• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые образовательные курсы, разработанные сотрудниками лаборатории

В рамках создания пула общеуниверситетских факультативов и курсов МАГОЛЕГО на 2020/2021 учебный год конкурсная комиссия одобрила поданные сотрудниками лаборатории заявки на проведение двух курсов МАГОЛЕГО и одного общеуниверситетского факультатива. В новый пул войдёт курс МАГОЛЕГО "Иерархия территорий и историко-географические презентационные модели: от империи к современной России" под руководством заведующего лабораторией Болтуновой Екатерины Михайловны, а также общеуниверситетский факультатив "Прикладная генеалогия" и курс МАГОЛЕГО "(Вне)православная религиозность в России в ХХ веке" под руководством научного сотрудника лаборатории Егоровой Галины Сергеевны. Планируется, что общеуниверситетский факультатив пройдёт в первой половине года, в то время как курсы МАГОЛЕГО традиционно будут проводиться в 3-4 модулях учебного года.

Ниже доступны аннотации к каждому курсу.

"Иерархия территорий и историко-географические презентационные модели: от империи к современной России"

Предлагаемый курс анализирует процесс выработки презентационных моделей применительно к истории российских регионов XVIII – XX вв., а именно -  введение в оборот и развитие таких терминов «регион», «область, «край», «царство», «пограничье»,«фронтир» и влияние на восприятие региона значимых историко-культурных конструктов («Север», «Юг», «Восток», «Запад», «Европа», «Азия», «ориентализм» (в терминологии Э.Саида), «центр», «периферия», «(несостоявшаяся) столица», «провинция»,«маргинальность» и др.

В рамках курса будут проанализированы ментальные карты, терминологические смещения и интерпретационные модели в исторической перспективе (например,появление топонима «Дальний Восток», современное представление о регионе Сибирь и исторические Сибири).

Анализируя предложенный материал, слушатели курса смогут понять, каким образом (в рамках властных оценок, принятых стандартов, распределения экономических ресурсов, а также в контексте общественного восприятия) складывались разные иерархии территорий. Это также позволит увидеть динамику указанных процессов, а именно - как структуры такого рода появлялись, развивались, менялись или, напротив, оставались неизменными при радикальной смене политического и культурно-исторического контекста.

"(Вне)православная религиозность в России в ХХ веке"

Цель курса – составить у слушателей комплексное представление об историко-антропологических аспектах религиозности в России в ХХ веке. Студенты познакомятся с особенностями государственной религиозной политики в СССР и узнают о положении верующих разных конфессий с учетом региональной специфики. Тематическое содержание курса позволит слушателям взглянуть на историю религиозности в России ХХ века с непривычных ракурсов: гендерной истории, истории коллаборационизма и ренегатства, истории церковного диссидентства.

Особенностью курса является широкая источниковая база, включающая в себя текстуальные (пресса, эго-документы, художественная литература) и визуальные источники (карикатуры, фотографии, документальный и игровой кинематограф). Анализ исторических материалов через призму имагологии и истории эмоций позволит студентам сделать выводы о формировании определенных стереотипов в отношении конфессий и верующих, имеющих широкое хождение вплоть до настоящего времени.

В рамках курса особое внимание будет уделяться территориальным, конфессиональным и этническим аспектам социальных практик религиозных сообществ, а также феномену сохранения веры как элемента национальной идентичности. Решение этих задач предлагается на основе анализа редких источников личного происхождения, позволяющих услышать голос «гонимого меньшинства» в условиях жесткой цензуры.Антропологический характер дисциплины предполагает приобретение знаний в области истории памяти, истории эмоций, истории повседневности, конфессиональной географии.


"Прикладная генеалогия"

Курс направлен на приобретение навыков систематической работы по поиску, анализу и оформлению сведений (включая региональные исторические материалы) о происхождении, преемстве и родстве семей и родов.

Изучение и реконструкция истории рода требует от исследователя определенной подготовки. Представленный курс направлен на приобретение необходимых знаний широкого спектра, касающихся не только генеалогии, но и смежных дисциплин: палеографии, исторической хронологии, фалеристики, униформологии и нумизматики.

Антропологический характер данной дисциплины позволит расширить познания студентов об истории повседневности, исторической психологии, демографии, этнографии и др. Большое внимание будет уделяться региональной и конфессиональной специфике генеалогических источников.

Теоретическая часть курса познакомит студентов с общими представлениями о генеалогии как науке, ее связях с другими дисциплинами, стратегиями поиска генеалогической информации, способами оформления родословных. Практическая часть позволит приобрести навыки сбора, атрибуции, анализа и каталогизации генеалогических сведений.

Курс включает аудиторные (лекционные и семинарские) занятия, а также самостоятельную работу. В ходе аудиторных занятий предусмотрены выступления региональных специалистов – сотрудников архивов, музеев, преподавателей, опыт которых будет полезен для слушателей курса. Финальным проектом является составление истории рода, оформленное с помощью различных методик. Курс позволит студентам использовать полученные знания как для дальнейшей научной работы, так и для личных целей.

Изучение и реконструкция истории рода требует от исследователя определенной
подготовки. Представленный курс направлен на приобретение необходимых знаний
широкого спектра, касающихся не только генеалогии, но и смежных дисциплин:
палеографии, исторической хронологии, фалеристики, униформологии и нумизматики.
Антропологический характер данной дисциплины позволит расширить познания
студентов об истории повседневности, исторической психологии, демографии,
этнографии и др. Большое внимание будет уделяться региональной и конфессиональной
специфике генеалогических источников.
Теоретическая часть курса познакомит студентов с общими представлениями о
генеалогии как науке, ее связях с другими дисциплинами, стратегиями поиска
генеалогической информации, способами оформления родословных. Практическая часть
позволит приобрести навыки сбора, атрибуции, анализа и каталогизации генеалогических
сведений.
Курс включает аудиторные (лекционные и семинарские) занятия, а также
самостоятельную работу. В ходе аудиторных занятий предусмотрены выступления
региональных специалистов – сотрудников архивов, музеев, преподавателей, опыт
которых будет полезен для слушателей курса. Финальным проектом является составление
истории рода, оформленное с помощью различных методик. Курс позволит студентам
использовать полученные знания как для дальнейшей научной работы, так и для личных
целей.