О проекте «Школа для жизни»
Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.
«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.
Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.
Гимназия № 1595 в московском районе Некрасовка относится к тем школам, которые работают, как говорят специалисты, «в сложных социальных контекстах». Как она борется с преступностью в отдельно взятом районе, чем ей помогает Университетско-школьный кластер ВШЭ и будут ли среди ее выпускников стобалльники и победители Всероса — в очередном очерке рубрики «Школа для жизни».
Если Лосиный остров — это «легкие Москвы», то Некрасовка, расположенная за МКАД, недалеко от станции Люберцы, — это поля аэрации, на которые десятилетиями сливались столичные нечистоты. Еще в советское время здесь были построены гигантские очистные сооружения, а в поселке городского типа обосновались рабочие, их обслуживающие. В последнее десятилетие Некрасовка застраивается типовым жильем, где москвичи получают квартиры по социальным программам города.
Социальную инфраструктуру возводят одновременно с жилой — еще в 2009 году на месте 1595-й гимназии был лес.
Народная гимназия
Создатель и идеолог Университетского-школьного кластера ВШЭ Лев Любимов к 1595-й гимназии испытывает особый интерес. Концепцию гимназии — школы не просто открытой для всех, но и меняющей окружающую ее социальную среду, — он разработал вместе с будущим директором Ладой Силиной, которая еще в 1990-е, будучи учителем истории в одной из школ Юго-восточного округа и преподавателем МПГУ, участвовала в его семинарах по модернизации гуманитарного образования. Сегодня Лев Львович — неизменный куратор гимназии, лично знакомый со всеми учителями, с некоторыми детьми и даже родителями.
В первом полугодии 2010 года, когда гимназия открылась, необходимость особого внимания к школам, работающим в сложных социальных контекстах, еще не декларировалась на государственном уровне. К тому же нормативное финансирование, когда каждый ученик «приносит» в школу государственные деньги, в Москве существовало лишь на бумаге, так что любая школа считала за честь от «сложных» детей — из неблагополучных семей, стоящих на учете в полиции, не умеющих общаться, с проблемами со здоровьем, с низкой успеваемостью — избавиться.
В открывшуюся посреди учебного года гимназию № 1595 преимущественно таких детей и набрали.
Школа vs среда
Широкие проспекты Некрасовки с высотками-новостройками, минимумом трафика и редкими пешеходами напоминают пустынные улицы Пхеньяна из северокорейских фотохроник. Но в глубине микрорайона, где расположено здание гимназии — современное, массивное, с огромными часами на фасаде на уровне третьего этажа, — жизнь бурлит. По дорожкам вдоль гимназического забора гуляют мамы с колясками, подростки у подъезда соседнего жилого дома потягивают пиво.
Поначалу жители Некрасовки к гимназии отнеслись с недоверием — «мы для них были чем-то вроде космического корабля с пришельцами», вспоминает Лада Силина. Некоторые дети на занятия не ходили — по утрам гимназия передавала список отсутствующих по неуважительным причинам в полицию, после чего инспекторы их собирали по подвалам и приводили в школу. Одевались гимназисты преимущественно в спортивные костюмы, мальчишки, следуя моде «лихих 90-х», носили массивные цепочки.
Но хуже было другое. В сознании значительной части не только детей, но и родителей учитель воспринимался как враг, а отношения внутри школы — как заведомо негативные, продолжает директор. По ее мнению, немалый вклад в формирование этого образа внесли масс-медиа — как назло, в первые месяцы работы гимназии на Первом канале показывали сериал Гай Германики «Школа».
В этих условиях Ладе Силиной — не только педагогу, но и исследователю-историку, специалисту по общественным настроениям, —предстояло эти настроения изменить в отдельно взятом районе. Нужно было заинтересовать учебой даже самых отпетых хулиганов и сделать своими союзниками родителей, искренне считающих, что «чем в школе время терять, пусть лучше ребенок за продуктами сходит и с младшим братом посидит».
Лучше, чем дома
Главное, что требовалось для изменения сознания детей, а затем и родителей, — создать в гимназии культурно-образовательную среду, сделав ее более интеллектуальной, чем та, которая есть у детей дома.
Прежде всего, любой ребенок должен найти в гимназии занятия по интересам, поэтому вторая половина дня расписана полностью (несмотря на переполненность здания, вторую смену не вводят). В 1595-й есть всё — от футбола и русской народной живописи до английского языка с «носителями». Плюс к этому — «гимназическая республика» (второй год гимназия входит в топ-10 школ на всероссийском конкурсе ученического самоуправления), организованные выезды в театры и на выставки в «большую Москву», участие в жизни районного сообщества (например, ученический проект создания парка на месте свалки) и другое. Без всего этого дети будут откручивать колеса у автомобилей и искать прочие приключения на стороне.
Был период, когда наших детей били просто за то, что они гимназисты
Соответствующим образом должно быть оформлено гимназическое пространство. На улице у входа в гимназию стоит фанерный шкаф для бук-кроссинга — в теплое время года здесь обмениваются книгами не только дети, но и жители микрорайона. Рекреации и коридоры увешаны детскими рисунками и «взрослыми» картинами — от «Богатырей» Васнецова до умилительных зверушек модного латиноамериканского художника Фабо, в кабинете директора — Дали и Магритт. Есть проекты «Стена» и «Дверь», когда дети расписывают соответственно гимназические стены и двери. Ученики сами создали музей военно-исторической миниатюры «От Рюрика до ратника XXI века» (ратником XXI века здесь назвали «универсального солдата» в пиксельной форме), планируется сконструировать фигуры обоих в натуральную величину.
В гимназии отказались от традиционного деления на классы сильные и слабые (в детской интерпретации — «слабоумные»), как и от алфавитного порядка букв в названиях — вместо этого классы различают по первой букве имени или фамилии классного руководителя.
Но главное, на чем с первых дней строится работа гимназии, — внимание к каждому ребенку. В 1595-й это не просто лозунг, сводимый к индивидуальным занятиям во второй половине дня с отстающими или с подающими надежды. Не раз были случаи, когда гимназия заменяла ребенку семью, — например, директор из собственного кармана платила за контурную карту, рабочую тетрадь или форменную юбку, потому что на это не хотели или не могли потратиться родители
В социальных сетях и на сайтах отзывов, где родители по-всякому высказываются о московских школах, отзывы о 1595-й гимназии — сплошь позитивные. Ругают разве что физрука, ставящего детей на лыжи в мороз, и долгую дорогу по пробкам для тех, кто ради хорошего образования ездит сюда из «большой Москвы». В адрес директора — восторженные комплименты («обаятельная», «светлая», «любящая детей») и благодарности: «Спасибо за Ваш труд! Вы наполняете жизнь детей смыслом!»
Бандиты и родители
Отношение детей к учебе и в целом к гимназии удалось изменить уже в первые годы работы. Вчерашние хулиганы, словно в советских фильмах про пионеров, стали участвовать в самоуправлении и писать стихи в газету. Ранее предпочитавшие спортивные костюмы, теперь они даже в футбол на школьном дворе играют в брюках и форменной жилетке.
«Был период, когда наших детей били просто за то, что они гимназисты, — вспоминает Лада Силина. — Подкарауливали на улице, срывали гимназический значок, одного мальчика избили коньками, он в больницу попал». Кто именно это делал, в гимназии быстро вычислили, оставалось взять с поличным. И однажды камеры видеонаблюдения гимназии зафиксировали, как чужаки-подростки, проникнув на территорию, вытащили гаджеты из брошенных у забора портфелей убежавших играть в футбол гимназистов. Среди них оказались и те, кто гимназистов бил. Записи передали в полицию, в тот же день похитителей задержали и вскоре осудили, на их счету были и другие преступления.
Вслед за детьми меняются и взрослые — именно так, а не наоборот.
У отдельных гимназистов начались конфликты с родителями, которых они стали учить хорошим манерам и правильному образу жизни. Некоторые родители воспринимали это в штыки, в семьях обострялись конфликты. Был случай, когда два шестиклассника соорудили шалаш в лесу, сделали запас консервов и в один прекрасный день, словно «мальчики» из рассказа Чехова, ушли из дома. В шалаше они собирались ночевать, а день проводить в гимназии. Домашняя среда их не устраивала. Первой же ночью их нашли и вернули в семьи.
В числе детей, утонувших летом во время лодочного похода по Сямоозеру в Карелии, был один из этих мальчиков — он поехал в злополучный лагерь по социальной путевке. Похоронили его в форменной жилетке со значком, и 1 сентября на линейке 7-классники стояли с его портретом, в гимназии о нем и сейчас вспоминают как об одном из лучших учеников.
Пока нельзя утверждать, что все родители гимназистов участвуют в обучении и воспитании своих детей на сто процентов. Но есть огромное число примеров, когда, видя, что благодаря гимназии ребенок меняется, они втягиваются в ее проекты — оформляют пространство, бегают на «веселых стартах», приходят на совместные с детьми занятия, прислушиваются к советам учителей и психологов.
Один из форматов работы с родителями, придуманный Львом Любимовым и используемый в школах Университетско-школьного кластера ВШЭ, — родительские клубы, где обсуждают, какие книги читать ребенку, как совместно действовать учителям и родителям в конфликтных ситуациях, когда, например, ребенок прогуливает уроки или подчищает свои двойки в бумажном классном журнале. Деятельностный подход из новых школьных стандартов, когда знания-умения-навыки приобретаются в деятельности, используется и в клубе. Чтобы родители не удивлялись гимназическим новациям, им предлагают испытать их на себе — например, чтобы было понятно, почему во многих классах парты стоят не в три ряда, а попарно, по два человека друг напротив друга (так удобнее организовать работу в группах), их на заседаниях клуба рассаживают так же.
Педагогические победы
Сегодня головная боль гимназии — ее отсутствие в рейтингах. В этом году она не попала в московский топ-500. В гимназии объясняют это не только сложной социальной средой и отсутствием отбора, но и огромной возрастной диспропорцией: старшеклассников во многие разы меньше, чем первоклашек, а их достижения для рейтинга ценнее. Эту ситуацию переживают и родители, ругая рейтинги на форумах.
Однажды к директору явилась делегация детей с предложением освободить двух хорошо успевающих по физике сверстников от прочей нагрузки — пусть решают больше задачек, побеждают в финале Всероса, и тогда гимназия рванет вверх.
Впрочем, учебные достижения в гимназии становятся все более значимыми. Учителя повышают квалификацию у преподавателей Вышки (специально из Перми к ним приезжал авторитетный тестолог, заведующий кафедрой высшей математики Анатолий Иванов, проводил семинары профессор-историк Игорь Данилевский), в старшей школе дети учатся по индивидуальным планам. В последние три года у некоторых выпускников средний балл по результатам трех ЕГЭ превышает 240 и даже 270, они учатся на бюджетных местах в МГУ и МГИМО, ВШЭ и РАНХиГС, МГЛУ и МГЮА, в педагогических и военных вузах.
В период реструктуризации школьной сети в Москве 1595-я сохранила автономию — идею объединения школ, входящих в Некрасовскую республику (так назывался проект сетевого взаимодействия школ юго-востока Москвы под эгидой Вышки), начальство не поддержало, поскольку они располагались далеко друг от друга. И гимназия сделала ставку на собственный рост. В этом году в Некрасовке сдается еще одно здание гимназического детского сада, в следующем — новое школьное здание, оба строятся по индивидуальным, согласованным с администрацией гимназии проектам. Лада Силина лично контролирует процесс, регулярно общаясь с рабочими на стройплощадках.
Новое здание позволит открыть в старшем звене массовую профильную школу, оснащенную всем необходимым вплоть до зимнего сада для будущих биологов, талантливым ученикам здесь обещают все условия для высоких достижений, в том числе для побед в предметных олимпиадах. При этом 1595-я останется школой для всех — сюда будут приходить разные дети, в том числе делающие десятки ошибок в элементарном диктанте. И снижение числа их ошибок в разы по-прежнему будет для учителя не меньшей педагогической победой, чем подготовка стобалльника.
Лев Любимов,
заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ
Шестилетний жизненный путь гимназии № 1595 свидетельствует о редком профессиональном упорстве и педагогической креативности её коллектива и лично директора.
Работая в районе экологически и социально сложном, с плохой криминогенной обстановкой, гимназия добилась высоких результатов. Двоечники, любители похулиганить и побездельничать превращаются здесь в подлинных юных граждан — ответственных, включенных в дела школы и муниципального сообщества. Удается это прежде всего благодаря множеству культурно-патриотических, социальных проектов и массовому ученическому самоуправлению.
Успехи в воспитательной работе стали основой для начавшихся серьезных, массовых достижений в учебе. Почти половина выпускников имеет более 220 баллов по трем ЕГЭ, 87% — более 16 баллов по четырем ОГЭ, стопроцентный успех на городских диагностиках, победы на многих конкурсах. Ноль провалов и двоек, списываний и прочих нарушений при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. На очереди активное участие в предметных олимпиадах.
Сегодня гимназия № 1595 — центр социально-культурного притяжения для населения старой Некрасовки. Вслед за детьми меняются и взрослые — именно так, а не наоборот.
Все эти шесть лет Высшая школа экономики была рядом, всегда была готова поддержать.
Четыре года назад, встречаясь с руководством ВШЭ, глава Департамента образования Москвы Исаак Калина спросил, сможет ли университет взять шефство над каким-нибудь отдаленным районом Москвы, участвовать в развитии системы образования в этом районе. ВШЭ сразу предложила Некрасовку, в качестве опорной школы была выбрана гимназия № 1595. И в 2015 году детская преступность в Некрасовке снизилась сразу на 61% — за это районная полиция поблагодарила школы района. Главный вклад в этот результат, без сомнения, принадлежит 1595-й.
Уверен, что вклад гимназии в повышение качества образования и прежде всего воспитания детей в Москве — значителен. А то, что она в шестой сотне рейтинга, — проблема авторов рейтинга.