Доклад Игоря Нарского "«Мастерица на все руки»: эпизод из жизни челябинской художественной самодеятельности 1960-х годов"
9 апреля в рамках Лектория Института состоялось выступление Игоря Нарского (ПГНИУ) с докладом на тему "«Мастерица на все руки»: эпизод из жизни челябинской художественной самодеятельности 1960-х годов".
28 мая 1964 г. в газете "Челябинский рабочий" появилась положительная рецензия на самодеятельный танцевальный спектакль под названием "Мастерица на все руки", исполненный ансамблем народного танца Челябинского тракторного завода. В ней пересказывался сюжет спектакля, в котором принимали участие такие странные герои, как Химия, Удобрения, Ядохимикаты и другие не менее экзотические персонажи. Сюита, сообщал корреспондент, была восторженно принята зрителями и шла "на сплошных аплодисментах". Тем не менее сценическая жизнь хореографической сюиты с полным названием "Мастерица на все руки. Хореографические картины, рассказывающие о волшебнице химии и ее всемогущей силе" оказалась очень короткой. Она была показана челябинцам всего один-два раза в мае 1964 г., в рамках традиционного ежегодного смотра художественной самодеятельности.
На первый взгляд может показаться, что этот балетный спектакль – забавный курьез, по поводу которого можно ухмыльнуться или пожать плечами, но который вовсе не заслуживает внимания профессионального историка или человека, интересующегося прошлым своего края и своей страны. Между тем, история этой постановки содержит несколько загадок, провоцирующих следующие вопросы. Почему хореографы выбрали тему химического прогресса в СССР в качестве сюжета балетного спектакля? Почему эта постановка была осуществлена именно в Челябинске и, насколько известно, только в нем? Наконец, почему эту, судя по реакциям зрителей, успешную постановку посчастливилось увидеть совсем немногим и почему она была изъята из репертуара?
Как узнает слушатель лекции, ответы на эти вопросы связаны с проблемами "большой", государственной, и "малой", местной, истории. Потому что эта беспримерная хореографическая инсценировка химического прогресса была плодом политики – большой политики, связанной с именем Н.С. Хрущева, и политики малой, основанной на сложных отношениях двух челябинских хореографов – бывшей руководительницы танцевального ансамбля Н.Н. Карташовой и ее преемницы, В.И. Бондаревой. И короткая жизнь этой сюиты в репертуаре тракторозаводских танцоров, и ее изъятие из репертуара было продиктовано политическими решениями.
С видеозаписью доклада можно ознакомится на YouTube канале Института.