Элвин Рот наоборот
Выпускник онлайн-магистратуры Экономический анализ, выпускник бакалаврской программы Экономика и будущий аспирант первого года обучения Аспирантской школы по экономике Алексей Сек о своей выпускной квалификационной работе - исследовании взаимосвязи длительности браков с их ассортативностью по уровню образования и дохода
Чем обусловлена тема Вашего диплома?
В бакалавриате, который я закончил на программе Экономика на факультете экономических наук НИУ ВШЭ, на одном из учебных курсов нам рассказывали введение в теорию графов. Тогда особенно интересной для меня оказалась задача о марьяже, суть которой заключается в том, чтобы составить пары наиболее стабильным образом*. Так, тема моей первой курсовой работы в бакалавриате оказалась тесно связанной с темой брачности.
В магистратуре я решил продолжить изучение браков, но подойти с другой стороны - посмотреть, а какие факторы могут быть связаны с разводом. Я поставил себе задачу выяснить, есть ли связь в различиях в уровне образования и дохода супругов с длительностью брака и риском развода.
______________________
* за решение задачи о марьяже или о стабильных паросочетаниях вручена Нобелевская премия по экономике 2012 года, алгоритм Гейла Шепли - алгоритм с отложенным согласием. По алгоритму люди не женятся (а может быть зря), но распределяются абитуриенты университетов, интерны и врачи в больницы, ученики школ в некоторых округах и странах, даже благодаря третьему Нобелевскому лауреату - Элвину Роту - пересаживаются донорские почки.
Какие данные использовались для исследования
Сбор и предварительная обработка данных оказались одной из наиболее трудозатратных частей моего исследования. Основные источники, которые я использовал - это данные лонгитюдного исследования индивидов и домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ, а также данные Росстата по инфляции.
Отмечу следующие сложные моменты в обработке данных: "склеить" данные по обоим супругам, выявить факт развода, рассчитать количество общих детей, выявить и избавиться от сомнительных наблюдений, например, были случаи, когда в 2010 году у индивида высшее образование, а в 2011 среднее.
В исследовании были применены модели анализа длительности состояний, а именно регрессия Кокса. Данный метод пришел в экономику и демографию из клинических исследований, он широко применяется в иностранной литературе, но достаточно редко встречается в российских исследованиях разводимости.
О результатах
Результаты исследования совпали с нашими ожиданиями: регрессионный анализ показал, что различия в уровне образования и дохода положительно связаны с длительностью брака, иными словами, риск развода ниже у тех пар, в которых существует различие в доходе и/или образовании супругов.
Полученные результаты помогают более глубоко понять тему разводимости, а более глубокое понимание разводимости может оказаться полезным при разработке различных мер социальной политики государства.
С 2024 я начинаю обучение в аспирантуре и с моим научным руководителем Еленой Сергеевной Вакуленко мы планируем продолжить исследование разводимости: с одной стороны, мы добавим в анализ ранее не изученные факторы разводимости, с другой стороны, мы планируем посмотреть на разводы с обратной стороны - проанализировать не причины, а последствия разводов, например, на изменение в уровне благосостояния бывших супругов.
Алексей Сек
выпускник онлайн-магистратуры Экономический анализ, выпускник бакалаврской программы Экономика и будущий аспирант первого года обучения Аспирантской школы по экономике
О программе Экономический анализ: Я очень доволен обучением в онлайн магистратуре "Экономический анализ". Хочу отметить то, что и академический руководитель программы - Елена Сергеевна Вакуленко, и все преподаватели, несмотря на онлайн формат, были очень вовлеченными и отзывчивыми. Пары проходили очень интересно.
Выбор курсов был хороший и можно было выбрать то, что близко именно вам.
Также огромным преимуществом программы является сам онлайн формат обучения, что позволяет совмещать учебу с работой.
Исследование взаимосвязи длительности браков с их ассортативностью по уровню образования и дохода
Аннотация: В настоящем исследовании проводится анализ таких факторов, связанных со стабильностью брака и риском развода на микроуровне, как различие в уровне дохода и уровне образования супругов. Предложенный подход предполагает оценку взаимосвязи упомянутых факторов с длительностью брака и вероятностью развода на основе регрессии Кокса с включенными контрольными переменными, широко распространенными в научной литературе по проблеме разводимости. Полученные результаты демонстрируют, что существование различий в уровне образования супругов, равно как и наличие различий в уровне дохода супругов, статистически значимо положительно взаимосвязано с большей длительностью брака и меньшим риском развода. Проверка на робастность к изменению выборки указывает на то, что выводы о значимой положительной связи различий в уровне образования и различий в уровне дохода супругов с длительностью брака подтверждаются только на подвыборке пар с детьми, при этом на подвыборке пар без детей выводы оказываются статистически незначимыми. Скачать полный текст работы
профессор, д.э.н., Академический руководитель программы Экономический анализ
Алексей записался на мой ИПС “Экономико-математическое моделирование демографических процессов” и предложил изучать факторы разводимости. Мне эта тема показалась интересной.
У нас было два основных исследовательских вопроса: как различия в уровнях образования и дохода супругов влияют на длительность брака. Изучение факторов длительности браков является важным для понимания демографической ситуации в России, так как брак является одним из ключевых элементов социальной структуры общества.
Алексей провел кропотливую работу по подготовке данных для анализа, разобрался в эконометрических моделях длительности и успешно их применил. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что браки с большей разницей в уровне образования супругов оказываются более стабильными и имеют большую длительность при прочих равных.
Алексей уже поступил в аспирантуру НИУ ВШЭ и там продолжит работу по этой теме. Желаю Алексею будущих успехов и новых интересных исследовательских вопросов.
Объяснение алгоритма Гейла Шепли в лекции Л.Г.Егоровой
Выйти замуж / жениться по науке
Использованы фотографии из личного архива студента