• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возделывая цветы жизни

Как в многодетных семьях складывается особая образовательная среда

Возделывая цветы жизни

ISTOCK

В России родители трёх и более отпрысков активно включены в их развитие и поиск экспертных знаний о воспитании. Хотя интенсивное родительство в многодетных семьях — особенно дорогой проект. Ради него матери жертвуют многим: от жизненных сил до карьеры и самореализации. Тем не менее, проект воплощается, большие семьи вкладывают в детей массу ресурсов и получают отдачу. Что такое интенсивное родительство в многодетных семьях, IQ.HSE рассказывает на основе исследования социолога из НИУ ВШЭ Златы Дорофеевой.

Профессионализация семьи

На сегодня родительство — почти специальность с определённым кругом компетенций. Семьи успешно «добывают» экспертное знание о здоровье и развитии детей — и подчас дают фору врачам, педагогам и психологам. С «интенсивными родителями», казалось бы, и специалистов не надо: в вопросах материнства и детства это реальные профи. Причём отцы всё чаще не хотят отставать от матерей. Но «интенсивных мам» пока всё же больше.

 
Дом Здоровье Наука Общество Психология

Современный мир детоцентричен, поэтому родителям нужно понимать потребности и возможности детей. А для этого надо разбираться в сложных материях: от педиатрии до алгебры в старших классах. По сути, помимо работы, у матерей (и отцов) возникает вторая занятость: быть родителем, отдавать семье много времени.

Дом Здоровье Наука Общество

В многодетных семьях со временем совсем туго. «Все знания про детей — за счёт сна, — рассказывает IQ.HSE 34-летняя мать троих детей Ирина. — Ночью читаю про раннее развитие, утром — применяю эти методы. Учу свою трёхлетку буквам. А с сыном-первоклашкой мучаем математику». Ирина не работает — «это нереально с тремя детьми». Ради них ей пришлось оставить «неплохую должность, в которой можно было развиваться».

Образование детей — сейчас главный «пунктик» для родителей. «Выбрать для ребёнка удачную школу, я считаю, просто обязанность, — говорит IQ.HSE 38-летняя Елизавета. — Если моих сыновей придётся возить в разные школы, я, наверно, готова. Каждый должен учиться там, где ему подходит. Для самого младшего не исключаю домашнего образования». 44-летняя Виктория подчеркивает: «С первыми детьми я очень напрягалась, искала много всяких кружков. С двумя младшими проще. Я уже всё более-менее знала и сама могла многому научить. Опыт накопился».

Дом Здоровье Культура Наука Общество Психология

Таким практикам многодетных семей и посвящено исследование научного сотрудника Центра лонгитюдных обследований НИУ ВШЭ Златы Дорофеевой. Она изучила, как многодетные семьи высокоресурсной группы создают для детей благоприятную образовательную среду. К высокоресурсным относились родители с высоким уровнем образования, дохода (по самооценке) и квалификации (среди респондентов были руководители и специалисты).

Исследовательница провела интервью в Москве и Воронеже (регионах, сильно различающихся по уровню жизни) с ноября 2019 по март 2020 года. Возраст респондентов — от 32 до 49 лет. У большинства опрошенных — по трое детей, но есть и более многодетные. Среди дополнительных критериев — официальный брак, полная семья и кровное родство детей с обоими родителями.

Выяснилось, что многодетные «интенсивные родители» этой группы устанавливают для детей высокую образовательную планку и используют для её достижения, в том числе, собственные ресурсы: знания, силы, опыт. Это позволяет более грамотно отбирать для детей образовательные учреждения, учитывая детские способности и запросы. Так формируются индивидуальные образовательные траектории.

Многодетность в (не)достатке

Семьи с тремя и более детьми в России нередко ассоциируются с бедностью, уязвимостью, зависимостью от помощи государства. Их порой осуждают, стигматизируют, отговаривают рожать. В одном из исследований многодетная мать рассказывает: «Когда я пришла к ней [гинекологу] в третий раз, она мне сказала: ну все, пошли на аборт, прямо сейчас». Другая информантка сетует: «Они [врачи] выльют ушат помоев на меня». Ещё одна респондентка вспоминает, как отправилась к чиновникам за пособием с пятимесячной дочкой на руках (её не с кем было оставить). Приёма она ждала наравне с остальными посетителями: «Сказали: нарожала, теперь сиди в очереди».

С неприятием приходится сталкиваться в детском саду, во дворе, в магазине. «На нас как бы смотрят и осуждают», — говорит респондентка. «Соседи рассказывают, что кто-нибудь кому-нибудь что-нибудь [сказал]… А зачем вообще они столько рожают, зачем это надо?», — рассказывает ещё одна информантка.

Собеседницы IQ.HSE тоже сталкивались с таким отношением. «Считают, что мы как будто хотим у государства на шее сидеть, — говорит Ирина. — Нам, мол, были нужны выплаты, поэтому родили. Странно это слышать. Дети — это целый большой мир, это история не про деньги. А если говорить про деньги, то траты на детей не покроют никакие пособия. Потому что это ещё и здоровье, и силы, и забыть про себя».

Надо понимать, что многодетность бывает разная, замечает наша собеседница Елизавета: «У нас все знакомые зарабатывают сами, папы нормально получают. Но есть и семьи, которые очень нуждаются».

Несмотря на меры поддержки — материнский капитал (федеральный и региональный), ссуды на покупку жилья, выплаты и льготы, многодетные семьи остаются уязвимой социальной группой. У них высоки риски «попадания за черту бедности», подчеркивает Злата Дорофеева.

По данным Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств 2015 года, доля многодетных семей составляла 9,1% от числа семей с детьми. В 2018 году эта цифра подросла до 10,7%. Но при только 13% из них относятся к средне- и высокодоходным группам. Похожие данные зафиксировал в 2019 году Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Многодетных семей в нём — 10,8%, но доходы выше среднего — лишь у 14%.

И еще любопытные цифры — доля многодетных родителей с дипломом вуза выросла с 2004 по 2019 год в 2,5 раза — с 11% до 28%. Доля многодетных матерей с высшим образованием увеличилась с 19% в 2010 году до 25% в 2014 году. В целом многодетность, по данным исследований, крайне разнородна.

Оттенки многодетности

Вариантов этого явления много. Как отмечают исследователи, на одном полюсе — многодетность как следствие развода и новых отношений (у жены и мужа есть дети от предыдущих браков, и к ним может добавиться общий ребенок), а на другом — традиционная многодетность, связанная с религиозностью супругов. Если пытаться типологизировать многодетность, то будут значимы многие факторы: от семейных отношений (уровня доверия в браке), числа братьев и сестер в родительской семье (многодетность как наследуемая установка), уровня образования (чем он у женщин выше, тем более рационально их репродуктивное поведение), социально-экономического положения семьи (профессионального статуса и уровня достатка) до помощи со стороны друзей и родственников.

В зависимости от сочетания этих факторов авторы одного из недавних исследований выделили несколько кластеров семей с тремя и более детьми. Среди них:

 традиционные многодетные — единственный брак, многодетность как ценность унаследована от родителей;

 планирующие многодетные — долгие отношения в браке, дети его укрепляют;

 формально многодетные — механически «складываются» дети от предыдущих браков;

 многодетные в новом браке — наряду с детьми от прежних отношений, появляются и совместные.

Среди этих семей есть те, что живут в достатке — могут позволить себе дорогостоящий отпуск и автомобиль, и те, что экономят каждую копейку. Трудоустроена только часть матерей. На фоне такой гетерогенности обобщения по поводу социально-экономического положения многодетных семей не всегда корректны. А их стигматизация в любом случае неприемлема.

Интенсивное материнство

«Вовлеченное» материнство — довольно давний тренд, который складывался в дворянской среде в России ещё в конце XIX века. К началу ХХ века он уже полностью сформировался: появилась культура родительства, предполагающая активное и неформальное участие матери в воспитании детей.

Феминолог Наталья Пушкарева отмечает двойственное отношение женщин доиндустриальной России к собственной фертильности. Она выделяет два типа матерей: тех, для которых материнство становилось содержанием всей жизни, и женщин, пренебрегавших материнской ролью. В пореформенной России, по мнению исследователей, «паттерны» родительства стали более разнообразными. «Сознательное материнство» оказалось ещё более заметным, став предтечей интенсивного материнства.

При этом в начале ХХ века, на фоне эмансипации, также формировался тип женщин, которым, по словам антрополога Натальи Мицюк, «впервые за всю женскую историю удавалось совместить две противоборствующие сферы своего бытия — частную и публичную, что выразилось в появлении “универсальных матерей”». Они осваивали разные социальные роли: супруги, работницы, общественной деятельницы.

Это явление — предвестник советского контракта работающей матери (женщины совмещали работу и заботу о детях). Как поясняет классик гендерной социологии Анна Темкина, на женщину «возлагалась ответственность за воспитание детей, уход за пожилыми, бытовое обслуживание семьи, компенсирующее недостатки социального сервиса и дефицита». Это явление продолжила современная двойная занятость работниц-матерей, когда женщина одинаково нагружена обязанностями и в офисе, и дома, с детьми.

Кроме того, к началу XX века под влиянием суждений экспертов в обществе стали формироваться разнообразные концепции «идеального материнства». Врачи, педагоги, литераторы доказывали, что одного только «материнского инстинкта» для воспитания детей недостаточно. Они предъявили к матерям новые требования. Так, в частности, произошла «медикализация» материнства (пристальное внимание женщин к здоровью детей). Образование отпрысков тоже оказалось одним из приоритетов.

Сейчас, в XXI веке, происходит закат «естественного» родительства. Как поясняет научный руководитель Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ Катерина Поливанова, практики, не предполагавшие вовлеченности отцов и матерей в жизнь ребенка, всё чаще замещает переход к сознательно планируемым стратегиям в отношении развития детей.

Направленное развитие

Вовлеченность родителей в жизнь детей в науке называют по-разному: intensive mothering, concerted cultivation («планируемое развитие») и пр. Автор второго термина, социолог Аннет Ларо (США), выделила две противоположные стратегии воспитания детей: «планируемое развитие», характерное для среднего и высшего классов, и «естественное взросление» (accomplishment of natural growth), распространённое среди рабочих семей.

В первом случае родители направляют и поддерживают ребёнка, во втором — в гораздо меньшей степени. Эти различия ярко проявляются при выборе школы для ребёнка. Так, исследования показали, что образованный средний класс, стараясь обеспечить детям успешное будущее, взыскательно выбирает школы и активно включается в учебный процесс. В среде «синих воротничков» это случается гораздо реже.

Если обобщать паттерны «ответственного» родительства, то единый знаменатель у них — активное инвестирование в детство времени и денег. Родители всегда «в теме» и по поводу школьной учебы детей, и относительно кружков и студий. Причём особенно акцентируются вложения в образование на раннем этапе. Их дефицит считается трудновосполнимым. «Я со старшим [ребёнком] поняла, что многого не успела, поэтому сейчас с младшими занимаюсь и правда много», — признаётся собеседница IQ.HSE Ирина.

При этом родители заодно «добирают» экспертные знания и сами. «Я ходила на тренинги по воспитанию, и я периодически смотрю видео разных детских психологов», — говорит Ирина.

Прокачка и перекачка

В исследовании Златы Дорофеевой респонденты также ставят для себя высокую образовательную планку — осваивают методики обучения детей и программы развития. «Когда они [дети] появлялись, их больше становилось, очень много читала, занималась, чтобы включиться в эту проблематику», — вспоминает 46-летняя мать четверых детей (Воронеж). Москвичка (35 лет, четверо детей) рассуждает: «Я очень рада, что у меня нет другой какой-то работы, я могу посвятить время тому, чтобы “прокачаться” в психологии, во взаимоотношениях и стать профессиональнее в этом плане, потому что для меня очень важна моя семья, мои дети и то, как мы их воспитываем».

Благодаря опыту, накопленному со старшими детьми, матери либо сами занимаются с младшими, либо водят их на занятия. При этом родители признаются, что со старшими ребятами их образовательная стратегия часто была интенсивнее, но хаотичнее. Респондентка-москвичка в исследовании (33 года, трое детей) подчеркивает: «Учитывая свои ошибки на первом ребёнке <...>, я поняла, что старшему было дано всего слишком много, слишком рано чего-то, надо под это всё подстраиваться». Теперь, по словам информантки, она «перестала идти на поводу у своих желаний и амбиций, что надо всё сразу».

Подобные мысли нередко звучат в контексте рассуждений о соревновании родителей в успешности детей. Существует неформальная конкуренция, чей ребёнок развивается быстрее. Но такие «гонки» больше нужны родителям, чем детям. «Начинают сравнивать, кто раньше стал читать, считать, — говорит собеседница IQ.HSE Елизавета. — Но ведь у каждого ребёнка свой темп развития». Она продолжает: «Мамы соревнуются, а дети — стрессуют, что не такие успешные. А в итоге нервотрёпка и комплексы». По словам респондентки, «перекачивать детей знаниями не стоит», потому что «умный, но безрадостный ребёнок — это печально».

Мамина школа

Опыт и притязания в области обучения детей побуждает родителей тщательно выбирать школу. Более трети опрошенных семей нашли для своих наследников «нестандартные» школы: частные, вальдорфские, школы с углубленным изучением предметов и пр. Порой дети из одной семьи учатся в разных школах, поскольку их образовательные потребности сильно различаются.

Среди важных критериев при выборе школы — атмосфера, отношение к детям, социальное окружение. «Обычная» школа нередко воспринимается негативно — как обезличивающий институт, стирающий индивидуальность.

«Количество бессмысленного чего-то <...>, — говорит 49-летняя респондентка из Москвы (четверо детей). — Очень многие родители озабочены только программой, только олимпиадами, только развитием. Не состоянием детей, что они там едят, как они друг друга называют, как они проводят время. И учителя этим не озабочены <...>. А это такая большая часть школьной жизни, не меньшая, чем образовательная часть».

Помимо школы, большинство детей из опрошенных семей посещают кружки, секции и студии и пр. «Принимая во внимание тот факт, что уже к 14 годам закрепляются основные академические способности, такое поведение родителей вполне обосновано», — отмечает Злата Дорофеева. В среднем дети ходят на четыре–пять дополнительных занятий в неделю. Дети должны быть загружены, «чтобы никаких мыслей даже не было на смартфоны», поясняет 46-летняя респондентка из Воронежа.

У дошколят и младшеклассников сферы занятий наиболее вариативны. Разнообразие сужается при поступлении в музыкальную, художественную или спортивную школу. А в старших классах остаются уже только репетиторы.

Выбор дополнительных занятий далеко не случаен: он соотносится с с составом семьи, профессиональным статусом родителей и их культурными запросами. Образовательной траекторией обычно «заведуют» матери. Они же принимают и технические решения: как утрясти расписание, найти преподавателей и пр.

«В среднем респонденты оценивали расходы на образование детей в пределах 15–30% в месяц от общесемейного бюджета, считая эту долю вполне приемлемой, — пишет исследовательница. — В контексте острой нехватки ресурсов респонденты чаще говорили о времени, чем о финансах».

Благодаря пониманию ценности образования в семьях складываются практики, которые сначала поддерживают родители, а потом и сами дети. 38-летняя москвичка рассуждает, что когда детей несколько, «это как замкнутая система» в хорошем смысле слова: они помогают друг другу, обучают, воспитывают. Тем самым наблюдается «воспроизводство внутрисемейной образовательной среды», подчёркивает Злата Дорофеева.

Материнская карьера, отцовское хобби

Ставя детей в приоритет, многодетные матери вынуждены оставлять работу, выбирать незавидные и хуже оплачиваемые рабочие места и подстраивать свой рабочий график под расписание детей. Такая детоцентристская стратегия не способствует профессиональному росту матери, зато позволяет сосредоточиться на развитии детей, комментирует Дорофеева. А образовательный капитал матерей, не задействованный на рынке труда, «трансформируется во внутрисемейный ресурс». Тем самым дети больше получают от своей семьи и чаще добиваются успехов в жизни.

В заботе о малышах, разумеется, солируют матери, но отцы тоже стараются подключаться. «У нас папа развозит детей [на занятия], — рассказывает IQ.HSE Виктория. — Он много играет с ними. У него дети — как хобби, любимое дело». Другая респондентка, Елизавета, говорит о «распределении всех дел».

Отдача от инвестиций

Образовательный капитал и накопленный со старшими детьми опыт позволяют многодетным родителям увереннее ориентироваться в вариантах образования для детей. Выбор школы и дополнительных занятий становится более рациональным. А в итоге ценность знаний передаётся по наследству, закрепляется. Внутрисемейная образовательная среда самовоспроизводится.

Многим семьям не хватает времени, а порой и средств для того, чтобы реализовать все потребности. Тем не менее, отмечает автор исследования, в интервью «многие родители говорили, что удовлетворены результатами выбранной стратегии инвестирования в образование». У детей высокая успеваемость в школе и за её пределами — в музыке, спорте и пр. Очевидно, они твёрдо усвоили семейные установки. И, так же как и их родители, готовы вкладывать силы в образование.
IQ