Непьющие и неверующие: каким исследователи видят поколение миллениалов
Как исследователи определяют границы разных поколений? Какие тренды в поведении тех, кто взрослел в «нулевые», смог выявить поколенческий анализ? Чем старшие миллениалы отличаются от 3С-миллениалов, и правда ли, что поколение смартфонов и соцсетей не читает книги и не хочет взрослеть? Об этом рассказал первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев, открывший цикл «Пять лекций о социологии» на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ.
К дифференциации поколений Вадим Радаев предложил подходить, опираясь не на даты рождения людей, а на общезначимые исторические периоды, когда происходило их взросление. Переход из подросткового периода, когда люди являются наиболее восприимчивыми к социальным изменениям, принимают важные жизненные решения: «В первую очередь культурные изменения затрагивают молодежь и только потом старшее поколение».
Он выделил шесть поколений: мобилизационное, заставшее войну и сталинизм; поколение оттепели, которое взрослело во времена разоблачения культа личности; поколение застоя — или брежневское поколение; реформенное поколение, наблюдавшее перестройку и развал СССР; поколение миллениалов, чья юность пришлась на нулевые, и поколение Z или зумеры, которое взрослеет сейчас у нас на глазах.
Миллениалами считают тех, кто родился в 1982–2000 гг, и чей период взросления пришелся на 2000–2016 гг. Зуммеры — те, кто появились на свет в 2001 году и позже, они взрослеют сейчас.
Вадим Радаев поделился результатами проведенного исследования на основе данных РМЭЗ, охватившего свыше 258 тыс. респондентов, о различиях поколений.
«Для меня поколенческий анализ — инструмент для выявления важных трендов. Если мы хотим следить за изменениями общества, необходимо брать молодые поколения и сравнивать их с предыдущими»
Основное внимание Вадим Радаев уделил миллениалам — поколению, возникшему на стыке тысячелетий. Их он предложил разделить на две подгруппы: старшие миллениалы — те, кто застали период экономического роста начала нулевых, и так называемые 3С-миллениалы (3C — это смартфоны, соцсети и спад экономики), заставшие продолжительный спад российской экономики и массовое распространение новых технологий с цифровыми пользовательскими сервисами.
Как показало исследование, миллениалы являются наиболее образованным поколением: высшее образование среди них имеют 40,3% против 31,8% у реформенного поколения и 23% у поколения застоя. Еще более значительная разница — во владении иностранными языками: 35,6% против 18,3% и 9,8% соответственно. 3С-миллениалы делают резкий скачок в знании иностранных языков. В то же время они не торопятся взрослеть и откладывают важные решения, ассоциируемые со взрослой жизнью: брак и рождение детей.
Любопытными оказались данные по уровню потребления алкоголя: если раньше прослеживалась тенденция к росту потребления спиртных напитков и увеличению доли пьющих людей от поколения к поколению, то миллениалам удалось сломать этот вектор — они, по словам Вадима Радаева, оказались «малопьющим поколением».
Слушатели обратили внимание, что представленные лектором графики потребления алкоголя и табака почти идентичны. На это Вадим Радаев ответил, что он не говорил фразу: «если пьет, то однозначно курит», однако курение, действительно, всегда «идет под руку» с алкоголем.
Не обошлось и без совсем неожиданных сюрпризов: так, результаты исследования показали, что миллениалы читают не меньше книг, чем предыдущие поколения, а 3С-миллениалы даже больше. Удивило самих исследователей и то, что в массе своей миллениалы оказались неверующим поколением. «И, несмотря на то, что все говорят, что веровать модно, наблюдается устойчивое снижение интереса к религиозности», — констатировал Вадим Радаев.
А в целом дети нулевых оказались поколением оптимистов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью. Хотя сам лектор списывает это на возрастной фактор.
Про поколение Z предметно разговаривать пока рано, однако лектор справедливо заметил, что именно на людях, взрослеющих прямо сейчас, в будущем более всех остальных скажутся последствия пандемии и вызванный ею жесткий экономический кризис в сочетании с массовым перемещением коммуникаций в онлайн.
Подводя итог исследованию, Вадим Радаев процитировал слова песни "Mother's Little Helper" группы Rolling Stones: «Сегодняшние дети совершенно другие, так вам скажет любая мать».
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор НИУ ВШЭ