Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юрий Акимов на конференции "Петр I и имперская идентичность в России"

1-3 ноября ведущий научный сотрудник Лаборатории Юрий Акимов принял участие в конференции "Петр I и имперская идентичность в России: к 300-летию принятия Петром титула Отца Отечества и Императора Всероссийского", организованной Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург), выступив с докладом "Сибирская политика Петра I как элемент выстраивания имперской идентичности".

Фрагмент: Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754.

Фрагмент: Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754.
Эрмитаж

Аннотация доклада:

В первой четверти XVIII в. кардинальным образом изменилась политика российских властей по отношению к Сибири и ее аборигенному населению. В допетровское время она воспринималась как "дальняя государева вотчина", а сибирские "иноземцы" интересовали Москву, прежде всего, как плательщики ясака. Русские не вмешивались в жизнь аборигенных сообществ, воспринимая их членов как "других" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

При Петре I коренное население Сибири становится объектом изучения, христианизации (в том числе насильственной) и "просвещения" / приобщения к "цивилизации"; также начинается научное описание и исследование земель, расположенных за Уралом.

В докладе сибирская политика, проводившаяся при Петре I, рассматривается как элемент осуществления имперского проекта, важным элементом которого было наличие у России "внеевропейской периферии", населенной "отсталыми" народами. При этом отмечается, что, с одной стороны, имело место заимствование отдельных западноевропейских подходов и практик, с другой стороны – создавались новые формы взаимодействия различных этнических групп, отличные от существовавших в «классических» колониальных империях Нового времени. 

Программа конференции доступна по ссылке.