• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «Школа для жизни»

Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.

«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.

Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.

Выпускники тамбовского лицея № 14 имени А.М.Кузьмина поступают на разные факультеты Вышки ежегодно. Самым «урожайным» был 2014 год — 23 человека. В списке 500 лучших школ России лицей стабильно входит в топ-25. Как это удается, в проекте «Школа для жизни» выяснял корреспондент новостной службы ВШЭ.

В 1978 году в Тамбовский институт химического машиностроения приехал преподавать высшую математику молодой специалист, выпускник мехмата МГУ Алексей Кузьмин. По совместительству он стал работать в физико-математической школе, а когда в Советском Союзе началась перестройка, выставил свою кандидатуру на выборах директора — в те годы такое случалось. Действующему директору он проиграл, не добрав один голос, но местное начальство тут же предложило ему возглавить другую физико-математическую школу, в районе новостроек.

Так началась история тамбовского лицея № 14, тогда — физико-математической школы с углубленным изучением английского языка, открывшейся 1 сентября 1989 года. Со временем здесь появились и другие профили, в том числе социально-экономический и гуманитарный, но физика и математика остались самыми престижными (одно из объяснений — что в Тамбове, городе химической промышленности и военных училищ, к этим наукам всегда относились с пиететом). Бойкая 11-классница из физико-математического класса, решившая поступать в академию при Следственном комитете («папа юрист, я тоже хочу быть юристом»), на мой вопрос о выборе профиля ответила не задумываясь: «Это лучшее, что тут есть!»

В 2013 году в классе из 28 человек шесть выпускников получили 100 баллов на ЕГЭ по предмету математике

Стремление к высоким образовательным результатам в лицее было заложено его первым директором с первых дней работы. За редкими исключениями, в областных и федеральных рейтингах лицей все это время остается на лидирующих позициях, из последних достижений — 16-е место в рейтинге 500 лучших школ России 2015 года, определявшемся по результатам ОГЭ в 9 классе и числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Сейчас лицей носит имя Алексея Михайловича Кузьмина — он умер от сердечного приступа пять лет назад, и портрет немолодого человека с ворошиловскими усами «зубная щетка», со строгим взглядом и в больших очках, висит в позолоченной рамке в холле на первом этаже.

Лицей полного дня

Лицей расположен рядом с большим городским парком, начиненным по примеру московского парка Победы музейными экземплярами военной техники. У входа на лицейскую территорию — огромная стела с устремленным вверх серебристым штурмовиком, перекочевавшим, понятное дело, на лицейский логотип. Здание обычное, немного истрепавшееся за 25 лет, но подлатанное, облицованное новой плиткой. Коридоры предельно аскетичны: нет ни портретов отличников, ни досок почета, ни прочей наглядной агитации, которой учителя, а иногда и сами дети пытаются скрасить школьные будни. Зато гостям показывают состоящие из нескольких секций доски в кабинетах математики — ими гордятся больше, чем досками интерактивными, ведь их можно развернуть во всю стену и писать длинные формулы, как в «Приключениях Шурика».

В период бескормицы 1990-х и начала 2000-х вложений в материальную базу лицея почти не было, если не считать покупку компьютерной и прочей оргтехники — на информатизацию образования здесь всегда были готовы отдать последнее. Учителя в лицее сели за компьютеры еще в 1990-е годы, тогда же появилась локальная сеть, электронные дневники и журналы. Со временем нашлись деньги и на другое. На миллион, полученный в 2006 году за победу в нацпроекте «Образование», перестроили актовый зал в лекционную аудиторию-амфитеатр на 150 человек по вузовскому образцу, а совсем недавно отремонтировали один из двух физкультурных залов. Нынешний директор — Геннадий Рувимович Любич, учитель информатики, один из первых, кто пришел работать в лицей в 1989 году, демонстрирует рисунки от пола до потолка, на которых спортсмены с мячами изображены на фоне математических формул.

Дети проводят в лицее полный день. К предусмотренному стандартом количеству обязательных уроков добавлены несколько дополнительных — платных, по официальным расценкам, от 650 до 990 рублей в месяц в зависимости от наполняемости групп, но тоже обязательных, без них программу не освоишь. Во второй половине дня — бесплатные клубы по интересам (умных программистов, журналистов, интеллектуальных игр и проч.), предметные кружки и спортивные секции. В лицее есть ноу-хау — длинный обед, который на европейский манер называют ланчем. На ланч отводится один урок в середине дня — несколько классов приходят на 40 минут в столовую, где могут поесть спокойно, без толчеи и без опасений не успеть в класс по звонку, и заодно отдохнуть.

Результаты

Первые результаты лицей продемонстрировал уже в первые месяцы работы, когда дети с 5 по 11 класс, набранные со всего Тамбова и из ближайших пригородов, стали побеждать на городских и областных олимпиадах. С тех пор изменился разве что перечень олимпиад, а победы так и остались делом привычным. Четыре выпускника разных лет — призеры международных олимпиад, в том числе два по физике (Никита Сопенко, выпускник 2012 года, получил это звание дважды, завоевав на международных открытых чемпионатах и первенствах пять медалей), два — по географии. На ОГЭ и ЕГЭ — тоже рекорды. Анна Бурмистрова, заведующая кафедрой математики, вспоминает, как в 2013 году выпустила класс из 28 человек, 6 из которых получили 100 баллов на ЕГЭ по ее предмету.

Спрашиваю 11-классников, не собирается ли кто-то поступать в тамбовские вузы, в ответ — искренний смех и недлинный перечень альтернатив в Москве и Питере. 10-классница, которую я попросил перечислить олимпиады, на которые она зарегистрировалась в этом году, упомянула турнир «Ломоносов», «Высшую пробу», олимпиаду Росатома, а на четвертом пункте задумалась: «Я же все не запомнила!»

Чтобы добиться выдающихся результатов, детей, конечно же, надо отбирать, считает Геннадий Любич, — тех, кто способен выдержать бешеный лицейский темп и огромные нагрузки. В 5-й класс (начальной школы в лицее нет и сейчас) сдают вступительные по русскому, математике и логике, есть платные подготовительные курсы, конкурс — 2 человека на место. И даже несмотря на это, отсев в процессе учебы — обычное явление. Поступать «по звонку» нет смысла, и в городе это хорошо известно. «В таких лицеях, как № 14, богатенькие буратино редко встречаются, — пишет посетитель одного из тамбовских интернет-форумов. — Там учиться надо. В ТГТУ преподают максимум 70% математики от лицейской программы, знаю по опыту. Подход лицея — дисциплина и учеба для каждого».

«Наверное, у нашего лицея есть какой-то секрет, — смеется Любич. — Был у нас учитель, работал хорошо, давал результаты — дети побеждали на олимпиадах, сдавали ЕГЭ на высокие баллы. Перешел в другую школу, хорошую, известную в Тамбове, детей там тоже отбирают, и результаты стали скромнее. А к нам из другой школы пришел учитель по тому же предмету — мы знали, что он слабее, чем тот, который ушел, — но у него в лицее результаты появились».

Методы

Ольга Викторовна Чумичева преподает математику в лицее 25 лет, общий педагогический стаж — 45 лет. Она заслуженный учитель России и дважды народный учитель Тамбовщины — это звание раз в год получают лучшие учителя региона по результатам народного голосования, которое одновременно проводится среди учеников 7-11 классов и родителей во всех школах области: каждый может написать фамилию учителя, которого он считает лучшим в своей жизни. Ольга Викторовна убеждена, что если у человека есть разные способности, в том числе математические, он все равно выберет математику. А если математических способностей нет — можно развивать любые другие.

«Дети к нам поступают совершенно необыкновенные, очень умные, и наша главная цель — увлечь их и заставить трудиться», — считает Ольга Викторовна. Как это сделать?

Когда я объясняю тему и вижу, что они дремлют, в какой-то момент начинаю говорить ерунду, а потом спрашиваю: что же вы не возражаете? И они тут же просыпаются

Во-первых, на уроке не должно быть демократии, возможна только абсолютная монархия. Если ученик решает задачу у доски, после каждого действия учитель не должен кивать в знак согласия или, если решение неправильное, качать головой. «Я делаю наоборот, — рассказывает Ольга Викторовна, — даже когда вижу, что решение правильное, качаю головой, пусть смущается и уходит не в ту степь!»

Во-вторых, детей нужно заставлять трудиться, и для этого годятся даже самые драконовские методы. «Я много задаю, — признается Ольга Викторовна, — мне даже иногда самой страшно становится. И много двоек ставлю».

В-третьих, нужно правильно работать с родителями, объяснять им, как надо и как не надо помогать детям (задачи решать за них, понятное дело, нельзя). С иными родителями совладать бывает непросто. «Есть такие мамы — руководящие работники, которые «раздвигают грудью рожь» и могут «с боем взять Приморье», — заслуженный учитель делится тайнами ремесла. — Они хотят и меня с боем взять! Встает такая на родительском собрании и спрашивает: «Почему у моего ребенка за 2 недели 12 двоек»? А я мирно отвечаю: «Потому что не все ставлю!». Или говорит: «Мой ребенок — звездочка!» А я в ответ: «В этом классе ни одной звездочки, кроме себя, я не вижу!»

В прошлом году Ольга Чумичева выпустила 11-й класс — из 26 человек 9 поступили в Высшую школу экономики, 6 в МГУ, 3 — в Физтех, остальные — в другие топовые вузы. О Высшей школе экономики ей рассказывали ее выпускники: «От сессии до сессии живут студенты весело, а в Вышке нужно трудиться, в Вышке рейтинги. И когда мои ребята приезжают, я вижу, что они трудятся, что им не дают разбаловаться, что они под контролем. Так же, как было в лицее».

Вузы

В начале октября в лицее № 14 прошел день открытых дверей Высшей школы экономики — из Вышки приехала делегация во главе с директором по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамарой Протасевич. Ученикам лицея и детям из других школ рассказали о Вышке, преподаватели с разных факультетов провели мастер-классы.

В составе делегации в Тамбов приехала Софья Медведева — студентка магистратуры ВШЭ, стажер Лаборатории экономико-социологических исследований, когда-то окончившая лицей № 14. Для сегодняшних лицеистов такой собеседник — лучшая реклама вуза, живое подтверждение слогана «Мечты сбываются!».

Впрочем, такая практика и для Вышки, и для лицея № 14 не в диковинку. В университете есть проект «Школьникам о Вышке», в рамках которого студенты, словно миссионеры, рассказывают об университете ученикам школы, где когда-то сами учились, а в лицее часто устраивают встречи учеников с выпускниками, которые учатся и в других вузах, включая МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИФИ и прочих лидеров рейтингов. Особого отношения к тому или иному вузу в лицее нет — учителя убеждены, что свой жизненный путь выпускник лицея должен выбирать сам, их же задача — сделать так, чтобы возможностей для выбора было как можно больше.