Состоялась защита кандидатской диссертации Ивановой Алины Евгеньевны

Состоялась защита кандидатской диссертации Ивановой Алины Евгеньевны

09 сентября 2021 года состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании А.Е. Ивановой на тему «Разработка и валидизация русскоязычной версии инструмента международного сравнительного исследования навыков учащихся на входе в школу и их прогресса за первый учебный год: проблемы адаптации и локализации» . Защиту провел Комитет в составе А.И. Подольского (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), С. Бельтюковой (Университет Толедо, США), Е.В. Ивановой (ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»), М.А. Пинской (Филиал ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» в г. Одинцово), А.Н. Поддьякова (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).

Ученые нашли способ, позволяющий корректно измерять и сравнивать прогресс, которого достигают ученики России и англоязычных стран за первый год учебы в школе. Они разработали российскую версию международного инструмента iPIPS (international Performance indicators in Primary Schools), позволяющего проводить стартовую диагностику детей на входе в школу и оценивать их прогресс за первый год обучения. Ее разработкой занималась сотрудница Центра психометрики и измерений в образовании Алина Иванова. Потенциально, применение разных национальных версий этого инструмента, включая российскую, позволит исследователям из стран-участниц проекта изучать и сравнивать, что знают и могут делать дети из этих стран на входе в школу, какого прогресса они достигают за первый год обучения, и с какими факторами их прогресс может быть связан, следует из диссертации, которую защитила Иванова.

Основными вызовами для применения международных инструментов оценки знаний и навыков являются сложность их дизайна, стандартизации всех процедур, создания качественных национальных версий инструментов. Каждая страна реализует собственные образовательные цели и программы развития. Все это приводит к закономерным трудностям с тем, чтобы корректно сопоставлять результаты оценивания в кросс-культурном разрезе. При этом международные сравнительные исследования образовательных достижений детей представляют особую сложность, - отмечает Иванова. Большинство дошколят и первоклассников не умеют читать, имеют ограниченный словарный запас, не могут долго концентрироваться на выполнении конкретной задачи. Кроме того, в случае с проектом iPIPS, исследователи столкнулись с дополнительными проблемами различий возраста начала обучения в школе, а также значительных структурных различий английского и русского языков, которые оказывают наиболее сильный эффект на создание сопоставимых инструментов оценки, ориентированных на начало обучения в школе.

Компьютерные адаптивные тесты iPIPS созданы в Великобритании и применяются в Австралии, Бразилии, Германии, Новой Зеландии, Южной Африке и в других странах для оценки развития ребенка в четырёх областях – словарный запаа, фонематическая грамотность, раннее чтение и математика. Алина Иванова изучила возможность адаптации части iPIPS по математике и локализации части iPIPS по чтению. Под локализацией здесь понимается преобразование инструмента, изначально созданного на другом языке так, чтобы учитывалась максимально культурная и языковая специфика целевой аудитории.

Исследователь предложила новый подход к обеспечению сопоставимости русскоязычной и оригинальной версии инструмента на индивидуальном и групповом уровнях. Также была проведена серия исследований по сбору свидетельств валидности результатов оценки базовых навыков детей по чтению и математике. В ходе проделанной работы была проведено разведывательное (то есть проверяющее саму возможность проведения) сопоставительное исследование результатов англо- и неанглоязычных учащихся на входе в школу и их прогресса за первый год обучения. Эмпирическая часть исследования опирается на данные стартовой диагностики и оценки прогресса детей из двух стран, Великобритании и России.

Таким образом, впервые для международного проекта iPIPS был проведен комплекс исследований, позволяющих методологически обоснованно проводить межстрановые сопоставительные исследования базовых навыков детей по чтению и математике в начале школьного обучения.  Наконец, на основе инструмента iPIPS был создан инструмент СТАРТ, который может быть использован и внутри страны, при проведении массового оценивания на муниципальном или региональном уровне, благодаря чему могут быть получены данные, полезные для анализа общей ситуации и принятия обоснованных решений в рамках образовательной политики.

По результатам заседания члены Комитета единогласно проголосовали за присуждение А.Е. Ивановой ученой степени кандидата наук об образовании (PhD in Education).