Выступление Мэттью Клопфенштайна с докладом "Creating Respectability: The First World War and The Death of Maria Gavriilovna Savina"
19 апреля в рамках работы Международной лаборатории региональной истории России и семинара Научно-учебной группы изучения мемориальной культуры в России состоялось выступление Мэтью Клопфенштайна (Университет Южной Каролины, США) с докладом "Creating Respectability: The First World War and The Death of Maria Gavriilovna Savina".
Мария Гавриловна Савина (1854-1915) была известной актрисой, активным членом Русского театрального общества и важной фигурой формирующегося гражданского общества позднеимперской России. Ее неожиданная кончина в 1915 году вызвала бурную общественную реакцию: многочисленные хвалебные речи, воспоминания в газетах, памятные мероприятия по всей России. По мнению Клопфенштейна, причиной такой реакции стало положение Российской империи осенью 1915 года: смерть Савиной произошла после крупных военных неудач, которые привели к "Великому отступлению" и вызвали политический кризис. Многие были удивлены, что смерть актрисы привлекла внимание во время войны, и предполагали ее связь с войной через "метафизику горя".
Превращение Марии Савиной в фигуру патриотической респектабельности было результатом действия многих сил, в том числе и действий самой Савиной, которые она предпринимала для создания своего публичного образа. Все это нашло отражение в двухтомной публикации «Кончины Марии Гаврииловны Савиной», где рассматривались аспекты смерти актрисы и её поминовения в прессе. На фоне массовых смертей «Кончина Марии Гаврииловны Савиной» олицетворяла растущую фиксацию общества на смерти, которая нашла отражение в других памятных изданиях, появившихся в России в эпоху войн, революций и гражданской войны.
В этом труде предпринималась попытка переосмыслить существующие формы поминовения, чтобы продемонстрировать значимость актрисы для Российской империи 1915 года. Первоначально предполагалось завершить работу над первым томом к осени 1916 года, но он был опубликован только в январе 1917 года, второй том – в начале 1918 года. В это время мир, в котором должна была сохраниться память о Савиной, сместила революция, и поэтому автор стремился дистанцироваться от религиозных тонов публикации и представления ценностей, которые в контексте революции превратились из респектабельных в реакционные. Тем не менее, «Кончина Марии Гаврииловны Савиной» – важный источник, позволяющий увидеть способы создания новых нарративов о публичных деятелях. Он служит свидетельством динамики текстовой сферы позднеимперской России и роли, которую играли в ней знаменитости как при жизни, так и после смерти.
Запись доклада доступна по ссылке.