О проекте «Школа для жизни»
Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.
«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.
Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.
Многопрофильная гимназия № 1619 имени Марины Цветаевой расположена на окраине Москвы — в Строгине, в десяти минутах ходьбы от корпуса МИЭМ Высшей школы экономики. Она входит в университетско-школьный кластер ВШЭ и участвует в проекте «Распределенный лицей». Как гимназия повышает качество образования и чем ей в этом помогает университет, читайте в очередном очерке рубрики «Школа для жизни».
Как и большинство нынешних столичных образовательных комплексов, гимназия сформировалась в результате объединения — в ее составе две школы, кадетский корпус и пять детских садов. В официальном столичном рейтинге школ за три года поднялась с 270-го места на 222-е.
Типовое школьное здание белого цвета — такие строили в новых московских микрорайонах в начале 1980-х — разрисовано зелеными и красными прямоугольниками. Это корпус «Москва» — каждое здание гимназии носит название города, где в тот или иной период жила Марина Цветаева. Есть еще школьный корпус «Париж», бывшая французская спецшкола, и «Севастополь», кадетский корпус — самый большой в Москве, где учат на моряков, спецназовцев и военных разведчиков. Детсады расположены в непосредственной близости от школьных корпусов, их имена — «Лозанна», «Берлин», «Прага», «Палермо» и совсем уж экзотичный для русского человека «Фрайбург», в этом городе на юго-западе Германии Цветаева училась в пансионе.
Обвинения в недостатке патриотизма из-за обилия иностранных названий в гимназии сходу отвергают — наоборот, удалось увековечить память великого российского поэта, а заодно избежать «лучиков», «солнышек» и прочих набивших оскомину названий детских садов, равно как и «школьных отделений» с порядковыми номерами.
Объединение
На входе в корпус «Москва» с плаката времен гражданской войны смотрит красноармеец с винтовкой. Известная подпись, призывающая записаться добровольцем, изменена: «Ты подписался на директора?» Ниже — перечень социальных сетей, где есть страницы директора гимназии Александра Александровича Ждана. В Facebook на него и впрямь можно только подписаться — добавиться в друзья не удастся, так как их количество достигло максимально возможных пяти тысяч, ни у кого из столичных директоров столько нет. И хотя посты на странице выдержаны в официальном стиле, в комментариях директор раскован — отвечает на вопросы коллег, любезничает с дамами и отваживает троллей.
Языковые группы теперь не по 12 человек, как принято, а по 7, одной девочке немецкий преподают индивидуально, поскольку группа не набирается
Александр Ждан — воплощение мечты женских трудовых коллективов и образовательных реформаторов (последние еще в 2010 году в национальной инициативе «Наша новая школа» пообещали обеспечить школы профессиональными менеджерами). Ему чуть за тридцать, окончил Финансовый университет при Правительстве РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», защитил кандидатскую об управлении системой непрерывного образования, работал в «Ростелекоме», затем открыл свой бизнес — центр профориентации, карьерного и образовательного консультирования. Там его заметили, включили в кадровый резерв московского Департамента образования и в 2012 году назначили директором.
В последующие годы Ждан получал психолого-педагогическое образование в МГПУ, одновременно объединяя строгинские школы и детские сады в новый комплекс. И хотя на московских форумах о нем встречаются и скептические отзывы («Что хорошего может быть в школе, где директор — бухгалтер?»), положительных оценок явно больше. Сейчас в восьми зданиях учатся 3600 детей, из них более двух третей — школьники.
Одно из преимуществ большой гимназии, объясняет Александр Ждан, — объединение ресурсов. Современного учебного оборудования всегда не хватает — только в одном корпусе были столы с интерактивными картами в кабинете географии или электронные микроскопы в кабинете биологии. Теперь все это доступно для детей из всех корпусов, даже для детсадовцев. И если раньше переносное оборудование было «приписано» к конкретному кабинету и даже учителю, то теперь через онлайн-систему его может «забронировать» любой учитель комплекса. Сотрудник технической службы доставит его на урок в нужное время согласно онлайн-заявке, тем более что расстояния невелики: от «Москвы» до «Севастополя» 450 метров, до «Парижа» — 400, до детских садов — и того меньше.
Еще преимущество — рост конкуренции в учительском коллективе, продолжает заместитель директора по социализации и коммуникации Светлана Валиева. В одной небольшой школе она де-факто была только между учителями начальных классов, словесниками и математиками — теми, у кого часов много, по остальным предметам один-два учителя предоставлены сами себе. Теперь же по каждому блоку предметов созданы методические объединения учителей — в каждом, как правило, есть лидер, учителя обмениваются опытом и методическими наработками, в том числе электронными ресурсами, стремятся улучшать результаты.
Форма и содержание
«Школа должна быть яркой, сюда же дети приходят!» Этот директорский слоган в гимназии воплощен в жизнь — в казенное школьное пространство добавлены краски. В корпусе «Москва» спортзал выкрасили в алый и желтый цвет, конференц-зал оформили в синих тонах, туалет для мальчиков выложили синей плиткой, для девочек — розовой, в коридорах и в библиотеке вместо привычных «банкеток» поставили оранжевые, желтые и красные диваны.
За последние годы гимназия стала участником всевозможных проектов городского масштаба. Новый образовательный стандарт ввели на всех ступенях, включая старшую (по федеральным требованиям переход пока обязателен лишь с 1 по 5 класс), включились в проекты с вузами и научными учреждениями, в том числе с Высшей школой экономики и Курчатовским институтом, открыты в общей сложности шесть профилей. Раньше дети в гимназии и во французской спецшколе по определению выбирали гуманитарный профиль, а кадеты — оборонно-спортивный, других не было. Теперь же и после других профилей выпускники поступают в ведущие вузы — в прошлом году сразу несколько человек, окончив физико-математический профиль, поступили в МИЭМ ВШЭ.
Усилили преподавание иностранных языков: языковые группы теперь не по 12 человек, как принято, а по 7, одной девочке немецкий преподают индивидуально, поскольку группа не набирается. Расширили дополнительное образование — при желании ребенок может находиться в гимназии с утра до вечера, во второй половине дня выбирая кружки и секции по интересам. Их в гимназии более ста, сейчас у директора новая мечта — учить ребят, прежде всего кадет, верховой езде.
Задача кластера — помочь окраинным школам улучшить результаты, но это отнюдь не подразумевает подготовку детей к ГИА и ЕГЭ силами университета
В гимназии практикуется стратегическое планирование, ориентированное на результат. Есть цели, которых гимназия должна достичь к тому или иному сроку, и на их достижение должен работать весь коллектив. Например, в этом году была поставлена задача увеличить число победителей окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Учителя стали целенаправленно готовить к этому детей. Обычно на школьный этап выставляют отличников, а теперь к нему решили допустить и тех, кто считался слабее, но проявлял интерес и способности. Лучших, как обычно, отправили на окружной этап, и если в прошлом году победителями там стали 2 человека, призерами — 94, то в этом году — соответственно 17 и 97, причем по широкому спектру предметов, включая математику, физику и информатику. Учителям, чьи дети отличились, выписали премии за результат. По предварительным данным, число призеров городского этапа увеличилось с 3 до 7.
В условиях нормативного подушевого финансирования, когда за каждого ребенка гимназия получает деньги из городского бюджета, есть интерес набрать детей побольше, тем более что повышенный спрос налицо: в гимназию ездят из других районов и даже из ближнего Подмосковья.
Пришлось даже ввести «полуторную смену»: у вторых классов корпуса «Москва» занятия начинаются не в 8.30, а в 11.30. В этом году набрали 12 первых классов, могли бы и больше, но все же родителей уговаривали пойти в другие школы, где недобор, а таких в Строгине хватает. В корпусе «Москва», рассчитанном на 750 детей, учатся 1100 человек, и это влияет на школьное пространство: все рекреации переоборудованы — под учебные классы, музей, малый спортивный зал. На первом этаже соорудили огромную коробку из прочного стекла, напоминающую курилку в аэропорту Домодедово, — «класс универсального назначения», где можно проводить занятия в малых группах, кружки, собрания школьного самоуправления.
По программам Вышки
Гимназия № 1619 — одна из порядка пятидесяти московских школ, входящих в университетско-школьный кластер ВШЭ. Кластер — детище Льва Любимова, заместителя научного руководителя Вышки, проект, запущенный им при поддержке Департамента образования Москвы и рассчитанный именно на столицу (не путать с университетским образовательным округом ВШЭ, в который включены лучшие школы из разных регионов). Лев Львович постоянно бывает в школах кластера, общается с администраторами и учителями, а раз в неделю во дворце творчества на Миусской площади организует для них мастер-классы лучших вышкинских профессоров. Недавно лекцию о развитии способностей им читал научный руководитель департамента психологии Владимир Шадриков, о межкультурной коммуникации — завкафедрой английского языка для экономических и математических дисциплин Татьяна Барановская.
Следующее требование — формировать в каждом ребенке писателя: чтобы к выпуску из гимназии ученик имел стопку собственноручно написанных текстов, не только сочинения по школьной программе, но и стихи, очерки, эссе, романы
Задача кластера — помочь окраинным школам улучшить результаты, но это отнюдь не подразумевает подготовку детей к ГИА и ЕГЭ силами университета. Речь идет о расширении кругозора, формировании компетенций за рамками школьной программы. В гимназии вспоминают, что первое, с чего Любимов начал работу по созданию кластера, — раздал списки литературы, обязательной для прочтения, сотрудникам школы. Списки постоянно обновляются, одна из свежих рекомендаций — книга американского психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», ведь творческие способности и нестандартное мышление не менее важны, чем IQ. Первым книгу осмыслил директор, после прочтения остальными педагогами ее обсудили на гимназической конференции. «Мы стали читать такую литературу, о которой раньше вообще не слышали, — говорит Марина Давыдова, учитель математики и замдиректора по качеству (незадолго до выхода статьи она пошла на повышение — директором в другую школу). — Казалось бы, откуда силы возьмутся на чтение, когда у тебя 7-8 уроков, а потом еще дополнительные занятия? Но сейчас мы понимаем, что без этого жить невозможно, — читаем, обсуждаем».
Формирование читательской компетенции у детей Любимов начал с детского сада, объясняя, что с раннего возраста до 11 класса школа должна формировать из ребенка читателя, чтобы он всю жизнь «имел наркотическую потребность в чтении». Такая же потребность должна быть и у родителей —после лекций Льва Львовича воспитатели стали объяснять на собраниях в «Лозанне» и «Фрайбурге», какие книги родители должны читать сами, а что дать прочитать детям. Следующее требование — формировать в каждом ребенке писателя: чтобы к выпуску из гимназии ученик имел стопку собственноручно написанных текстов, не только сочинения по школьной программе, но и стихи, очерки, эссе, романы. Повзрослев, он сможет красочно и ярко излагать свои мысли хоть в деловой переписке, хоть в научном исследовании.
В прошлом году на базе гимназии прошел так называемый «проектный бум «Ярмарка проектов» — ученики школ, входящих в вышкинский кластер, представили 50 учебных проектов на разные темы от краеведения до бизнеса. Индивидуальный проект в новом стандарте для старшеклассников — обязательный элемент школьной программы, в гимназии за проектную деятельность отвечает одна из наиболее уважаемых и результативных учителей — биолог Виктория Георгиевна Седунова, она же была инициатором и организатором «ярмарки». В марте на базе гимназии состоится Второй театральный марафон на иностранных языках — в корпусе «Париж» детские коллективы из школ кластера будут представлять иноязычные театральные миниатюры.
С 2014 года гимназия включилась и в другой проект Вышки — распределенный лицей: группы старшеклассников учатся по программам Лицея ВШЭ. Выбраны два профиля — социально-экономический и физико-математический, программы утверждаются одновременно представителями Вышки и администрацией гимназии. В общий учебный процесс «распределенные лицеисты» встраиваются благодаря индивидуальным учебным планам, предусмотренным новым стандартом, — классов как таковых в старшем звене нет, может так получиться, что ученики из условной группы по 15 человек занимаются вместе только на физкультуре и ОБЖ. Свой образовательный маршрут должен быть у каждого, считают в гимназии.