• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Екатерины Мельниковой "Советское наследие Валаама: от голой земли до Северного Афона"

Мероприятие завершено

Лаборатория региональной истории России ФГН НИУ ВШЭ приглашает на выступление Екатерины Мельниковой (Европейский университет в Санкт-Петербурге) с докладом на тему "Советское наследие Валаама: от голой земли до Северного Афона", которое состоится 20 апреля в 18.30 (в смешанном формате).



Аннотация:

Валаамский архипелаг одновременно и типичный, и уникальный объект в советской истории наследия. Слава и популярность монастыря, устроенного в XIV веке на далеких и труднодоступных островах Ладожского озера, определялась мифологией, сложившейся в позднеимперское время, когда архипелаг занял прочное место в качестве географического, политического и религиозного форпоста на северо-западных окраинах России. Значительная поддержка со стороны царской фамилии сделала его одним из самых привлекательных направлений паломничества для художников, литераторов и композиторов, создавших образ "дивного острова" – воплощения севернорусской природной красоты и православных традиций благочестия. Однако в 1917 году Валаам вместе с другими приграничными территориями на Карельском перешейке и в Южной Карелии стал частью независимой Финляндии, взяв на себя роль православного центра лютеранского государства и точки притяжения представителей российской эмиграции. С началом Зимней войны (1939-1940) монахи покинули остров, основав Ново-Валаамскую обитель в Хейнявеси (Финляндия), а архипелаг вошел в состав Советского Союза в качестве одного из трофеев советско-финской военной кампании. 

В своем докладе я обращаюсь к истории архипелага во второй половине XX - начале XXI веков, когда он оказался объектом множества культурных проекций, став одновременно символом исчезающего наследия и экологической катастрофы, предметом художественного поклонения и местом духовных поисков, а позже – неформальной политической ареной и туристической меккой, снискавшей славу Северного Афона. Историю появления, распространения и столкновения этих проекций я рассматриваю в контексте превращения территории в «наследие» в широком значении этого понятия, имея в виду, что наследие нельзя потерять или обнаружить, украсть или вернуть обратно, наследие – это та «ценность», которая добавляется к различным, существующим в настоящем объектам. В то же время я рассматриваю наследие не как политический проект объективации тех или иных ценностей, утверждавшихся меняющимися государственными идеологиями, а как пространство социального взаимодействия и арену борьбы различных социальных групп за право определять и утверждать эти ценности. 

Хотя Валаам не был уникальным местом на советской карте исторических мест, канонизированных в форме музеев и заповедников в 1960-1980-е годы, насыщенность, плотность и разнообразие культурных проекций, связанных с деятельностью разных групп, сделали это место важнейшим локусом исторического и культурного воображения, пережившего и созданные там советские институты, и последующие социальные и политические трансформации.

Дискутантан – Борис Степанов (НИУ ВШЭ).

Мероприятие пройдёт в смешанном формате
 (онлайн и офлайн в корпусе НИУ ВШЭ по адресу: ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 1 (корпус "А"), ауд. 512). 

Язык мероприятия: русский.  

Для участия в мероприятии необходимо пройти предварительную регистрацию (для внешних участников вход в НИУ ВШЭ будет возможен лишь на основе данных, предоставленных через регистрационную форму).

Данные для участия онлайн будут высланы после регистрации, не позднее чем за два часа до начала мероприятия.

По всем вопросам можно обращаться по адресу regionalhist@hse.ru