• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социально-демографические особенности вовлечённости студентов ВШЭ в раздельный сбор отходов

1 Портрет выборки 

Распределение респондентов по полу в выборке выглядит следующим образом: 63,2% женщин и 36,8% мужчин.

В выборке представлены студенты в возрасте от 17 до 40 лет.  Медиана составила 20 лет, а квартильный размах равен 3. Все возраста были разбиты на группы: 18 лет и младше, 19-21 год и 22 года и старше (табл. 4.1). Наиболее часто встречающейся в выборке возрастной группой стали люди в возрасте от 19 до 21 года, которые составили чуть меньше половины от всех респондентов (49 %). 34,4% респондентов 22 лет и старше, 16,6% 18 лет и младше.

Большую часть выборки составляют студенты бакалавриата НИУ ВШЭ, а именно 80,6% респондентов. 10,2% составляют магистры, еще около 10% — аспиранты.

Наиболее представленным в выборке подразделением университета стал Факультет социальных наук (39%), следующими по популярности стали Факультет креативных индустрий (15,5%) и Факультет городского и регионального развития (14,2%) (табл 1).

Таблица 1 Распределение студентов по факультетам

Факультет

%

Факультет социальных наук

39

Факультет креативных индустрий

15,5

Факультет городского и регионального развития

14,2

Факультет гуманитарных наук

10,9

Факультет компьютерных наук

6,5

Факультет экономических наук

3,5

Высшая школа бизнеса

2,6

Факультет мировой экономики и мировой политики

2,6

Факультет географии и геоинформационных технологий

1,2

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова

0,9

Факультет права

0,8

Школа иностранных языков

0,8

Институт статистических исследований и экономики знаний

0,8

Факультет физики

0,4

Факультет химии

0,2


Факультеты были сгруппированы по научным сферам (табл. 2). Таким образом, в категории “Социальные науки” представлен Факультет социальных наук; в категории “Гуманитарные дисциплины” — Факультет гуманитарных наук, Школа иностранных языков, Факультет права и Факультет креативных индустрий; в категории “Экономические науки и бизнес” — Факультет экономических наук, Высшая школа бизнеса, Факультет мировой экономики и мировой политики, Международный институт экономики и финансов и Институт статистических исследований и экономики знаний; в категории “Технические и естественные науки” — Факультет компьютерных наук, Международный институт электроники и математики им. А. Н. Тихонова, Факультет химии, Факультет физики и Факультет географии; и отдельная категория, в которой представлен Факультет городского и регионального развития. 

Таблица 2 Распределение студентов в зависимости от изучаемой области знаний

Изучаемая область знаний

%

Социальные науки

39

Гуманитарные дисциплины

28

Экономические науки и бизнес

9,5

Технические и естественные науки

9,2

ФГиРР

14,2


Наиболее представленными корпусами университета стали здания университета по адресам Мясницкая ул., д. 11 и Мясницкая ул., 20 больше трети опрошенных, а именно 41,6 % и 38,9 % студентов, чаще всего посещают их. Следующим по популярности среди наших респондентов стал комплекс зданий “Покровка” - его посещает каждый четвертый студент (25,4 %). Затем идут корпуса на Басманной, армянском переулке и малой пионерской улице.

Треть респондентов проживают в общежитиях НИУ ВШЭ (32,2 %).

В представленной ниже таблице 3 показано распределение студентов, проживающих в общежитиях и альтернативном жилье, без учёта остальных респондентов. В выборке больше всего представлены студенты, проживающие в общежитии «Студенческий городок Дубки» (42,3%), а также проживающие в общежитии №8 «Трилистник» (19,8%), остальные места проживания студентов, предоставленные университетом, составляют 37,9 % - они были объединены в одну категорию (табл. 3.4.3).

Таблица 3 Распределение студентов по группам общежитий

Группа общежитий 

%

Общежитие «Студенческий городок Дубки»

42,3

Остальные общежития и альтернативное жильё

37,9

Общежитие №8 «Трилистник»

19,8

 

2 Сортировка отходов дома: вовлечённость, частота, типы отходов

В выборке больше всего представлены респонденты, которые дома сортируют только основные фракции отходов (42,4 %), а наименее представленной группой стали студенты, которые сортирую все отходы подробно (13,5 %) (табл. 4).

Таблица 4 Распределение студентов по статусу сортировки отходов дома

Статус сортировки отходов дома

%

Не сортирую и не планирую

20,9

Не сортирую, но планирую

22,8

Да, сортирую только основные фракции

42,4

Да, сортирую всё подробно

13,5


Данные опроса позволяют сделать вывод о том, что студенческая среда является более проэкологичной, чем другие группы населения в России. По данным М. А. Шабановой [Шабанова, 2019: с. 50] только 5% отходов по всей России перерабатывается.  Процентное соотношение тех, кто сортирует отходы в Вышке значительно выше, чем во всей стране, что позволяет нам подтвердить нашу теоретическую предпосылку о том что студенты, в частности студенты ВШЭ в среднем более проэкологичны, чем в среднем остальная Россия.

Чаще всего дома студенты сортируют такие фракции, как пластиковые бутылки (51,6 %), батарейки (43,5%) и бумагу (40,6%) (табл. 5). В то время как наименее популярными позициями для сортировки стали такие отходы, как бумажные стаканчики (10,2%) и органические отходы (11,2%). Также 11,2% выборки сортируют отходы, которые не входят в перечень предложенных нами фракций раздельного сбора отхода, что является, на наш взгляд, довольно внушительным процентом и требует дополнительно анализа того, что именно люди описывали как “Другое”.

Таблица 5 Распределение отходов, которые сортируются студентами дома

Фракции, сортируемые дома 

%

Пластиковые бутылки

51,6

Батарейки

43,5

Бумага

40,6

Стекло

34,6

Небутылочный пластик

29,4

Алюминиевые банки

26,2

Тетрапак

24

Пакеты и пленки

20,9

Чеки из магазинов

17,6

Органические отходы

11,2

Другое

11,2

Бумажные стаканчики

10,2


Согласно эмпирическим исследованиям [Бушкова-Шиклина, Мусихина, 2020], наиболее популярными фракциями среди студентов являются стекло, бумага, пластик, картон. Непопулярными: пищевые отходы, металл, одежда, обувь. Собранные эмпирические данные свидетельствуют, что с прошлыми исследованиями у нас совпала бумага (40%), стекло (34%), пластик (не считая бутылок 29%). В наших данных появилась новая популярная фракция “Батарейки” (43%), неучтенная в предыдущих исследованиях. А также подтверждаются данные о непопулярности органических отходов (11%). Таким образом, наиболее популярными фракциями при сортировке дома среди студентов ВШЭ является бумага, стекло, пластик. Соответственно, при выстраивании политики РСО в стенах НИУ ВШЭ стоит в первую очередь заняться именно запросом на эти три фракции.

Наиболее популярными возможностями для сбора вторсырья являются контейнеры в общежитии (табл. 6), что говорит о наибольшей эффективности РСО именно в контексте общежития и в ходе отдельных акций раздельного сбора отходов. Наименее популярные места  — экоцентры и точки в городе. Возможно также, что большинство респондентов участвуют в акции РСО именно в общежитиях, в связи с чем далее будет проверена связь между участием в акциях РСО и фактом проживания в общежитии. Это, на наш взгляд, может быть связано с инициативными акциями сбора РСО в общежитиях и меньшей социальной атомизацией проживающих в них индивидов. Вместе с тем практика самостоятельной сдачи вторсырья умеренно популярна в среде студентов Высшей школы экономики, но нельзя сказать, что ее активно придерживаются большинство студентов.

Таблица 6 Места сдачи вторсырья студентами ВШЭ

Места сдачи РСО

В контейнерах в общежитии

16,4

На акциях РСО

12,9

В точках приема в городе

3,3

В экоцентрах

1,7

Другое

0,6


3.4.3 Сортировка отходов в стенах ВШЭ 

Самый популярный мусор среди студентов ВШЭ - пластиковые бутылки (61%), бумажные стаканчики (51%), бумага (46%), органические отходы (40%). Следующая группа по “популярности” - это не бутылочный пластик (30%), пакеты и пленки (33%), чеки из магазинов (21%). Наименее популярные фракции - алюминиевые банки (15%), батарейки (12%), стекло (8%), другое (5%). 

Исходя из значений моды большинство респондентов выбрасывают пластиковые бутылки и бумажные стаканчики (табл. 7).

Таблица 7 Процентное соотношение выбрасываемого мусора на территории ВШЭ

Выбрасываете ли вы на территории Вышки…

Да

Нет

Пластиковые бутылки

61,2

38,8

Не бутылочный пластик

26,5

73,5

Бумажные стаканчики

55,4

44,6

Стекло

8,7

91,3

Бумага

52

48

Тетрапак

21

79

Алюминиевые банки

15,5

84,5

Пакеты и пленки

32,5

67,5

Органические отходы

36,3

64,7

Чеки из магазина

31,3

68,7

Батарейки

11,6

87,4

Другое

8,1

91,9


В среднем студенты ВШЭ иногда занимаются раздельным сбором отходов в Вышке (табл. 8). Большинство респондентов никогда не занимались раздельным сбором отходов в Вышке (39%).  Однако если сложить проценты тех, кто сортирует часто и всегда, то суммарно получится больше чем те, кто не сортирует никогда. В совокупность же тех, кто сортирует иногда абсолютное большинство, что говорит о популярности практики раздельного сбора отходов в НИУ ВШЭ.

Таблица 8 Частота сортировки отходов во ВШЭ

Частота сортировки отходов в Вышке

%

Никогда

29,5

Иногда

20,4

Часто

15,8

Всегда

19,5


Что касается сортировки выбрасываемого мусора (табл. 9), самым популярным объектом РСО являются пластиковые бутылки — его сортирует каждый третий студент (34,2%). Вторая группа популярности — бумажные стаканчики (16,9%) и бумага (24,9%). Низкую популярность имеют не бутылочный пластик (7,7%), стекло (4,9%), тетрапак (3,5%), алюминиевые банки (4,6%), пакеты и пленки (8,4%), органические отходы (7,2%), чеки из магазина (4,9%), крышечек (8,9%).

Таким образом, наибольшей сортировке в учебных корпусах подвергаются бумажные материалы и пластиковые бутылки. У небутылочного пластика также сравнительно высокий процент сортировки, также он высок для батареек. То есть самые сортируемые отходы: пластик, бумага и батарейки.

Таблица 9 Типы отходов, которые студенты ВШЭ сортируют, %

Типы отходов, сортируемые в учебных корпусах

% от доли выбрасывающих каждую фракцию

Пластиковые бутылки

34,2

Не бутылочный пластик

7,7

Бумажные стаканчики

16,9

Стекло

4,9

Бумага

24,7

Тетрапак

3,5

Алюминиевые банки

4,6

Пакеты и пленки

6,6

Органические отходы

7,2

Чеки из магазинов

4,9

Крышечки

8,9

Батарейки

13,2

Другое

3,2


Экологические мероприятия, посвящённые раздельному сбору отходов (табл. 10), популярны среди лишь трети студентов ВШЭ - подавляющее большинство студентов не вовлечены в мероприятия Вышки по раздельному сбору отходов (65%). Самая популярная практика — РСО в общежитиях (17,7) и барахолка в общежитиях (15%). То есть факт проживания в общежитии увеличивает шанс вовлеченности в практики РСО. Далее идут акции сбора отдельных фракций (не в общежитии) (12%) и не очень популярные практики сбора макулатуры (4,6%) и СВОП (5,3%).

Таблица 10 Участие студентов НИУ ВШЭ в мероприятиях РСО

Участие в мероприятиях в рамках раздельного сбора отходов во ВШЭ

%

Акции РСО в общежитии

17,7

Барахолки в общежитии

15,2

Буккроссинг в коворкингах

11,5

СВОП " Новое старое твое" (Зеленая вышка")

5,3

Акция по сбору макулатуры "Бумбатл"

4,6

Акция сбора отдельных фракций

12

Ни в чем

65,3


62,7% респондентов заявили о том, что сталкиваются со сложностями с раздельным сбором отходов в Вышке. Структура сложностей представлена в табл. 11.

Таблица 11 Сложности с раздельным сбором отходов в Вышке

Сложности с раздельным сбором отходов в Вышке

Я не знаю, где находятся контейнеры

31

Нужные контейнеры находятся далеко

15,5

Нет нужных фракций

19

Не знаю как правильно сортировать

14,6

Процесс утилизации отходов непрозрачен

18,5

Нет уверенности, что отходы будут переработаны, а не перевезены на свалку

20,6

Не хватает информации про экологические мероприятия

11,3

Мое окружение не разделяет отходы

9

Другое

5,1


Основными барьерами, по мнению респондентов, являются их незнание о нахождении контейнеров РСО (31%) и отсутствие уверенность, что отходы будут именно переработаны, а не перенесены на свалку (20,6%). В НИУ ВШЭ есть проблемы с доступностью информации, а также с доступностью самих контейнеров, так как большое количество человек не знает, где находится контейнер. Также крайне значимый барьер — непрозрачность процесса утилизации отходов (18 %). Также вовлечённости студентов в сортировку отходов препятствует отсутствие нужных фракций (16%), незнание принципов сортировки (14%), отдалённость нужных контейнеров (15%). Наименее популярные барьеры - нехватка информации про экологические мероприятия, и влияние окружения, которое не разделяет отходы.

Исходя из эмпирических исследований [Бушкова-Шиклина, Мусихина, 2020], в других вузах доминирующими барьерами остается незнание мест для сортировки отходов. Для ВШЭ также значимо отсутствие доверия к институтам РСО, а именно отсутствие уверенности в том, что отходы дойдут до пунктов переработки. В то время как у Волго-Вятского университета второе место занимают непонимание ценности РСО, низкая экологическая культура, сомнения в правильности экологических установок, лень (26%), причём перечисленные барьеры распространены наравне с незнанием мест РСО (27%).

В части отказа от РСО в стенах ВШЭ (табл. 12), наибольшая часть проблем, согласно опросным данным, связана с доступностью пунктов сбора отходов, то есть фактором инфраструктуры. Вторая причина нежелания студентов ВШЭ сортировать отходы, связанная с большими затратами времени, также, на наш взгляд, указывает на удалённость пунктов сбора в учебных корпусах. Далее идет незнание того, как правильно сортировать, что указывает на недостаток просветительской работы, информации о раздельном сборе отходов. Однако, почти никто из вышкинцев не сталкивается с негодованием коллег или одногруппников. То есть социально норма РСО одобряется в среде НИУ ВШЭ и не вызывает осуждения или непонимания.

Таблица 12 Причины отказа от раздельного сбора отходов во ВШЭ 

Причины отказа от РСО

%

Не вижу в этом смысла

5,5

Это отнимает много времени

6,6

Не хочу носить мусор с собой

7,5

Мои коллеги/одногруппники против

0,2

Не знаю, как сортировать

6,9

Рядом нет пункта сбора

24,6

Другое

5


Это подтверждает теорию о том, что основное препятствие для РСО - инфраструктурное и институциональное. Именно из-за них раздельный сбор отходов во ВШЭ становится труднодоступным.

3.4.3.1 Вовлечённость в РСО по корпусам ВШЭ 

Данная информация нужна для того, чтобы понять, какой корпус под какие отходы более приспособлен, а также какие типы отходов наиболее популярны для сортировки у студентов в разных корпусах.

Кластер Покровка, Хитровка, Б. и М. Трехсвятительский переулок был объединен для равной наполненности категорий. Содержательно это имеет смысл, так как Покровка, Хитровка, Б. и М. Трехсвятительский переулок структурно относятся администрацией ВШЭ к одному кластеру зданий. В дальнейшем он будет назван как кластер Покровка. 

Доля респондентов из кластера Покровка которая сортируют пластиковые бутылки более чем в два раза больше (57%), чем в остальных зданиях (25%). В кластере Покровка довольно активно сортируют пластиковые бутылки. Также была обнаружена статистически значимая связь пребывания на кластере Покровка и сортировки бумажных стаканчиков, тетрапака, алюминиевых банок, пакетов и пленок, органических отходов. Также стоит отметить, что на Покровке на 16% выбрасывают больше бумаги чем в остальных зданиях Вышки. Причём Бумагу на комплексе Покровка сортируют гораздо больше чем в остальных корпусах. На кластере Покровка, Хитровка, Б. и М. Трехсвятительский переулок 40,7% против 18,6% в остальных корпусах. Бумага — популярный тип отходов для сортировки на комплексе Покровка. Можно заключить, что кластер Покровка выделяется по своей инфраструктурной оснащенности и располагает к раздельному сбору отходов. В целом в кластере Покровка сильно сокращается группа тех, кто не сортирует отходы вообще в учебных корпусах. Возрастает группа тех, кто сортирует иногда. И очень сильно по сравнению с другими зданиями возрастает группа тех, кто занимается РСО всегда.

Пребывание на Мясницкой, 11, согласно таблицам сопряженности, связано с уменьшением вероятности сортировки органических отходов с 9,6% до 3,7 по сравнению с остальными корпусами, а также других непопулярных фракций отходов с 5,2% до 0,6%. В остальным принципиальных статистиеских различий нет. В целом Мясницкая, 11 выделяется более высокой долей тех студентов, кто не сортирует в Вышке никогда. И крайне низкой группой, которая сортирует всегда в сравнении даже с низкой Мясницкой, 20. Результаты на Мясницкой, 11 по РСО скорее негативные, и говорящие о том, что в данном корпусе система РСО слабо развита. 

Пребывающим на Мясницкой, 20 менее свойственно выбрасывать батарейки по сравнению с остальными зданиями Вышки. Также Пребывание на Мясницкой, 20 сильно увеличивает вероятность выбрасывать бумажные стаканчик с 51% до 62,5% по сравнению с остальными зданиями Вышки. Можно заключить, что среди аудитории Мясницкой, 20 есть нереализованный потенциал сортировки батареек и бумажных стаканчиков, что может быть связано в том числе с близостью к различным кофейням, а также наличием автоматов для напитков в самом корпусе.

Следующий кластер зданий мы сконструировали из комплексов зданий на Кривоколенном переулке, 3 и 3а, Мясницкой, 13 стр. 4 и 18, Армянского переулка 4 стр2 на основании малой заполненности зданий в отдельности и на основании близости друг другу, а также структурное вхождение в комплекс зданий Мясницкая по классификации самой Высшей школы экономики. Данные показывают, что в этом кластере нет практически никаких выраженных особенностей в сравнении с остальными зданиями, однако примечательно, что в данном кластере высоки показатели по сортировке батареек и крышечек, что, вероятно, объяснимо наличием организованных сотрудниками контейнеров и указывает на высокую инициативу коллег из этих корпусов.

Остальные корпуса (на ул. Малой Пионерской, Старой Басманной, Ордынке, Шаболовке и других) были сгруппированы в один кластер по причине малой наполненности категорий. В этих корпусах высокие показатели выбрасывания небутылочного пластика и бумажных стаканчиков, что составляет потенциал для РСО. В целом в этом кластере доля сортирующих отходы крайне низкий в сравнении с остальными зданиями, это может быть связано с отсутствием инфраструктуры. Комплекс этих зданий выделяется среди других корпусов большой долей студентов, которые сортируют иногда. 

Далее более подробно рассмотрим, каким социальным группам среди студентов НИУ ВШЭ более свойственно участвовать в раздельном сборе отходов. 

3.4.4 Социально-демографический портрет участвующих в РСО в стенах ВШЭ 

Для выявления связи участия в раздельном сборе отходов во ВШЭ с социально-демографическими характеристиками были построены таблицы сопряжённости и был использован критерий хи-квадрат. 

Статистически значимой связи между полом респондента и частотой сортировки отходов в Вышке обнаружено не было. Это противоречит результатам других эмпирических исследований, согласно которым женщины гораздо больше вовлечены в РСО [Шабанова, 2019].

Интересно, что когда речь идет о сортировке дома, эта закономерность работает, однако, когда речь идет об учебном корпусе, то уже нет. Связь между частотой, с которой респондент сортирует отходы дома, и его полом была выявлена только для домохозяйственных практик. Женщинам (17,3%) по сравнению с мужчинами (7%) более свойственно подробно сортировать отходы дома. В то время как мужчинам более свойственно никогда не практиковать РСО и не планировать начинать (30,8%), по сравнению с женщинами (15,3%). Это согласуется с нашей теоретической рамкой о том, что женщины больше вовлечены в проэкологические практики [McCright, Sundström, 2013, с. 72]. На наш взгляд, это может быть связано с большей восприимчивостью к проблеме загрязнения, а также с тем, что для них более характерны биосферические и альтруистические ценности, которые связаны с заботой о других и окружающей среде как априорной ценности по сравнению с мужчинами, которые более ориентированы на эгоистические ценности [Stern, 2000].

Была обнаружена статистически значимая связь между статусом респондента в университете и частотой участия в РСО на территории НИУ ВШЭ. Магистрантам более свойственно всегда заниматься раздельным сбором отходов по сравнению с остальными ступенями обучения. В то время как аспирантам, напротив, менее свойственно заниматься РСО всегда.

Связь между частотой вовлечённости в РСО во ВШЭ и направлением обучения студента также была обнаружена. Студентам Факультета социальных наук в сравнении с остальными категориями более свойственно иногда сортировать отходы (14,5 %) и менее свойственно всегда заниматься РСО (1,4%). Студентам гуманитарных факультетов менее свойственно иногда сортировать отходы. Студентам технических и естественно-научных факультетов не свойственно никогда не сортировать отходы и, соответственно, свойственно всегда их сортировать.

Была выявлена связь между корпусом университета, в котором респондент проводит больше всего времени, и частотой участия в РСО на территории НИУ ВШЭ. Студенты, которые чаще всего посещают комплекс зданий “Покровка”, более склонны к тому, чтобы иногда и всегда сортировать отходы и, соответственно, менее склонны к тому, чтобы никогда не сортировать. Можно предположить, что это связано с более развитой инфраструктурой для сдачи отходов в данном комплексе зданий. Студенты, которые чаще всего посещают корпус, расположенный на улице Мясницкая, 11, более склонны никогда не сортировать отходы в Вышке и менее склонны часто и всегда сортировать отходы. Студенты, которые чаще всего посещают корпус, расположенный на улице Мясницкая, 20, также менее склонны всегда практиковать РСО в НИУ ВШЭ. Скорее всего это связанно с неразвитой инфраструктурой для РСО внутри данных корпусов. В остальных зданиях принадлежавших к комплексу “Мясницкая” студенты более склонны к тому, чтобы иногда сортировать отходы на территории Вышки.

Связи между остальными корпусами (Комплексы зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие) и частотой сортировки отходов в Вышке выявлено не было.

Как мы и предполагали ранее, существует статистически значимая связь между сортировкой отходов дома и проживанием студента в общежитии. Респонденты, живущие в общежитиях, более склонны к тому, чтобы сортировать все отходы подробно (19%), и менее склонны никогда не практиковать РСО и не планировать это делать в будущем (12,7%) по сравнению с теми, кто не живёт в них не живёт (10,9% и 24,8% соответственно).  

Жителям общежитий менее свойственно никогда не заниматься раздельным сбором отходов (10% от выборки), чем тем, кто не проживает в общежитии (34,5%). Также проживающим в общежитии более свойственно иногда заниматься РСО (12,3%), по сравнению с остальными.

Также есть связь рассматриваемой переменной с общежитием респондента: проживающим в Студенческом городке “Дубки” свойственно сортировать основные фракции (51,9%) по сравнению с остальными общежитиями. Жителям общежития “Трилистник” свойственно сортировать все отходы подробно (38,5%), что предположительно говорит о хорошо развитой инфраструктуре и удобной системе РСО. Студентам из других общежитий не свойственно сортировать всё подробно (8,3%) и более свойственно планировать начать сортировать в будущем (27%).

Исходя из таблицы сопряженности, мы можем сказать, что проживание студента в Дубках и Трилистнике связано с сокращением групп, которые не сортируют отходы, в том числе тех, кто не сортирует, но планируют это делать.

В Дубках 80% респондентов сортирует либо основные фракции, либо делает это очень подробно. В Трилистнике вовлеченность в РСО выше: 38,5% сортирует подробно, что является крайне рекордным показателем даже в сравнении с Дубками. Еще 30% сортируют основные фракции, а 23% планирует начать это делать. В Трилистнике самый низкий показатель тех, кто не сортирует и не планирует это делать 7,7%.

В остальных общежитиях сортируют подробно только 8,3% респондентов - это самый низкий показатель среди студентов. При этом основные фракции сортирует 35%. И самая большая прослойка тех, кто не сортирует, но планирует -- 43%, что говорит о наличии запроса в остальных общежитиях на реализацию РСО, но возможно они сталкиваются с отсутствием инфраструктурных возможностей.

3.4.5 Социально-демографический портрет тех, кто отказывается от сортировки отходов в стенах ВШЭ 

Опросные данные показывают, что существует статистически значимая связь между причиной несортировки отходов “Не вижу в этом смысла” и полом, статусом в университете (на уровне доверительной вероятности 0,1), проживанием в общежитии, нахождением в корпусе на ул. Мясницкая 11 и комплексе зданий “Покровка”.

Мужчины более склонны к тому, чтобы не видеть смысла в сортировке (9,7%) по сравнению с женщинами (2,8%). Также аспиранты более склонны к тому, чтобы не видеть смысла в данной практике (13,5%).

Респонденты, проводящие много времени в комплексе зданий “Покровка”, склонны видеть смысл в РСО. Студенты, проводившие большую часть времени в здании на ул. Мясницкая, 11, напротив, склонны не видеть смысла в практике РСО. Следовательно, в данном корпусе есть потребность в просвещении его посетителей о проблемах загрязнения окружающей среды отходами.

Жители общежитий склоны видеть смысл в раздельном сборе отходов, так как данную причину отказа от сортировки выбирали лишь 0,8% от всех проживающих в общежитии.

Была обнаружена статистически значимая связь между причиной отказа от сортировки отходов “Это отнимает много времени” и факультетом обучения (на уровне доверительной вероятности 0,1), комплексом зданий “Покровка” и корпусом по адресу ул. Мясницкая 11.

Студенты ФСН склоны чаще выбирать данную причину (11,1%) в сравнении с другими категориями. В комплексе зданий “Покровка” студенты более склонны отвечать, что РСО не занимает много времени (98,1%), поэтому можно предположить, что в данных зданиях имеется удобная инфраструктура. А в корпусе на ул. Мясницкая, 11, напротив, студенты более склонны отмечать необходимость затраты большого количества времени (9,8%), также предположительно из-за отсутствия удобной и доступной инфраструктуры для РСО.

Была выявлена статистически значимая связь между причиной отказа от сортировки отходов “Не знаю, как правильно сортировать” и комплексом зданий “Покровка”. В комплексе зданий “Покровка” студенты более склонны быть осведомлены о том, как правильно сортировать отходы (97,2%).

Также обнаружена статистически значимая связь между причиной отказа от сортировки отходов “Не хочу носить с собой мусор” и комплексом зданий “Покровка” и “Мясницкая” (без М11 и М20). В комплексе зданий “Покровка” студенты более склонны не отмечать причину, связанную с ношением отходов (1,9%), видимо и-за доступной инфраструктуры для практики РСО нет надобности в накоплении мусора. В комплексе зданий “Мясницкая” (кроме зданий на ул. Мясницкая 11 и 20) студенты склонны больше отмечать данную причину (12,2%). Можно сделать вывод о том, что в данных зданиях не организована доступная инфраструктура для осуществления РСО.

Существует статистически значимая связь между причиной отказа от сортировки отходов “Рядом нет пунктов сбора” и факультетом обучения, общежитием респондента, комплексом зданий “Покровка” и другими корпусами (комплекс зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие).

Студенты, изучающие гуманитарные дисциплины, более склонны отмечать, что поблизости в их корпусах нет пунктов сбора раздельных отходов (31,8%), в то время как студенты, изучающие экономические науки и бизнес менее склонны к указанию данной причины отказа от сортировки (7,9%).

В комплексе зданий “Покровка” студенты более склонны указывать на наличие необходимой инфраструктуры в их корпусах (91,7%). В других корпусах (комплекс зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие) студенты существенно больше отмечают как одну из причин отказа от сортировки отходов отсутствие необходимой инфраструктуры (31%).

Ни один из наших респондентов не указал на проблему отсутствия необходимой для проведения РСО инфраструктуры в общежитии “Трилистник”, что говорит о достаточности имеющихся пунктов сбора отходов в данном здании.

3.4.6 Социально-демографический портрет тех, кто сталкивается со сложностями РСО в стенах ВШЭ 

На основе анализа таблиц сопряженности и критерия хи-квадрат были выявлены статистически значимые связи между полом студента, его возрастом, факультетом обучения и наличием сложностей с раздельным сбором отходов во ВШЭ. По сравнению с мужчинами (56,8%), у женщин чаще возникают сложности с раздельным сбором отходов в университете (76,8%). По сравнению с другими возрастными категориями студентам в возрасте 18 лет и младше более свойственно не иметь сложностей с РСО и, соответственно, менее свойственно иметь сложности с РСО (55,6%). Студентам факультетов, специализирующихся на экономических науках и бизнесе и технических и естественных науках, менее свойственно иметь сложности с РСО (45,2% и 53,1% соответственно) нежели иным факультетам.

Также респондентам, которые выбрали комплекс зданий “Покровка”, как тот, где они проводят больше всего времени, менее свойственно иметь сложности с РСО во ВШЭ (61,7%). Связь между наличием сложностей и другими корпусами, статусом респондента в университете и его общежитием не была выявлена.

Статистически значимых связей между наличием сложности “Я не знаю, где расположены контейнеры” и полом, возрастной группой и статусом респондента в университете не было найдено.

Связь была выявлена между данной сложностью и факультетом обучения респондента. Студенты экономических, технических и естественных факультетов лучше осведомлены о нахождении контейнеров для РСО во ВШЭ. Только 16,2% и 13,5% студентов этих направлений сталкивались с этой сложностью.

Студентам, большую часть времени обучения проводящим на территории комплекса зданий “Покровка”, менее свойственно сталкиваться со сложностью нахождения контейнеров для раздельного сбора отходов, следовательно им свойственна высокая осведомленность об инфраструктуре для раздельного сбора отходов.

Статистически значимых связей между наличием сложности “Я не знаю, где расположены контейнеры” и комплексом зданий “Мясницкая” (кроме зданий на ул. Мясницкая 11 и 20) и учебного корпуса на ул. Мясницкая, 20 выявлено не было.

Во всех других корпусах и общежитиях связи были выявлены, но только на уровне доверительной вероятности 0,1. Так студентам, посещающим корпус на ул. Мясницкая 11 (36.2%) и остальные корпуса (Комплексы зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие) (36.9%), более свойственно не быть осведомленными о месте нахождения контейнеров. Жителям общежития “Трилистник” менее свойственно сталкиваться с данной сложностью (12%), чем жителям других общежитий.

Статистически значимых связей между наличием сложности “Нужные мне контейнеры расположены далеко” и полом, возрастной группой, статусом респондента в университете, а также такими корпусами, как комплекс зданий “Покровка”, здания на ул. Мясницкая 11 и 20 и другими (Комплексы зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие), проживанием в общежитии и номером общежития выявлено не было.

Связь между факультетом респондента и данной сложностью была выявлена только на уровне доверительной вероятности 0,1. Студентам факультетов, изучающих экономические науки и бизнес, не свойственно отмечать, что необходимые контейнеры для РСО расположены далеко, то есть инфраструктура в корпусах данных специальностей удобна и доступна для использования.

Также есть связь между данной сложностью и комплексом зданий “Мясницкая” (кроме зданий на ул. Мясницкая 11 и 20). Обучающимся в данных корпусах более свойственно отмечать, что вблизи нет доступных контейнеров (24,4%).

Были выявлены связи между сложностью “Нет нужных мне фракций” и полом, возрастной группой и факультетом респондента. Женщинам по сравнению с мужчинами не хватает имеющихся фракций. Возрастной группе 18 лет и младше достаточно существующих фракций для РСО (связь выявлена на уровне доверительной вероятности 0,1). Студентам, изучающим экономические науки и бизнес, тоже хватает имеющихся фракций (также на уровне доверительной вероятности 0,1).

Была найдена связь сложности “Не знаю, как правильно сортировать” с проживанием в общежитии. Жители общежития более склоны не знать, как правильно сортировать отходы (23,6%), а те, кто проживают дома, более склонны знать (89,5%).

Были выявлены связи между сложностью “Нет нужных мне фракций” и факультетом обучения студента, а также корпусом на ул. Мясницкая 20. Обучающиеся на технических и естественно-научных специальностях скорее считают процесс утилизации в Вышке непрозрачным (36,1%). Студенты, проводящие большую часть времени в здании на ул. Мясницкая 20 напротив скорее считают, что процесс утилизации в Вышке прозрачен. Также была выявлена связь (на уровне доверительной вероятности 0,1) данной сложности с общежитием респондента. Жителям общежития “Трилистник” более свойственно считать процесс утилизации отходов из Вышке непрозрачным.

Была обнаружена связь сложности “Нет уверенности, что отходы будут переработаны, а не вывезены на свалку” с полом студента. Женщины более склонны не доверять существующей системе утилизации отходов (26,6%), а мужчины напротив скорее уверены, что отходы не попадут на свалку (90,3%).

Были выявлены связи между сложностью “Мне не хватает информации про экологические мероприятия” и полом, возрастом, статусом в университете, факультетом обучения, проживанием в общежитии и нахождением в других корпусах (Комплексы зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие).

Женщины более склонны к тому, чтобы говорить о нехватке информации об экологических мероприятиях (14,1%), нежели мужчины (6,9%).

Возрастной группе 19-21 год скорее хватает информации об экологических мероприятиях в Вышке, а вот группа 22 года и старше склонна замечать нехватку информированности. Бакалавры более склонны к тому, чтобы считать, что информации об экологических мероприятиях достаточно (90,5%), в то время как магистры напротив более склонны считать, что такого рода информации мало (22,5%). Из этого можно сделать вывод о необходимости повышения информированности о мероприятиях среди магистров и аспирантов. 

Студенты ФСН склоны к тому, чтобы считать, что информации об экологических мероприятиях недостаточно (15,7%).

Респонденты, которые проводят много времени в таких корпусах, как комплекс зданий «Шаболовка», «Басманная», «Ордынка», М. Пионерская ул., д. 12 и другие, склонны считать, что информации об эко-мероприятиях достаточно.

Жителям общежитий скорее не хватает информации о мероприятия (15,9%), а тем, кто не проживает в общежитиях наоборот скорее хватает (91%).

Была найдена связь сложности “Моё окружение не разделяет отходы” с проживанием респондентом в общежитии. Жители общежитий более склоны к тому, чтобы испытывать сложности с РСО из-за того, что их окружение не разделяет отходы. Это может быть вызвано сильным влиянием окружения, которое не сортирует отходы и, например, соседи респондентов по общежитию не поддерживают, выступают против практики РСО в квартире или блоке.

Были выявлены связи между наличием других сложностей связанных с РСО и полом и факультетом респондента (оба признака только на уровне доверительной вероятности 0,1), а также комплексом зданий “Мясницкая” (кроме зданий на ул. Мясницкая 11 и 20). У мужчин в большей степени возникают иные сложности с РСО (7,6%), в то время как у женщин преимущественно нет других сложностей (96,4%). У студентов ФГиРР возникает более чем в два раза больше других сложностей с РСО (12,7%) по сравнению с другими факультетами. Также регулярно посещающим  комплекс зданий “Мясницкая” (кроме зданий на ул. Мясницкая, 11 и 20) респондентам более свойственно испытывать другие сложности с РСО.

3.4.7 Факторы вовлечённости в раздельный сбор отходов в стенах ВШЭ 

Для выявление факторов вовлечённости в раздельный сбор отходов в стенах ВШЭ была построена бинарная логистическая регрессия с фиктивными переменными, в которой зависимой переменной стала частота сортировки отходов в Вышке. Варианты значений “часто”, “всегда”, “иногда” были  объединены в одну категорию (1), а второй категорией стал вариант ответа “никогда” (0). 

Тест Бреуша-Пагана на гетероскедастичность дает основания отклонить нулевую гипотезу о том, что дисперсия является однородной и принять альтернативную гипотезу о неоднородности дисперсии. Следовательно, данные гетероскедастичны, и нам нужно корректировать нашу модель – сделать оценки робастными, что и было сделано далее. 

Результаты регрессии представлены в таблице 13

Таблица 13 Факторы вовлечённости в раздельный сбор отходов в стенах ВШЭ 

Переменная

Соотношение шансов

Робастная стандартная ошибка

Пол

0.660

0.245

Возраст

0.922

0.0749

Статус студента

1.175

0.527

Гуманитарные дисциплины (ФГН, ШИЯ, ФП, ФКИ)

0.156 (p<0.05)

0.139

Экономические науки и бизнес (ФЭН, ВШБ, ИСИЭС, ФМЭиМП, МИЭФ)

0.261

0.237

Технические и естественные науки (ФКН, МИЭМ, ФХ, ФФ, ФГ)

0.414

0.388

ФГиРР

0.717

0.429

Комплекс зданий “Покровка”

10.15 (p<0.01)

6.464

Комплекс зданий “Мясницкая” (без М11 и М20)

1.495

0.844

Мясницкая ул., 11

0.408 (p<0.1)

0.203

Мясницкая ул., д. 20

0.941

0.537

Другие корпуса (Шаболовка, Ордынка, М. Пионерская, Басманная и др.)

1.884

1.407

Проживание в общежитии

1.243

0.505

Сортировка отходов дома (“Не сортирую, но планирую”)

4.143 (p<0.01)

1.993

Сортировка отходов дома (“Да, сортирую только основные фракции”)

3.250 (p<0.05)

1.490

Сортировка отходов дома (“Да, сортирую всё подробно”)

2.478

1.493

Есть ли у Вас сложности с раздельным сбором отходов в Вышке?

0.314 (p<0.01)

0.109

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Акции РСО в общежитиях

1.590

1.066

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Барахолки в общежитиях

0.737

0.437

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Буккроссинг в коворкингах

0.583

0.335

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Своп «Новое, старое, твоё» («Зелёная Вышка»)

1.824

1.341

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Акция по сбору макулатуры в общежитиях «Бумбатл»

2.404

1.885

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Акции сбора отдельных фракций

1.210

0.976

В каких мероприятиях в рамках раздельного сбора в Вышке Вы участвовали? / Ни в чём

0.427

0.292

Константа

15.94 (p<0.1)

26.50


По итогам построения модели многие переменные оказались незначимыми, такие, как пол респондента, возраст, статус в университете, участие в экологических мероприятиях, проживание в общежитии, некоторые категории факультета и корпуса обучения студента. Вероятно это произошло из-за небольшого для регрессии размера выборки, что является главным ограничением данного исследования.

Значимых различий в частоте сортировки в зависимости от пола, статуса студента, его возраста обнаружено не было, что противоречит теории о том, что женщины сортируют чаще, нежели мужчины, вероятно такие результаты были получены из-за недостаточного размера выборки.

Контрольную группу составили студенты ВШЭ, которые учатся на Факультете социальных наук (ФСН), не посещают учебные корпуса, не сортируют отходы и не планируют начать сортировать дома и не сталкивались со сложностями при реализации раздельного сбора отходов.

Обучение на гуманитарных специальностях, к которым относятся студенты факультета гуманитарных наук, школы иностранных языков, факультета права, факультета креативных индустрий способствует сортировке в среднем в меньшей степени, чем обучение на ФСН в 0,156 раз, что сильно выделяется на фоне остальных факультетов, у которых статистически значимые различия с ФСН не обнаружены. Таким образом, гуманитарии во ВШЭ сортируют сильно меньше остальных.

Корпус обучения, как уже было показано выше на основании таблиц сопряжённости, связан с частотой вовлечённости в РСО в стенах ВШЭ. Обучение в комплексе зданий “Покровка” (Покровка, Хитровка, Б. и М. Трехсвят) увеличивает шансы того, что он будет сортировать в 10 раз. Это делает комплекс зданий “Покровка” одной из самых “РСО-friendly” зон Высшей школы экономики.

Также из других значимых результатов можно выделить Мясницкую 11, в которой сортируют в 0,408 раз или на 60% меньше, чем в остальных зданиях. Что делает людей в этих здании не РСО-friendly.

Результаты по зданиям дают основания полагать, что инфраструктурный фактор действительно является крайне значимым. Наличие или отсутствие необходимой для РСО инфраструктуры сильно влияет на то, будут ли сортировать студенты отходы или нет.

Те, кто не сортируют, но планирует делать это дома, сортирует во ВШЭ в 4 раза больше, чем те, кто не планирует. Следовательно, при наличии необходимых условий студенты готовы начать сортировку отходов. Те, кто дома сортирует основные фракции, сортируют во ВШЭ в 3 раза больше тех, кто никогда не сортирует. Те, кто сортирует всегда дома, не отличаются от тех, кто не сортирует никогда. 

Те, кто сталкиваются со сложностями при сортировке отходов в университете сортируют на 70% меньше, чем те, кто не сталкиваются со сложностями. Это означает, что наличие сложностей сильно связано с уменьшением вероятности сортировки во ВШЭ.

Других значимых статистических связей выявить не удалось. Связано это может быть с тем, что другие категории были менее заполненными и мы объединяли их в группы. Возможно, если бы нам удалось собрать более полные данные, заполненные по всем зданиям, то результаты были бы иные.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.