• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Андрея Тесли «Проблематика имперского многообразия в публицистике Александра Герцена 1850 – 60-х гг.»

24 ноября в рамках Лектория Международной лаборатории региональной истории России и Фонда Михаила Прохорова состоялась онлайн-лекция Андрея Тесли (Центр исследований русской мысли Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, Калининград) «Проблематика имперского многообразия в публицистике Александра Герцена 1850 – 60-х гг.».

Портрет А. Герцена.

Портрет А. Герцена.
М.С. Щепкину / Публ. Л. Ланского. // Литературное наследство. Т. 61. М. Изд-во АН СССР. 1953. С. 207-212.

Свой доклад Андрей Александрович начал с представления слушателям общей информации о жизни и личности Александра Герцена, его влиянии на публицистику. Лектор объяснил, что существует два подхода к пониманию и интерпретации А. Герцена и его текстов: первый – хронологический – через выделение ключевых периодов жизни Герцена; и второй ракурс – через комплексный анализ сплетения личных и публичных проявлений жизни Герцена.

Далее Андрей Тесля обратился к важным понятиям «федерализм» и «республика». Он объяснил, как они соотносятся друг с другом, и вступали в конфликт с другими политическими течениями, а также рассказал о том, как сам Александр Герцен понимал их. Лектор пояснил, почему республика была неприемлема для Герцена, так как логика господства централизации ставила республику наравне с монархией, поэтому он не поддерживал республиканские проекты.

С начала 1850-х годов в публицистике Герцена появляется фигура славянства. Отдельной проблематикой была Польша. Лектор выделил здесь две проблемы: ответственности и свободы («ответственность несвободы»). Наиболее примечательной статьей по этому вопросу является текст Герцена «Поляки прощают нас!» (1853).

После чего лектор перешел к главной проблематике доклада – «региональному измерению» в публицистике Герцена. Как считает лектор, внимание Герцена к региональному было минимально, он мыслил общей рамкой России. Хотя периодически выделялись отдельные сюжеты с Царством Польским, Украиной и Сибирью. Андрей Тесля обратил внимание слушателей на то, что у Герцена понимание нации было как природного, естественного феномена.