный шок, связанный со снижением трудового дохода» (из-за падения уровня реальной зарплаты, потери работы и пр.), его потребление уменьшается. Для восстановления равновесия ему необходимо «увеличить потребление за счет роста доли трудового дохода в общем семейном бюджете». «Таким образом, оказавшись в условиях экономического спада, индивид примет решение о совместном проживании, если он получит выгоду в виде роста потребления», – подчеркивают исследователи. Особенно это касается жителей городов.
Впрочем, демографические факторы вносят свои коррективы в трансформацию семей, уточняют Абанокова и Локшин. Увеличение среднего возраста в домохозяйстве снижает вероятность разрастания семьи, отмечают они. В работе это объясняется тем, что «средний возраст тесно коррелирован со смертностью».
Однако в целом это не отменяет закономерности, доказанной авторами исследования, а именно: снижение доходов, спровоцированное спадом экономики, способно трансформировать домохозяйства.
См. также:
Экономику спасет семья
Ребенок или работа
С ростом доходов средний класс все больше думает о стране