О проекте «Школа для жизни»
Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.
«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.
Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.
Гимназия № 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга — партнер питерского кампуса ВШЭ. Вместе они проводят для школьников литературный конкурс «Каждый пишет, как он слышит...» и конференцию «Молодые исследователи», в которой участвуют дети со всей России, а победители и призеры, поступая в ВШЭ, получают дополнительный балл в портфолио.
Здания и картины
История гимназии началась в 1946 году, когда Ленинград отстраивался после войны, ее первое здание на Васильевском острове сохранилось до сих пор, теперь в нем находится воскресная школа храма Смоленской иконы Божьей Матери. Выпускники послевоенных лет, некоторым из которых уже за семьдесят, собираясь на традиционные встречи (с пионерскими галстуками и с обязательным исполнением «Взвейтесь кострами, синие ночи!»), заходят и в старое здание, чтобы вспомнить о своей молодости.
Нынешнее здание из серого кирпича — типовое, четырехэтажное, построенное в конце 1960-х здесь же, на Васильевском острове, сделали нетиповым внутри. В рекреациях — полотна послевоенной монументальной живописи от пола до потолка, расписанные под руководством народного художника СССР Андрея Мыльникова, автора мозаичных панно на станциях питерского метрополитена. Полотна посвящены отечественной истории — от Новгородской Руси до Великой Отечественной войны. Средневековые ремесленники, рыцари в шлемах с рогами, политические и военные лидеры от Александра Невского до Ленина, листок революционных «Известий», сталевары первых пятилеток — чем выше этаж, тем ближе сюжеты к нашему времени.
Пять лет назад при очередной проверке инспектор пожарного надзора решил, что полотна могут загореться, а значит, для детей они опасны и подлежат демонтажу. Тогда к защите картин подключилась питерская интеллигенция, эксперты Русского музея доказывали, что материалы, которыми пропитаны холсты, — негорючие. Состоялось несколько судов, вышло множество публикаций в СМИ, и общими усилиями картины удалось отстоять: сейчас они внесены в реестр объектов культурного наследия ЮНЕСКО, завершается их реставрация. В рекреациях у полотен по-прежнему проводят занятия учителя истории и мировой художественной культуры, дети в театральных костюмах разыгрывают изображенные на них события.
С баскетбольным уклоном
Директор гимназии и учитель английского Вероника Борисовна Сергеева — сама ее выпускница, в первый класс пошла как раз в тот период, когда художники рисовали картины в рекреациях. Традиция брать на работу «своих» в гимназии сложилась давно — выпускников немало и в администрации, и среди учителей.
11-я школа была одной из первых в Ленинграде с углубленным изучением английского языка, в 1990-е стала одной из первых гимназий. Несколько лет назад к ней присоединили школу, расположенную по соседству, что позволило и уменьшить нагрузку на основное здание, и создать школу ступеней — у начальных классов теперь свой корпус с отдельной библиотекой, у каждого учителя свой кабинет. В «началке» программа обычная, в основной школе нагрузка растет, добавляется второй язык на выбор — немецкий, французский, а с этого учебного года еще и итальянский. В старшем звене — деление на профили, филологический и социально-гуманитарный. В лучших традициях советских спецшкол с 8-го класса некоторые предметы (зарубежная литература, страноведение) преподают на английском.
Несколько лет назад гимназия решилась на необычный эксперимент: отдельный пятый класс был открыт для членов юношеской сборной по баскетболу — мальчишки-одногодки из разных районов Питера хотели учиться вместе, всей командой. «Сначала им было тяжело, — вспоминает директор, — у нас ведь сложная программа, но они научились добиваться результатов не только в спорте, но и в учебе. В прошлом году состоялся выпуск — капитан команды Валентин Мишин, наш неформальный лидер, получил золотую медаль, а по баскетболу команда заняла первое место в северо-западном регионе, 11-е — в России».
Сейчас в гимназии учится еще один баскетбольный класс — восьмой, но там не только мальчики, но и девочки. Тех детей, кто успешен и в учебе, и в спорте, приводят в пример остальным. Так что спорт в гимназии пропагандируют не меньше, чем иностранные языки: есть секции шахмат, тхэквондо, мини-футбола и другие, самая популярная — акробатический рок-н-ролл, ее ведет выпускник гимназии, и дети занимают призовые места на общероссийских состязаниях.
Флаг и герб
На темно-бирюзовом флаге гимназии (цвет символизирует Балтийское море) — ростральная колонна (символ Васильевского острова), крыша гимназии и восходящее над ней солнце. На гербе — открытая книга, перо в чернильнице и ключ, обрамленные тем же девизом, что и у Высшей школы экономики: Non scholae, sed vitae discimus. У каждого ученика есть специально изданный корпоративный дневник — с фотографией здания и гербом на обложке. В холле над стендами с расписанием уроков и на странице сайта с официальной информацией — еще один слоган на английском: Tomorrow’s success begins today.
В гимназии давно сложились программы обмена с зарубежными партнерами. Сейчас ключевой партнер — Вальдорфская школа в Германии, новинка последних трех лет — школа в Южной Корее, где дети общаются на английском, живут или в семьях, или в общежитиях, участвуют в международных форумах вместе со школьниками из разных стран мира. Многие традиции в Южной Корее те же, что и в советской школе, рассказывают учителя гимназии, — например, там есть летние лагеря труда и отдыха, куда наши дети вместе с азиатскими сверстниками ездили на сбор хурмы. Порадовало и наличие там школьной формы — 11-я гимназия была одной из первых школ в Питере, которая еще в 1990-е вернула школьную форму, но без советских аллюзий, просто деловой стиль («нет футболкам, джинсам и лосинам»).
В классе Аллы Петровны Макаренко — учителя немецкого языка и завуча по воспитательной работе — обустроен небольшой музей, посвященный 277-й Красносельской штурмовой авиационной дивизии, участвовавшей в прорыве блокады Ленинграда. Собирать экспонаты учителя и дети начали еще в 1970-е годы. На стенах — портреты и биографии летчиков, под стеклом командирский китель с генеральскими звездами, в галерее артефактов — погнутые ложки, поржавевшая кружка, зубная щетка и другие солдатские вещи, найденные учениками на раскопках у Синявинских высот. В послевоенные годы дивизия шефствовала над 11-й школой, а потом школа взяла шефство над ее ветеранами. Когда-то их было более ста, а сейчас в живых осталось лишь двое. Раз в год, в день рождения дивизии, в гимназии проходят уроки мужества и концерты на военные темы.
Буктрейлеры и фанфики
Ксения Полюдова — учитель русского языка с опытом подготовки 100-балльников и победителей олимпиад. В прошлом году одна ее выпускница, получив 100 баллов, поступила в СПбГУ на факультет менеджмента. «Она, конечно, талантливый, умный ребенок, но с ленцой, ей нужны были стимулы к учебе вплоть до двоек за невыполненные вовремя работы, — рассказывает Ксения Михайловна. — Это пошло ей на пользу: стала отличницей, другие экзамены хорошо сдала. Вообще же, чтобы получить 100 баллов на ЕГЭ по русскому, гуманитарных способностей недостаточно. Нужна еще одаренность математическая, высокий уровень точного мышления, умение сосредоточиться, чтобы четко перенести ответы в бланк, не ошибившись ни в одном знаке. А чтобы выполнить часть С, нужна эрудиция, зрелость, владение литературным материалом, готовность опираться на разные источники и в публицистической, и в художественной литературе».
По инициативе Ксении Михайловны гимназия в прошлом году стала проводить литературный конкурс для учеников с 1 по 11 класс «Каждый пишет, как он слышит...» в нескольких номинациях. Дети могут представить на конкурс буктрейлер (неигровой или анимационный видеоролик о любимой книге), рецензию на фильм или театральную постановку по русской классике, рецензию на современное литературное произведение, пародию, эссе на свободную тему или фанфик, то есть свою версию продолжения известного литературного произведения. Например, третьеклассница написала продолжение «Сказки о рыбаке и рыбке» — в стихах, в стилистике Пушкина, о том, что старуха осознала свои ошибки и золотая рыбка оставила ей дом. В этом году конкурс стал общероссийским, к его проведению подключились Союз писателей Санкт-Петербурга и питерская Вышка.
Молодые исследователи
11-я гимназия проводит ежегодную конференцию, на которую проекты и исследования представляют не только питерские школьники, но и дети из других регионов, рассказывает заместитель директора Елена Борисовна Семенова. В последние несколько лет значительно выросло количество заявок, число регионов-участников, равно как и качество учебно-исследовательских и проектных работ.
Недавно в состав учредителей конференции вошел Санкт-Петербургский кампус Высшей школы экономики — ведь навыки, которые демонстрируют ее участники, востребованы при обучении на любых программах высшего образования. Аналогичное состязание, которое проводит ВШЭ в Москве, — «Высший пилотаж». Но главное отличие питерской конференции в том, что для участия и победы детям не нужно выезжать из своего региона. Первый тур — заочный: работу на конкурс может прислать любой желающий, второй тур для авторов лучших работ — очный для питерских школьников или дистанционный (по видеоконференцсвязи) для остальных.
В этом году всероссийская научно-практическая конференция старшеклассников «Молодые исследователи» состоялась в девятый раз, жюри возглавил заместитель директора питерской Вышки Александр Михайлович Семенов. Впервые для подготовки детей к участию в конференции был запущен обучающий модуль «Школа молодого исследователя» — преподаватели и студенты магистратуры ВШЭ провели серию занятий для школьников, очных и по видеоконференцсвязи.
Итоги конференции были подведены в апреле. Впервые ее победители и призеры (обладатели дипломов I, II и III степени), решившие поступать в Вышку, получат 1 балл за индивидуальные достижения в портфолио в дополнение к результатам ЕГЭ. Среди победителей и призеров по разным направлениям — четыре ученика 11-й гимназии.