Сотрудники Института на секции "Интеграционные процессы в Российской империи: принципы, формы, пространства, результативность" Третьего Петербургского исторического форума
7-13 октября 2024 г. в рамках проведения Третьего Петербургского исторического форума состоялось заседание секции "Интеграционные процессы в Российской империи: принципы, формы, пространства, результативность", одним из организаторов и модераторов которой выступил ведущий научный сотрудник Института Евгений Крестьянников. Для участия в работе секции с докладами были выбраны историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Тюмени и Ташкента, а тематика выступлений отличалась разнообразием. Интеграционные процессы в Российской империи показывались через роль в них вооруженных сил, системы правосудия, административных органов, учебных заведений и т.д.
В рамках указанной секции свой доклад на тему "Аккультурационный и интеграционный потенциал судебной системы поздней Российской империи" представил старший научный сотрудник Института Сергей Любичанковский.
Аннотация:
Важным аспектом в развитии государства является проведение судебных реформ и создание эффективной юстиции. Создание суда, защищавшего и гарантировавшего права и свободы, являлось важной задачей, стоявшей перед Российским государством в XIX в. В этом вопросе стоит обратить внимание на судебную реформу 1864 г. Анализ сведений о работе судов приводит к выводу о понимании общественностью нежизнеспособности судебной системы во многих регионах России, в том числе и по критерию отрыва регионов от стандартов "ядра" империи в сфере судопроизводства. Это приводило к широкому обсуждению и проведению определенных мероприятий, актуальных для конкретных территорий государства. Реформа проводилась осторожно, во избежание ошибок, что в итоге зачастую приводило к принятию малоэффективных полумер. Примером могут являться "Временные правила о некоторых изменениях по судоустройству и судопроизводству в губерниях Тобольской, Томской, Восточной Сибири и Приамурского края" 1885 г. Реформирование осложнялось противостоянием либеральных и консервативных кругов, имевших разные цели в вопросе модернизации системы. Подобное противостояние встречалось и в отношениях центр-провинция, что напрямую было увязано с вопросами интеграции регионов, ее темпов. Внедрение в судебную практику институтов мировых судей, суда присяжных, самоуправляемой адвокатуры, судебных приставов и др. было еще и непростой аккультурационной задачей в условиях разницы в правовой культуре и неоднородности судебно-правовой системы в разных регионах Российской империи. В этом ключе стоит обратить внимание на изменение судебной системы как на процесс, позволяющий проводить политику аккультурации и интеграции в единое общеимперское пространство. Комплекс правительственных мер в подобной политике можно проследить на территории разных регионов, включая территории Южного Урала и Сибири. Региональной спецификой объяснялось то, что интеграция должна была придерживаться дифференциального подхода с учётом географических особенностей, особенностей контингента, социально-политической картины и т.д. Процесс внедрения основных элементов судебной реформы в те или иные регионы Российской империи находился в зависимости от субъективных причин: политической борьбы, социально-политического климата в стране, вызвавших встречный контрреформаторский процесс. К объективным причинам можно отнести географические, этноконфессиональные, национальные, уровни криминогенности и правовой культуры регионов, восприятие реформ представителями социальных групп. Реформированное судопроизводство не упраздняло инородческие суды и стремилось привлекать "инородцев" в судебные процессы общего характера. Центральная власть понимала необходимость выстраивания дипломатичной линии диалога с местными элитами для более естественного поглощения инородческих элементов в общеимперскую судебную систему.
Стажер-исследователь Института Дина Андриянова выступила с докладом на тему "Имперское конструирование региональной управленческой специфики: проекты преобразований сибирской администрации в конце XIX – начале XX века".
Аннотация:
Самодержавие неоднократно стремилось совершенствовать систему управления обширным сибирским регионом и приспособить вертикаль власти к местной специфике. Великие реформы распространили на край некоторые преобразования, однако организация высшей администрации губерний за Уралом долгое время не менялась. Губернская же власть требовала изменений, и обсуждение административных реформ после закрытия в 1880-х гг. "Кахановской комиссии»" не прекратилось. Сибирские администраторы (В.А. Арцимович, А.П. Игнатьев, В.А. Тройницкий и др.), думая о необходимости преобразований, разрабатывали собственные проекты, положенные в конце концов в основу реформы 1895 г. Данная административная реформа имела большое значение не только для Сибири, но и для других регионов Российской империи, поскольку проводилась как эксперимент, результаты которого предполагалось распространить на остальную страну. Поэтому ее эффективность не раз рассматривалась при дальнейшем обсуждении реформ местного управленческого аппарата.
Секция организована и доклады подготовлены в рамках гранта Российского научного фонда - проект № 23-18-00268 "Юстиция в системе обеспечения безопасности и процессах интеграции периферийных регионов Российской империи (XVIII – начало XX в.)", реализуемый на базе НИУ ВШЭ.
Подробнее о конференции по ссылке.
Крестьянников Евгений Адольфович
Центр изучения стратегий и практик регионального управления: Ведущий научный сотрудник