• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Галина Егорова на конференции "История сталинизма"

21 июня научный сотрудник ИРИИ Галина Егорова приняла участие в XVI Международной научной конференции "История сталинизма", где представила совместный доклад "Суздаль до «города-музея»: к предыстории витринного туристического проекта" (в соавторстве с директором ИРИИ Екатериной Болтуновой).

Аннотация доклада:

В начале 1970-х гг. Суздаль стал витринным проектом советского туризма, который до сих пор сохраняет статус одной из главных туристических столиц России. Об экономическом потенциале города задумались еще в довоенный период. Фактически, Суздаль стал "точкой сборки" и "опытным полигоном" для создания туристического кластера "Золотое кольцо", связанного с древнерусской культурой. Широкий комплекс документов, обнаруженный авторами в федеральных и региональных архивах, позволяет детально реконструировать первый этап "Суздальского ренессанса" с момента оформления идеи и ее дальнейшего продвижения до законодательного оформления и последующей реализации. В докладе большое внимание уделяется аспектам истории повседневности Суздаля в период трансформаций, а также региональным, республиканским и союзным акторам, которые повлияли на положительное решение этого вопроса.

Судьба памятников города-сказки в первые годы советской власти сложилась печально: 14 храмов XVII–XVIII вв. были разобраны на стройматериалы или взорваны. Война изменила официально декларируемую позицию государства в отношении сохранения памятников прошлого. Массовая утрата памятников в эти годы привела к тому, что государство задумалось не только о консервации и восстановлении, но и о презентации исторического прошлого, что напрямую отразилось на судьбе Суздаля. Благодаря усилиям региональных, республиканских и союзных акторов удалось пролоббировать проект превращения Суздаля в первый в СССР "город-музей". Авторы проекта декларировали стремление "превратить город Суздаль в истинный город XI–XVIII вв., сохранив для этого не только застройку того времени, но и благоустройство, что позволит усилить эффективность экспозиции и расширить сущность ее понимания".

Однако почему из множества городов Центральной России, имеющих уникальные памятники, "флагманским" городом-музеем стал Суздаль? Если искать ответ с учетом сугубо советской перспективы, то стоит отметить сразу несколько факторов. Первым и наиболее значимым стала интенция развернуть проект, посвященный русскому искусству, недалеко от Москвы, обеспечив таким образом его доступность. Этот поиск удачно совпал с активной общественной позицией ряда ученых, занимавшихся историей Владимирского края. Историки, архитекторы, реставраторы, художники использовали отсылки к факту разрушения памятников в годы войны в качестве довода о необходимости сохранить то, что чудом осталось незатронутым. Безусловно, важным аспектом стал и выразительный городской ландшафт Суздаля, сочетающий в себе камерность пространства, многочисленные памятники архитектуры и уютные деревянные домики на фоне природы среднерусской полосы.

На законодательном уровне решение о превращении Суздаля в город-музей принималось дважды – в 1945 и в 1967 гг., и период между этими двумя реперными точками был для города очень непростым. С одной стороны, наметился интерес к его историческому наследию: из столицы приезжали специалисты, осматривали памятники, обсуждали перспективы реставрации. С другой – несмотря на положительные тенденции, Суздальский музей переживал трудные времена. Отчеты А.Д. Варганова за первое послевоенное десятилетие выражали чистое отчаяние: так, за 1953 г. музею с трудом удалось завлечь всего 5000 посетителей (половину от запланированного числа). Равнодушие последних, впрочем, вполне объяснимо: мало кого могли увлечь выставки "Пятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР", "Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС" и "История края Советского периода". В холодное время года музей не отапливался, популяризация коллекций музея на областном радио и в прессе не велась, что также не добавляло ему привлекательности. А.Д. Варганов жаловался на отсутствие водопровода, электричества и даже охраны музейных объектов. 

Несмотря на все сложности послевоенного десятилетия, к середине ХХ столетия Суздаль являл собой пространство, располагающее к ностальгическим настроениям. Впервые в нашей стране не отдельный объект, а все городское пространство позиционировалось как достопримечательность. В начале 1970-х гг. Суздаль и вовсе стал "витриной" - не просто туристической меккой, а центром "дипломатического" туризма.