О проекте «Школа для жизни»
Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.
«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.
Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.
С 2012 по 2015 год в бакалавриат Высшей школы экономики на разные программы поступили 32 выпускника школ Хабаровского края, из них 11 — выпускники Лицея инновационных технологий. Он входит в топ-500 лучших школ России и в топ-100 лучших школ физико-математического профиля. Рассказываем о лицее в традиционной рубрике «Школа для жизни».
Лицей инновационных технологий (общепринятая аббревиатура — ЛИТ) в Хабаровске называют «лабораторией вундеркиндов» и «самой электронной школой». Он был открыт в 1992 году для углубленного изучения математики и информатики в 8-11 классах, в числе отцов-основателей — ученые Дальневосточного отделения РАН. Большинство учителей и администраторов работают здесь много лет, директор Виктория Полозова руководит лицеем со дня основания. В Хабаровском крае ЛИТ известен высокими требованиями и успешными выпускниками.
Информационный и инновационный
Поначалу он назывался Лицеем информационных технологий, опыт перенимали в том числе в Москве, в лицее № 1533 с аналогичным названием. В 2007 году, при переезде в другое здание, слово «информационный» в названии заменили на более модное. Тогда же, поскольку появились свободные площади, был открыт набор в первый класс, но через несколько лет прекращен — ведь начальное образование требует иных подходов. Да и родители, чтобы определить ребенка в первый класс, в ночь перед приемом документов выстраивались в очередь у входа в лицей, так что директор утром пробиралась на работу через столовую. Сейчас в лицее учат с 5-го класса — при поступлении нужно сдать экзамены по русскому, математике и тест на качество чтения.
В лицее детскую компьютерную грамотность и любовь к гаджетам направляют в нужное русло
Изучение информационных технологий обязательно для всех детей вне зависимости от выбранного профиля в старших классах (профилей всего три — математический, информационный и физический). Еще в начале 1990-х по мощности компьютеров ЛИТ опережал хабаровские вузы, электронная почта у учителей появилась в 1994-м, рассказывает замдиректора по информатизации Дмитрий Шестопалов (один из двух мужчин-учителей лицея, в остальном коллектив женский). Сейчас современной техники вплоть до учебных роботов тоже хватает, в прошлом году компьютерный парк и прочее оборудование обновили благодаря семи стобалльникам — за каждого губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт давал школам по миллиону.
За все годы ЛИТ окончили 1750 человек, из них 23 стобалльника, 81 победитель и призер федерального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Средний балл ЕГЭ за последние три года — 74,4, то есть доступ в ведущие вузы столиц открыт практически всем. Лучших учеников, готовых ради знаний переехать в другие города еще в школьные годы, регулярно рекрутируют специализированные учебно-научные центры (СУНЦ) — математические школы-интернаты Москвы и Новосибирска.
Не только информатика
ЛИТ принадлежит к числу школ, где детскую компьютерную грамотность и любовь к гаджетам направляют в нужное русло. Учитель информатики Наталья Гончаренко, использующая технологию «перевернутый класс» (новый материал дети осваивают дома, а затем на уроках его обсуждают), рассказывает, что дети, живущие далеко от лицея, включены в учебный процесс, даже когда едут домой. Ее открытые курсы лежат в Интернете, с помощью инструментов Google организована работа в разновозрастных группах, причем старшие ученики опять же на расстоянии могут помогать младшим.
ЛИТ порой упрекают в том, что дети зациклены на учебе, жалуется Виктория Полозова: «Говорят, что мы только учимся и учимся, а я отвечаю: неправда! У нас дети поют и пляшут, спортом занимаются, по рекам сплавляются. Есть родители, дети которых у нас давно учились и уже вузы окончили, из Хабаровска уехали, а они по-прежнему ходят в походы с другими нашими учениками».
В части организации туристических походов и дальних путешествий в лицее есть признанный авторитет — Марина Борисова, учитель географии. Она объездила весь мир — от Ниагары до Килиманджаро, вместе с группами лицеистов постоянно путешествует по России и другим странам, среди ее выпускников — студенты географического факультета МГУ и программ с международной составляющей других ведущих вузов.
Авторская методика Марины Олеговны, известная на федеральном уровне, — преподавание географии с использованием кукол народов мира, в ее коллекции — более ста кукол из разных стран. В 7-м классе, когда изучается география материков, куклы в национальных костюмах становятся учебным материалом — с их помощью можно анализировать этнические особенности народов, природные условия и культуру, ведь одежда отражает традиции и мировоззрение. Например, при изучении Северной Америки детям предлагается выбрать из предложенных кукол представителей этого материка и расположить их в зависимости от проживания с севера на юг, и сделать вывод о соответствии костюма климатическим особенностям территории проживания.
Не закидывать двойками
Как и в любой элитной школе, от детей в лицее требуется интенсивная самостоятельная работа. Однако ключевая роль в обеспечении их успеха отводится учителю. Выкладываться должен каждый педагог вне зависимости от профильности предмета, требуется не только владение материалом, но и артистизм, умение заинтересовать, применяя всевозможные педагогические хитрости.
«Известно, что дети сейчас читают мало, — рассказывает учитель русского языка и литературы Светлана Полякова. — Поэтому когда даешь задание прочитать дома какое-то произведение, нужно его так преподнести, разрекламировать, чтобы дети сами побежали его читать».
Например, изучается хрестоматийная новелла «После бала». Чтобы дети дома ее прочитали с интересом, на уроке есть несколько минут, чтобы этот интерес сформировать, говорит Светлана Геннадьевна: «Я показываю иллюстрации на компьютере: посмотрите, какой Петр Владиславович здесь красивый, как он танцует мазурку, а вот еще иллюстрация, и здесь он совершенно другой. Может быть, он лицемер или же так устроена жизнь, что человек всякий раз ведет себя по-разному?... Для детей такие вопросы — хорошая „приманка“, после этого они читают с интересом, сами просят, чтобы я им о книгах рассказала».
Для начала проводится анкетирование ребенка и беседа с родителями, чтобы понять причины — почему не удается сосредоточиться на учебе?
У каждого лицеиста есть индивидуальная карта достижений, которую регулярно обновляют учителя и психологи, рассказывает учитель математики Галина Шекера. Если ребенок вдруг начинает отставать или не усваивает отдельные темы, с ним начинается целенаправленная работа — это называется «предупреждение плохой успеваемости».
Для начала проводится анкетирование ребенка и беседа с родителями, чтобы понять причины — почему не удается сосредоточиться на учебе? Может быть, нет дома рабочего места или в семье родился второй ребенок? Или же ребенок «теряется» на уроке? В лицее считают, что во всех подобных случаях учитель должен быть доброжелательнее, найти возможность лишний раз похвалить такого ученика, при объяснении нового материала больше обращать на него внимания, предлагать задания по силам, чтобы он в себя поверил. Такие ситуации, поясняет Галина Владимировна, типичны для детей-«середнячков», и способ их решения тоже, как правило, типичный: детей нужно не «закидывать» двойками, а подтягивать, давая возможность поверить в свои силы.
Хабаровск — Москва
При поступлении в вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад дети из Хабаровска и дети из столиц находятся в равных условиях — не нужно, как в прежние годы, ходить на подготовительные курсы при конкретном вузе. Если же сравнивать, скажем, с детьми из Тамбова, то условия опять же равные: до Москвы можно добраться за 8 часов, цена билета — в пределах 10 тыс. рублей, просто в первом случае это самолет, во втором — поезд. И хотя некоторые выпускники лицея даже с высокими баллами остаются в хабаровских вузах или едут в соседний Владивосток, значительная часть пополняет ряды московских и питерских студентов.
Сегодняшние 11-классники лицея выбирают самые разные вузы и профессии.
«Я пришел в ЛИТ в 8-м классе, — рассказывает 11-классник Михаил Сазонов, — и уже в первую неделю почувствовал невероятную общую атмосферу интереса к учебе. Любовь к физике и математике у меня появилась благодаря учителям — я быстро перестроился с гуманитарного направления на техническое. И сейчас стоит вопрос, где эти знания применить». Михаил рассматривает разные варианты учебы в столицах. Верхняя планка — Физтех, факультет биологической и медицинской физики, но это если баллов хватит. Планка чуть пониже — программа по строительству уникальных зданий и сооружений в МГСУ или питерском Политехе. Получив высшее образование, Михаил планирует вернуться в Хабаровск — ведь на Дальнем Востоке планируются крупные стройки, будут большие инвестиции.
Екатерина Маслова, придя в ЛИТ в 7-м классе из-за интереса к математике, наоборот, вскоре захотела стать гуманитарием: «Оказалось, что мне это ближе. И хотя я учусь в математическом классе, это не мешает глубоко изучать и гуманитарные предметы». Екатерина собирается поступать в ВШЭ или МГУ на программы, связанные с журналистикой или филологией, один из вариантов — программа по лингвистике, и здесь математика пригодится.
Денис Еременко считает для себя приоритетами обществознание и иностранные языки и тоже собирается в Вышку, причем в качестве альтернатив рассматривает логистику, менеджмент, мировую экономику, а также бизнес-информатику (на программах, связанных с IT, в Вышке учится больше всего выпускников лицея). «Я пришел в лицей, потому что люблю математику. Но оказалось, что есть и другие интересные науки. Я бы назвал Лицей инновационных технологий не школой, а ранним университетом, — говорит он. — Наши выпускники, поступившие в вузы — неважно, в Вышку, СПбГУ или здесь, в Хабаровске, — учатся хорошо, легко и с удовольствием».
Екатерина Подольская,
студентка 2-го курса образовательной программы «Бизнес-информатика»
— ЛИТ — необычная школа, лучшая в Хабаровском крае. Ради того, чтобы я здесь училась, моя семья переехала в Хабаровск из Комсомольска-на-Амуре. Я «вклинилась» в 9-й класс, и директор на собеседовании сказала, что с программой будет справиться сложно. Эти слова меня задели, замотивировали, и все три года я училась только на «отлично».
В лицее замечательные учителя, для каждого его предмет важен: хотя лицей специализируется на точных науках, здесь умудряются растить олимпиадников и по гуманитарным дисциплинам. ЛИТ собирает очень разных и по-своему интересных учеников, которые знают, чего они хотят, к каким целям идут. Такое окружение стимулирует к развитию.
Успех любой организации зависит от ее руководителя. Виктория Владимировна Полозова — настоящий лидер лицея, сильный, со своим мнением, которое может кому-то не нравиться. Ее считают очень строгой, требовательной и к детям, и к учителям.
В прошлом году я занималась организацией осенней школы, которую Школа бизнес-информатики проводила для старшеклассников, отобранных по конкурсу. В ней участвовал ученик нашего лицея, и мне очень приятно, что он тоже будет поступать в Вышку.
Анастасия Кожевникова,
студентка 2-го курса образовательной программы «Мировая экономика»
— Лицей инновационных технологий — это место, в котором идеально всё! И уроки, и происходящее после уроков. В Хабаровске каждому известно, что лучшую подготовку можно получить именно в ЛИТе.
Знания, которые нам дали, позволили мне составить конкуренцию московским абитуриентам. Важную роль сыграла и среда: одноклассники у меня были очень способные и умные, за ними хотелось тянуться. Но везением это назвать нельзя — ведь в лицей просто так не попадёшь, нужно сдать экзамены и пройти собеседование с директором.
Несмотря на то, что акцент в лицейской программе делается на математику, информатику и физику, поблажек на других предметах нам не давали. Даже по физкультуре чтобы получить хорошую оценку, надо постараться.
Нас не только учили наукам, но и воспитывали: мальчики не входили в класс, пока не пропустят девочек, всегда держали для нас двери. Лицей учит тайм-менеджменту, дает навык работы с большими объемами информациями, развивает во всех областях, а это особенно важно для студента ВШЭ.