Предкризисный рост российской экономики: предварительные результаты на основе Russia KLEMS 2020
12 января 2021 года состоялся семинар посвящён представлению результатов декомпозиции роста за период до 2019 года с включением расширенных динамических рядов реальной добавленной стоимости, затрат труда и капитала.
Переживаемая в настоящее время пандемия привела к падению выпуска в мире и в России. Однако этот шок рассматривается как шок предложения и в среднесрочной перспективе глобальная экономика начнёт восстанавливаться. Возвращение на сбалансированную траекторию роста применительно к российской экономике поставит вопрос о его устойчивости.
Готовящиеся к выпуску данные Russia KLEMS 2020 показывают, что основной причиной российской стагнации 2009-2018 гг. стало падение производительности в расширенном нефтегазовом комплексе. Сама по себе отрицательная динамика СФП в добывающих отраслях не является чем-либо необычным в мире. Сопоставление с аналогичными показателями экономик ОЭСР и США за тот же период показывает, что темпами падения СФП в РДК российская экономика не выделяется. Скажем, в Нидерландах и Дании это падение было существенно более серьёзным, тогда как в США наблюдался существенный рост. Особенностью российской экономики является гипертрофированная доля РДК в добавленной стоимости. Во всех рассмотренных странах ОЭСР доля добывающих секторов не превышает 3% ВВП и потом даже очень серьёзное падение СФП в РДК практически незаметно на агрегированном уровне. Напротив, в России отрицательный вклад СФП в РДК даёт значительный отрицательный вклад в рост. На этом фоне успешное развитие отдельных видов деятельности обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства теряется и стагнацию преодолеть не позволяет.
Снижение СФП в РДК может быть обусловлено и объективными, и субъективными причинами. К причинам первой группы относятся изменяющиеся условия добычи. Извлечение природных ресурсов из "молодых" шахт дешевле, чем из "старых". К причинам второй группы относятся неэффективные методы производства и поведение производителей, ориентированное на поиск возможностей для ренты в условиях плохих институтов.
В практическом плане такие результаты позволяют сделать следующие выводы. Меры стимулирования долгосрочного роста должны включать в себя повышение эффективности РДК. Это предполагает предварительные исследования природы снижения производительности РДК в России. Расшивка узких мест, связанных, например, с несовершенной тарифной политикой или неэффективным использованием транспортной инфраструктуры, могла бы оказать сравнительно быстрый стимулирующий эффект на рост.