• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нормативная база раздельного сбора отходов

В рамках стратегии обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) поставлена цель повысить уровень переработки отходов (табл. 1 и табл. 2). 

Таблица 1 Ключевые целевые показатели обращения с ТКО

 

2018

2022

2023-2024

2030

Доля ТКО на захоронение, %

97,0

81,1

87,9

49,8

Доля ТКО на утилизацию, %

3,0

11,9

12,1

49,5

Доля отходов, направленных на сортировку, %

7,0

32,7

50,2

100

Источник: стратегия ППК РЭО на период до 2025 года и плановый период до 2030 года URL: https://disk.reo.ru/f/15d9acaa8c7644f69111/?dl=1

 

Таблица 2 Ключевые целевые показатели экономики замкнутого цикла

 

2018

2022

2024

2030

Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики

-

6,0

10,0

32,0

Доля видов упаковки, утилизируемой в Российской Федерации 

-

40,0

55,0

100

Источник:Официальные документы Минприроды России — Минприроды России (mnr.gov.ru)

С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04.08.2023 N 451-ФЗ., согласно которому обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров обязаны:

  1. Производители товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, упаковки на территории Российской Федерации);

  2. Импортеры товаров (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза).

До 1 января 2027 года производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки поэтапно (в частности, с 2024 года по нормативам утилизации, установленным Правительством, с 2025 года — в отношении 55 процентов массы упаковки, с 2026 года — в отношении 75 процентов ее массы, к 2030 году планируется достигнуть 100 % утилизации упаковки в России

На данный момент система находится на стадии формирования, отрабатываются механизмы утилизации упаковки, отдельные организации ставят цели и задачи, формируют план, однако не все уделяют этому должное внимание, в связи с этим сроки достижения поставленных выше целей могут сдвигаться и изменяться. Несмотря на отсутствие сегодня активного запроса на утилизацию упаковки, необходимо развиваться её механизмы. Раздельный сбор отходов помимо формирования экологической культуры населения, которая необходима для достижения целей, описанных в статье 24.5, будет способствовать и развитию механизмов утилизации упаковки. 

Федеральное законодательство в области обращения с отходами опирается на следующие ключевые регламенты:

  • Паспорта отходов I-IV классов опасности (Статья 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности»);

  • Инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления (Статья 11 № 89-ФЗ; Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»);

  • Журнал учета в области обращения с отходами (Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»);

  • Обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (Статья 73 № 7-ФЗ);

  • Отчет по форме 2-тп (отходы) (Приказ Росстата от 09.10.2020 г. № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения»);

  • Внесение сведений в региональный кадастр отходов (Пункт 3 Статьи 20 № 89-ФЗ; п. 2.10. Постановления Правительства Москвы № 865-ПП от 14.10.2003 года «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы»);

  • Новинка 2022 г: вторичные ресурсы (отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии) подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Обеспечение утилизации либо передача другим лицам в целях утилизации (Статья 17.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

  • Запрет захоронения некоторых видов отходов: отходы и лом различных металлов, светодиодных и ртутных ламп и др.; отходы бумаги от канцелярской или офисной деятельности, отходы упаковочной бумаги и картона, тара стеклянная, отходы пленки полиэтилена; отходы компьютерной и офисной техники (мониторы, принтеры, сканеры, системные блоки, клавиатура, модемы и т.д.), телефонные аппараты, источники бесперебойного питания (батарейки) и др. (Постановлению Правительства РФ от 25 июля 2017 года №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»).

Федеральные проекты не накладывают обязательств на НИУ ВШЭ. Вместе с тем в рамках Третьей миссии НИУ ВШЭ принят ряд положений, касающихся защиты окружающей среды [Третья миссия НИУ ВШЭ]. 

Отчет за 2019 - 2020 гг. [Отчёт.., 2020] показывает, что одно из направлений экологической политики НИУ ВШЭ —  сотрудничество с региональными операторами по утилизации твердых коммунальных отходов. Среди форматов партнерских взаимоотношений —  акции по сбору вещей в зданиях университета и общежитиях, публичные лекции для горожан, экскурсионные выезды на предприятия по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО). Также в университете были установлены контейнеры для сбора текстиля, и за 2020 г. было вывезено около 1800 кг.

Также, согласно отчёту, НИУ ВШЭ развивает просветительскую деятельность и в отношении школьников. «ЭкоШкола» содействует формированию сети базовых и партнерских школ НИУ ВШЭ, заинтересованных в развитии экопроектов. Были созданы

  • Студенческий исследовательский центр Института экологии НИУ ВШЭ

  • Портал «Ответственная Вышка»

  • Точки буккроссинга (обмен книгами)

  • Раздельный сбор в корпусах, отходы от которого отправляются на завод «ЭкоТехнологии»

За период 2020-2021 гг. [Отчёт.., 2021] были реализованы мероприятия, которые позволяют экономить до 5% водных ресурсов ежегодно:

  • замена изношенной запорной арматуры;

  • установка керамических затворов в смесителях;

  • установка кнопок двойного смыва.

Программа «Устойчивое развитие в НИУ ВШЭ» включает компонент «Зеленый и инклюзивный кампус». Он предполагает: 

  • Снижение энергопотребления и водопотребления путем внедрения ресурсосберегающих технологий

  • Внедрение технологии управления световым потоком в зависимости от уровня естественной освещенности

  • Внедрение передовых строительных решений, направленных на максимизацию использования естественного освещения

  • Реализуется программа энергетической эффективности зданий НИУ ВШЭ, разработанная по результатам энергетического аудита

  • Минимизация потери тепла, как результат — снижение потребления ресурсов, используемых для отопления зданий

  • Раздельный сбор отходов во всех зданиях университета

  • Раздельный сбор и передача в переработку вторичного сырья

  • Передача в переработку оргтехники и электроники

  • Снижение использования бумаги за счет внедрения системы электронного документооборота

  • Интернет-портал «Ответственная Вышка» для информирования о принципах и возможностях осознанного потребления


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.