Проект "Российский берег"
Международный семинар "Российский берег" основан в 2021 г. по результатам организованной Лабораторией конференции "Российское побережье: морские берега и речные области в российской истории, 1700-1991" (18-21 ноября 2020 г.). Цель семинара – продолжение обсуждения вопросов, связанных с развитием прибрежных и речных регионов России и работа над проектом издания коллективной монографии по указанной тематике.
Темы для обсуждения:
- Что делает побережье, реку или озеро основным фактором жизни региона? Как политическая и экономическая история России влияет на историю ее регионов? Какие перемены происходили в этом отношении с течением времени? Были ли в российской истории периоды, когда значение рек или моря усиливалось? Какую роль в развитии приморский территорий и речных областей играло развитие новых технологий?
- Как, с точки зрения центральной власти, определяется важность для России ее прибрежных, речных и приозерных регионов? Какие ресурсы государство выделяло на их развитие?
- В чем можно сравнивать территории российского побережья (Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей)? Какие субрегионы входят в каждую из приморских зон и в каких отношениях субрегионы состоят друг с другом? Каковы возможности сопоставления территорий, лежащих вдоль крупных рек (Волга, Дон, Днепр, Иртыш и другие сибирские реки, Амур, реки Средней Азии и Кавказа) в их историческом развитии? Как развиваются регионы, лежащие на побережьях или вдоль больших рек, по сравнению с теми территориями, где водные ресурсы не стали определяющими?
- Как историю России как страны приморских и речных регионов можно соотнести с опытом других частей света? Историки часто подчеркивают различия между "континентальными" и "морскими" империями, без тени сомнения относя Россию к первой категории. Но работает ли это противопоставление, если мы говорим об истории российских регионов?
- Как морские и речные торговые пути помогают формировать региональные идентичности и установки? Существуют ли особые типы приморских или речных укладов жизни в России? Какие индивиды и социальные группы внесли особый вклад в развитие этих регионов (например, моряки, рыбаки, инженеры и строители дамб и портов, картографы, художники-маринисты и т.д.)
Постоянные участники семинара:
- Екатерина Болтунова (НИУ ВШЭ)
- Николас Брейфогль (Государственный университет Огайо, США)
- Стелла Гервас (Университет Ньюкасла, Великобритания)
- Анастасия Игнатенко (НИУ ВШЭ)
- Александр Исаев (Дальневосточный федеральный университет)
- Дмитрий Копелев (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
- Алексей Крайковский (НИУ ВШЭ СПб; Университет Падуя, Италия)
- Елена Кэмпбелл (Университет штата Вашингтон, США)
- Юлия Лайус (НИУ ВШЭ)
- Патрик Рид (Университет Питтсбурга, США)
- Джон Рэндольф (Университет Иллинойса, США)
- Виллард Сандерленд (Университет Цинциннати, США; НИУ ВШЭ)
- Елена Смилянская (НИУ ВШЭ)
- Йорн Хаппель (Университет Гамбурга, Германия)
- Джанет Хартли (Лондонская школа экономики, Великобритания)
- Гвидо Хаусманн (Институт исследований Восточной и Юго-Восточной Европы, Регенсбург, Германия)
- Дмитрий Шевелев (Томский государственный университет)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.