Высокие доходы не спасают россиян от смертности в результате болезней органов пищеварения
Причины — в нехватке времени на здоровое питание и в употреблении алкоголя. А вот молоко и приём в пищу молочных продуктов способны предотвратить риск заболеваний ЖКТ
Сначала коротко
Мнение: Чем выше уровень жизни у человека, тем больше у него возможностей заботиться о своём здоровье.
На деле: В случае с заболеваниями органов пищеварения материальная обеспеченность помогает не всегда, а возможно даже оказывает обратный эффект.
Теперь подробнее
Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Татьяна Коссова проанализировала ситуацию, связанную со смертностью от болезней органов пищеварения в регионах РФ. Эти заболевания находятся на четвёртом месте среди причин смертности у мужчин, и на третьем — у женщин. Один из полученных выводов оказался неожиданным — более высокий уровень дохода не способствует решению проблемы смертности от заболеваний органов пищеварения. Возможная причина — обеспеченные люди могут позволить себе алкоголь в неограниченном количестве, но слишком заняты для того, чтобы найти время на правильное и здоровое питание. Полностью с результатами исследования можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале «Экономическая политика».
О чём речь?
Болезням органов пищеварения традиционно уделяется меньше внимания, чем сердечно-сосудистым или онкологическим заболеваниям. Тогда как смертность именно от болезней органов пищеварения демонстрирует в России наиболее неблагополучную динамику по сравнению с другими факторами. В настоящее время они занимают четвёртое место среди причин смерти у мужчин, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям, новообразованиям и внешним причинам, а также третье у женщин — также после заболеваний сердечно-сосудистой системы и различной онкологии.
C 1990 по 2020 годы смертность населения России от болезней органов пищеварения увеличилась в три раза. Наиболее неблагоприятную динамику показали Белгородская, Владимирская, Курганская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, республики Башкортостан и Мордовия, а также дальневосточные Амурская, Магаданская, Сахалинская области и Камчатский край. При этом самые благоприятные показатели у Москвы — в 2013 году они снизилось до уровня 1990 года и остаются такими до сих пор.
При этом проблема смертности от болезней органов пищеварения актуальна не только для России. «Увеличение рассматриваемого показателя в последние десятилетия наблюдается во многих странах мира», — отмечает Татьяна Коссова. Это, в свою очередь, влечёт за собой повышение интереса к исследованиям причин и возможных мер противодействия.
Самое распространённое объяснение учёных о том, почему люди так часто умирают от заболеваний пищеварительной системы, связано с современным стилем питания. Чтобы снизить бремя этих заболеваний, по мнению научных и медицинских экспертов, необходимо формировать привычки здорового питания с раннего возраста. Существенную роль играет и борьба со злоупотреблением алкоголем. Помимо этого, исследователи обращают внимание на обеспеченность населения медицинским персоналом и уровень его подготовки.
Другие важные факторы, которые привлекают внимание учёных в отношении темы смертности от болезней органов пищеварения, касаются процессов экономического роста и урбанизации, пишет Татьяна Коссова. Так, если взять Европу, то самые высокие темпы роста заболеваний органов ЖКТ в последнее десятилетие зарегистрированы в странах Восточной Европы и значительно меньшие — в богатых государствах Западной Европы.
В другом исследовании изучили работающее население США за период с 2010 по 2017 годы. Обнаружилась связь между изменением экономического благополучия округа и уровнем смертности от заболеваний печени. Последний показатель ежегодно рос в округах с наименьшим приростом экономического благосостояния.
Есть также данные по Китаю с 2013 по 2018 годы. Они показывают, что смертность от болезней органов пищеварения положительно связана с загрязнением воздуха и уровнем благосостояния региона.
В ходе одного из предыдущих российских исследований учёные провели анкетирование пациентов в Астрахани. Выяснилось, что страдающие от болезней системы пищеварения часто отмечают наличие таких стрессовых факторов, как неблагоприятная психологическая семейная обстановка, неудовлетворительные жилищные условия и низкий материальный доход.
В своей новой работе Татьяна Коссова поставила задачу проверить гипотезу о том, что на межрегиональные различия в динамике смертности от заболеваний ЖКТ в России существенно влияют экономические факторы и характеристики питания.
Как изучали?
Базой для анализа послужили данные Росстата за пятнадцатилетний период — с 2005 по 2020 годы. Всего, как поясняет автор, исследовалось 77 регионов, так как отсутствовали данные за весь анализируемый период для Дагестана, Ингушетии, Чечни, Крыма и Севастополя.
Выбранный временной интервал связан с тем, что именно за эти годы удалось собрать информацию по совокупным расходам на здравоохранение во всех рассматриваемых регионах. В качестве зависимой переменной использовалась смертность от болезней органов пищеварения на 100 000 человек населения.
В 2019 году в России смертность от болезней органов пищеварения составила: для мужчин — 73 на 100 000, для женщин 40 на 100 000. В целом наибольшее количество летальных исходов в результате этой группы заболеваний наблюдается среди людей в возрастных группах 25-64 и 65 и более лет — 62 и 191 на 100 000 человек соответственно.
В новом исследовании особое внимание уделялось показателям потребления основных продуктов питания, в том числе мяса и мясных продуктов, молока и молочных изделий, овощей и бахчевых, а также хлебобулочных изделий и сахара, в расчёте на душу населения в год. Чтобы оценить вклад употребления алкоголя, учитывались данные об объёмах продажи алкоголя в регионах. В качестве характеристик системы здравоохранения использовались данные о количестве жителей региона на одного врача, на одну больничную койку, а также мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 человек населения, плюс данные о совокупных расходах на здравоохранение в регионе и т.п.
Что касается уровня жизни, то его исследовательница оценивала с помощью следующих показателей: среднедушевые доходы населения в ценах 2005 года (рублей на человека в месяц), уровень безработицы в регионе, коэффициент Джини и общая площадь жилых помещений в расчёте на одного жителя. Для анализа данных использовались статистические методы.
Что получили?
Результаты проведённого анализа показали, что статистически значимую связь со смертностью от болезней органов пищеварения имеет среднедушевое потребление молока и молочных продуктов и алкоголя. Увеличение в рационе жителей регионов молочных продуктов, вероятно, приводит к сокращению смертности от болезней органов пищеварения. Тогда как увеличения употребления алкоголя — к росту этого показателя, приходит к выводу Татьяна Коссова.
Незначимыми оказались рассмотренные в исследовании характеристики системы здравоохранения, включая величину расходов на здравоохранение в регионе. «Данное обстоятельство может объясняться отсутствием программ борьбы со смертностью от болезней органов пищеварения, что приводит к преимущественному использованию средств на другие направления», — комментирует исследовательница.
Чем больше доля городского населения, тем выше смертность от болезней органов пищеварения. И эта обнаруженная закономерность согласуется с одним из предыдущих исследований, проведённого в Беларуси. Оно показало, что смертность по причине болезней ЖКТ, выше среди жителей городов. Возможная причина, как ни парадоксально — это лучшая диагностика и более качественная фиксация причин смерти.
В 2020 году наибольший уровень смертности от болезней ЖКТ наблюдался в регионах центральной европейской части России: Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Саратовской, Тульской и Ярославской областях, республиках Карелия, Коми, Марий Эл, а также в дальневосточных Амурской и Сахалинской областях. Последняя имеет самые высокие показатели, начиная с 2017 года. К относительно благополучным регионам можно отнести Москву и Санкт-Петербург, Воронежскую область. В этот же список попали южные республики — Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия и Карачаево-Черкесия, и западносибирские регионы — Новосибирская, Омская и Тюменская области, Республика Алтай и Якутия с Чукотским автономным округом.
Ещё один фактор, характеризующий уровень жизни — размер жилплощади, также продемонстрировал статистически значимую положительную связь со смертностью от болезней органов пищеварения. «Поскольку обеспеченность жилой площадью является индикатором благосостояния, положительная взаимосвязь этого показателя со смертностью от болезней органов пищеварения оказалась неожиданной», — пишет Татьяна Коссова.
Кроме того, обращает на себя внимание незначимость переменной «среднедушевой денежный доход». Это идёт вразрез с результатами зарубежных исследований, авторы которых обращают внимание на то, что более низкий медианный доход может приводить к ограничению способности оплачивать лечение, к меньшему потреблению здоровой и более дорогой пищи.
«Возможным объяснением выявленной в настоящей работе закономерности может служить то обстоятельство, что с ростом благосостояния люди могут реже питаться правильно ввиду большой занятости и нехватки времени, что негативно сказывается на состоянии системы пищеварения», — комментирует исследовательница. Вдобавок, по её мнению, с ростом благосостояния люди чаще употребляют алкоголь.
В одной из работ на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2010-2013 показано, что рост дохода увеличивает как вероятность употребления водки, так и объёмы её потребления. Другое исследование, также на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2006-2017 годы, демонстрирует, что рост подушевого дохода приводит к снижению вероятности воздерживаться от употребления алкоголя, а затем и к росту его потребления. Это верно как для мужчин, так и для женщин. «В указанных обстоятельствах позитивный эффект роста благосостояния может перекрываться негативным эффектом увеличения потребления алкоголя», — поясняет Татьяна Коссова.
Исследовательница отмечает — по результатам её работы подтвердилась гипотеза, что различия регионов России по смертности от болезней органов пищеварения в значительной степени связаны с питанием, потреблением алкоголя, долей городского населения и характеристиками благосостояния.
Для чего это нужно?
Результаты исследования имеют важное практическое значение. Необходимо вести дальнейший анализ положительной связи смертности от болезней органов пищеварения с показателями, характеризующими уровень жизни, считает Татьяна Коссова. Она обращает внимание на важность более подробного исследования уровня благосостояния в регионах страны с учётом характеристик режима питания, включая использование фастфуда.
Также необходимо исследовать связь смертности от болезней ЖКТ и качества пищевых продуктов. К сожалению, в настоящее время отсутствует статистическая база, необходимая для проведения подобного анализа.
«С учетом продолжающейся неблагополучной динамики показателей смертности от болезней органов пищеварения во многих регионах страны представляется целесообразным включение развития этого направления медицинской помощи в национальный проект “Здравоохранение”», — резюмирует Татьяна Коссова.
IQ