Ребенок или работа
Перед женщинами традиционно остро стоит вопрос о трудоустройстве после рождения ребенка. Выйти на работу или посвятить себя материнству? Юлия Казакова в своем исследовании рассматривает, как на это решение влияет проводимая государством социальная политика
В своей работе «Влияние издержек ухода за ребенком дошкольного возраста на предложение труда женщин» исследователь Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ Юлия Казакова в первую очередь называет материальные проблемы: если бы государство спонсировало расходы на детские дошкольные учреждения (ДДУ), то участие матерей на рынке труда увеличилась бы на 11,3%. Такие данные следуют из анализа влияния издержек ухода за детьми, потенциальной зарплаты матерей и дохода семьи на предложение труда женщины в России. Рост зарплат работающих мам в 2 раза привел бы к увеличению их численности на 24%.
В России с началом экономических реформ значительно сократилась помощь семьям. Сейчас правительство увеличивает пособия по беременности и родам, введена программа родовых сертификатов, за рождение второго и более детей семья получает материнский капитал. Все это помогает выжить молодым семьям, но не решает все финансовые проблемы. Семья вновь вынуждена возвращаться к вопросу о выходе матери на работу.
А одно из основных условий, необходимых для совмещения трудовой и семейной жизни – максимально свободный доступ к детским дошкольным образовательным учреждениям, число которых, начиная с 1990-х годов, сокращается.
Таблица 1. Детские дошкольные учреждения в России
Год | Число ДДУ, тыс. | Количество детей в ДДУ, тыс.чел. | Охват детей ДДУ (в % от численности детей соответствую-щего возраста) | Число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУ | Численность детей, стоящих на учете для определения в ДДУ, тыс. чел. | ||
всего | в городах и поселках городского типа | в сельской местности | |||||
1970 | 65 | 5666,4 | - | 105 | 108 | 95 | - |
1980 | 74,5 | 8149,1 | - | 109 | 113 | 97 | - |
1990 | 87,9 | 9009,5 | 66,3 | 108 | 113 | 94 | - |
2000 | 51,3 | 4263 | 55 | 81 | 88 | 62 | 238,2 |
2001 | 50 | 4246,3 | 56,3 | 83 | 90 | 65 | Н. д. |
2002 | 48,9 | 4267,3 | 57,4 | 86 | 92 | 67 | Н. д. |
2003 | 47,8 | 4321,3 | 57,6 | 88 | 95 | 69 | Н. д. |
2004 | 47,2 | 4422,6 | 57,7 | 92 | 99 | 72 | Н. д. |
2005 | 46,7 | 4530,4 | 57,3 | 95 | 102 | 75 | 966,4 |
2006 | 46,2 | 4713,2 | 58,3 | 99 | 106 | 79 | 1237,9 |
2007 | 45,7 | 4906,3 | 59,2 | 105 | 112 | 84 | 1505,3 |
2008 | 45,6 | 5105,4 | 59,4 | 105 | 111 | 86 | 1716,1 |
2009 | 45,3 | 5228,2 | 58,4 | 106 | 112 | 88 | 1895 |
2010 | 45,1 | 5388 | - | 107 | 113 | 90 | 2144,8 |
Источники: «Российский статистический ежегодник» 2011 г., «Социальное положение и уровень жизни населения России» 2011 г., «Дети в России. 2009» 2009 г.
Эта тенденция обусловлена тем, что предприятия стали отказываться от социальной инфраструктуры (куда входят и дошкольные учреждения), передавая ее на баланс муниципалитетов. А из-за недостатка средств муниципалитеты были вынуждены закрывать часть дошкольных учреждений.
С 2000-х годов рождаемость начала увеличиваться, однако тенденция к дальнейшему сокращению количества дошкольных учреждений сохранилась. В 2000 г. количество действующих дошкольных учреждений составляло 51,3 тыс., в2010 г. – всего 45,1 тыс. До 2006 г. наблюдался избыток мест в дошкольных учреждениях, на 100 мест приходится 99 детей. Однако после 2006 г. количество детей стало превышать число мест в дошкольных учреждениях. В 2010 г. на 100 мест приходилось уже 107 детей, таким образом, сложился дефицит мест. Ясно, что при сохранении такой динамики ситуация с обеспеченностью детей местами в дошкольных учреждениях будет только усугубляться.
При этом Казакова отмечает, что подавляющее большинство детей начинают посещать ДДУ только после 3 лет. До этого возраста матери предпочитают доверить уход за ребенком родственникам.
Рисунок 1. Уход за детьми до 3-х лет
Источник: расчеты автора, RLMS-HSE, 2000-2010 гг.
Все меньше детей до трех лет посещают ДДУ и все чаще пользуются помощью родных. Эксперты видят причину этого явления в низком качестве предоставляемых услуг по уходу за ребенком (старение материально-технической базы, снижение уровня квалификации и старение кадров), территориальную и финансовую недоступность соответствующих учреждений.
Казакова подчеркивает, что многие исследования свидетельствуют: стоимость и качество услуг, предлагаемых ДДУ, напрямую влияют на решение женщин о выходе на работу. Отмечается также прямая зависимость между проводимой государством социальной политикой и женской занятостью.
Особо интересны данные о поведении женщин на рынке труда после рождения ребенка в разных странах. Так, например, во Франции имеет место длительное участие государства в семейном бюджете. Кроме всеобщего бесплатного дошкольного образования, правительство выплачивает пособия, субсидии, предоставляет налоговые льготы. Затраты семьи на ребенка сводятся к практически к нулю. Поэтому женщины не стремятся выйти на работу, с целью покрыть расходы на детей. В совокупности семейная политика Франции способствует совмещению работы и заботы о первом малыше и поощряет решение остаться дома, после рождения других детей.
Финансовая помощь правительства в воспитании детей очень важна для любой семьи, но подход к этой проблеме должен быть целенаправленным. Если ставится цель создать условия для совмещения воспитания детей и трудовой деятельности, необходимо открывать новые ДДУ, повышать уровень их услуг, бороться с дискриминацией при приеме на работу среди женщин с детьми дошкольного возраста.