Доклад Марины Лоскутовой и Антона Котенко «"На ладони карта, с малолетства каждая проставлена река…": первые гидрографические карты Российской империи как отражение и инструмент территориализации»
10 февраля в рамках Лектория Международной лаборатории региональной истории России (международный семинар "Российский берег") состоялся доклад Марины Лоскутовой и Антона Котенко (НИУ ВШЭ, СПб) «"На ладони карта, с малолетства каждая проставлена река…": первые гидрографические карты Российской империи как отражение и инструмент территориализации».
Доклад М. Лоскутовой и А. Котенко был посвящен истории составления первых гидрографических карт Российской империи. Авторы рассматривают карты как инструмент территориализации государственного управления в Российской империи первой половины XIX в. Понятие территориализации впервые появилось в работах Р. Сака. Под этим термином понимается стремление государств к установлению своего присутствия в пространстве государственных границ с целью контроля над ресурсами и действиями своих подданных. М. Лоскутова отметила, что в историографии гидрографические карты Российской империи практически не рассматривались как средство территориализации. Авторы предложили свою оптику исследования, в соответствии с которой на основе ранних гидрографических карт и атласов Российской империи, созданных в 1802, 1832-33 и 1846 годах, осмыслялся процесс преобразования имперских ландшафтов и восприятие этих изменений со стороны власти.
По мнению М. Лоскутовой, период с 1798 по 1811 гг. в Российской империи можно назвать «эпохой каналов». При Павле I впервые был создан Департамент водяных коммуникаций. В период правления Александра I в Петербург прибыли инженеры-гидравлики из Франции и франкоязычных регионов Европы. В Главном управлении Департамента водяных коммуникаций работали Франц де Воллан, Огюстен де Бетанкур и его коллеги Пьер Базен, Жан Морис Дестрем, Жак Фабр, Шарль Потье. Опыт данных специалистов был важен для развития инженерных знаний в России.
Самая ранняя гидрографическая карта Российской империи появилась в 1802 г. По словам М. Лоскутовой, эта карта была обращена в будущее: из двадцати отмеченных водных систем на тот период времени реально функционировали только две. Работа над следующей картой началась в 1812 г., однако к 1818 г. грандиозные планы по строительству каналов сворачиваются и все внимание переносится на проект строительства путей сообщения из Петербурга на Верхнюю Волгу. Следующий этап обсуждения проектов развития каналов пришелся на 1823-24 гг. В это же время начинается обсуждение создания новой гидрографической карты. Новая карта и гидрографический атлас Российской империи были опубликованы в 1832-33 гг. М. Лоскутова отметила, что особенностью новой карты стало появление на ней округов путей сообщения. В то же время карта и атлас отражали взгляд инженера-гидравлика: здесь не было практически никакой информации о трафике по каналу, а также о том, что лежит за его пределами.
А. Котенко остановился на обстоятельствах создания новой гидрографической карты 1846 г. Он отметил, что к этому году информация на картах устарела, а попытки Петербурга получить требуемые с мест сведения успехом не увенчались. Увидевшая свет гидрографическая карта 1846 г. имела несколько особенностей, отличавших ее от предыдущих карт. Во-первых, в имперское гидрографическое пространство были включены две ранее исключенные области: Кавказский регион и Царство Польское. Во-вторых, новая карта уже мыслилась как постоянно обновляемая. Докладчик отметил, что к этому времени удалось наладить более продуктивный обмен информацией с округами. Данная карта впервые поступила в массовую продажу.
В ходе дискуссии, развернувшейся после семинара, слушателей заинтересовали вопросы, связанные с экономической эффективностью картографических проектов, проблемы коммуникации между центром и периферией в связи с обменом необходимой для составления гидрографических карт информации, а также особенности формирования имперского гидрографического пространства.