Деньги не влияют на рождаемость
Материнский капитал не является стимулом для увеличения числа детей в семье, но, тем не менее, при принятии решения о рождении ребенка, семьи учитывают перспективу получения дополнительных выплат от государства. Эксперты: Фабиан Слонимчик, Анна Юрко
В начале октября Центр трудовых исследований НИУ ВШЭ вместе с Боннским Институтом исследования труда (Institute for the Study of Labor, IZA) провел конференцию «Адаптация рынка труда в странах СНГ, Центральной Азиии Китая в условиях мировой рецессии» (Labor Market Adjustment in the Commonwealth of Independent States, Central Asia and China in the Wake of the Great Recession).
Исследование Фабиана Слонимчика и Анны Юрко, представленное на конференции, посвящалось анализу эффективности материнского капитала в стимулировании рождаемости.
Снижение численности населения и падение уровня рождаемости подтолкнуло российских законодателей к введению материнского капитала – денежной помощи, выплачиваемой матерям при рождении второго ребенка. Повлияла ли государственная политика на семейную? Идея финансового стимулирования рождаемости возникла в рамках экономического подхода к изучению мотиваций формирования семьи и рождения детей (первые модели разработаны нобелевским лауреатом Гэри Беккером). Выбор семьями оптимального количества детей делается с учетом больших краткосрочных издержек и долгосрочных выгод, связанных с появлением детей. Поэтому многие страны – например, Австралия, Франция, Германия, Испания, провинция Квебек в Канаде – выплачивают семьям «детские субсидии».
Деньги могут влиять на рождаемость – по крайней мере, краткосрочно. Так, правила оформления налоговых вычетов и кредитов привели в США к тому, что на протяжении 21 года (1973-1993 гг.) рождаемость в последнюю неделю декабря вырастала по сравнению с рождаемостью в первую неделю января. Это непреднамеренный эффект: родителям хочется получить налоговую льготу на год раньше.
Материнский капитал – выплачиваемая в 2007-2016 гг. субсидия (в 2012 году – 387,6 тыс. руб.), которую после достижения ребенком возраста 3 лет можно использовать на приобретение жилья, оплаты образования ребенка или инвестировать в пенсию мамы. За первую половину (5 из 10 лет действия программы) было выписано 3,28 млн сертификатов. Обязательства государства по этой программе растут примерно на $7 млрд в год, доходя до 2,4% расходов федерального бюджета. Это огромная даже по меркам федерального бюджета сумма – всего вдвое меньше его трат на образование. Погашено примерно 26% сертификатов, около 98% из них направлены на покупку жилья.
В 2006 г., когда обсуждалось введение материнского капитала, Гэри Беккер спрогнозировал, что он повысит коэффициент суммарной рождаемости примерно на 10-20% – с 1,28 до 1,55. Менее щедрая французская программа, писал он, повысила рождаемость на 5%.
Беккер угадал: в 2009 г. коэффициент вырос до 1,54, а в 2011 – до 1,61. Российские чиновники приписывают рост рождаемости своим заслугам. Но у демографов находятся альтернативные объяснения (см. статью Сергея Захарова из Института демографии ВШЭ): рождаемость подскочила благодаря возрастной структуре населения, а коэффициент суммарной рождаемости не вполне адекватен в периоды, когда семьи отодвигают время рождения детей на более поздний срок.
Математическую модель, описывающую возможные решения женщин по трудоустройству и деторождению, Слонимчик и Юрко применили к данным, полученным из Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE) (2004-2010 годов, в каждом раунде интервьюируется порядка 10 тыс. человек и 4 тыс. семей в 32 регионах). Параметры модели оцениваются по выборке из более 2000 женщин, которых за эти годы опрашивали не менее 3 раз.
Предварительные результаты: авторы работы Фабиан Слонимчик и Анна Юрко (НИУ ВШЭ) пришли к выводу, что нынешняя политика стимулирования рождаемости неэффективна, она практически не ведет к росту рождаемости, т.е., не достигает поставленных данным законопроектом целей. Но финансовое стимулирование рождаемости может быть эффективным: при принятии решений женщины реагируют на материальные стимулы. Авторы делают предположение, что программа материнского капитала может привести к увеличению рождаемости, если ее средства сделать более доступными для получения и использования.