• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление Мэттью Клопфенштайна с докладом "Creating Respectability: The First World War and The Death of Maria Gavriilovna Savina"

19 апреля в рамках работы Международной лаборатории региональной истории России и семинара Научно-учебной группы изучения мемориальной культуры в России состоялось выступление Мэтью Клопфенштайна (Университет Южной Каролины, США) с докладом "Creating Respectability: The First World War and The Death of Maria Gavriilovna Savina".

Кончина Марии Гаврииловны Савиной. М., 1916. Т. 1.

Кончина Марии Гаврииловны Савиной. М., 1916. Т. 1.

Мария Гавриловна Савина (1854-1915) была известной актрисой, активным членом Русского театрального общества и важной фигурой формирующегося гражданского общества позднеимперской России. Ее неожиданная кончина в 1915 году вызвала бурную общественную реакцию: многочисленные хвалебные речи, воспоминания в газетах, памятные мероприятия по всей России. По мнению Клопфенштейна, причиной такой реакции стало положение Российской империи осенью 1915 года: смерть Савиной произошла после крупных военных неудач, которые привели к "Великому отступлению" и вызвали политический кризис. Многие были удивлены, что смерть актрисы привлекла внимание во время войны, и предполагали ее связь с войной через "метафизику горя".

Превращение Марии Савиной в фигуру патриотической респектабельности было результатом действия многих сил, в том числе и действий самой Савиной, которые она предпринимала для создания своего публичного образа. Все это нашло отражение в двухтомной публикации «Кончины Марии Гаврииловны Савиной», где рассматривались аспекты смерти актрисы и её поминовения в прессе. На фоне массовых смертей «Кончина Марии Гаврииловны Савиной» олицетворяла растущую фиксацию общества на смерти, которая нашла отражение в других памятных изданиях, появившихся в России в эпоху войн, революций и гражданской войны.

В этом труде предпринималась попытка переосмыслить существующие формы поминовения, чтобы продемонстрировать значимость актрисы для Российской империи 1915 года. Первоначально предполагалось завершить работу над первым томом к осени 1916 года, но он был опубликован только в январе 1917 года, второй том – в начале 1918 года. В это время мир, в котором должна была сохраниться память о Савиной, сместила революция, и поэтому автор стремился дистанцироваться от религиозных тонов публикации и представления ценностей, которые в контексте революции превратились из респектабельных в реакционные. Тем не менее, «Кончина Марии Гаврииловны Савиной» – важный источник, позволяющий увидеть способы создания новых нарративов о публичных деятелях. Он служит свидетельством динамики текстовой сферы позднеимперской России и роли, которую играли в ней знаменитости как при жизни, так и после смерти.

Запись доклада доступна по ссылке.