Ученые ВШЭ и САФУ подготовили предложения по развитию Арктики
В Арктической зоне России расположена обширная, но крайне уязвимая уникальная экосистема, здесь ведут традиционные виды хозяйственной деятельности коренные народы. При этом регион обладает значительными запасами полезных ископаемых. Как увеличить их добычу, не нанося вред территории? Как развивать экономику Арктики? Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ и Арктический центр стратегических исследований САФУ рассмотрели эти вопросы на круглом столе. По итогам заседания была подготовлена резолюция для рассылки в федеральные органы государственной власти.
По мнению участников обсуждения, Арктическая зона — одно из перспективных направлений пространственного развития страны. Совокупные запасы нефти и газа в Арктике оцениваются в 13 и 30% от всех минеральных ресурсов Земли, соответственно. Значительная их часть залегает на сравнительно небольших глубинах (до 500 м) и доступна для добычи. Происходящие изменения климата постепенно открывают водные пространства Арктики не только для разработки ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов в глобальной транспортной системе (Северный морской путь и Северо-западный морской проход).
Помимо полезных ископаемых, территория обладает внушительными биологическими ресурсами, что приводит к развертыванию новых производственных мощностей, а значит, и усилению экологического давления на земли и акватории российского севера. Чтобы обеспечить устойчивое эколого-экономическое развитие в Арктике требуется решить немало задач в области природопользования и охраны окружающей среды.
Среди них первоочередными на заседании признаны:
- Обеспечение комплексного природопользования с применением новейших экологически чистых, малоотходных технологий, что позволит на долгие годы сохранить экосистему Арктики и при ее вторичном освоении. Хранение, удаление и вывоз отходов из районов нового освоения, а также их переработка и сокращение источников должны являться одним из основных условий, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении любого вида деятельности в Арктической зоне РФ (АЗРФ);
- Оптимизация, выявление и развертывание перспективных видов экономической деятельности с учетом потребностей экономики страны и экологической безопасности, постепенная ликвидация убыточных «грязных» производств;
- Диверсификация экономической деятельности с учетом перспективы обнаружения на шельфе, архипелагах и островах российского сектора Арктики промышленных запасов углеводородного сырья и других полезных ископаемых, использование биологических ресурсов прибрежных районов, развитие туризма, сферы услуг и других видов деятельности;
- Проведение научно-исследовательских работ и изысканий в различных научных областях.
Научная деятельность в Арктике, по сути, прекратилась в начале 1990-х, а в последние десятилетия в областях геофизики, сейсмологии, археологии, гляциологии, биологии, геологии, метеорологии, мониторинга окружающей среды была представлена точечными исследованиями, не позволяющими сформировать научное обоснование развития альтернативных направлений хозяйственной деятельности в высоких широтах.
Как отметили участники круглого стола, особенно важно обеспечить сбалансированное развитие моногородов, проблемы которых лежат как в экономической (низкая конкурентоспособность предприятий), так и социальной (отток населения) и экологической (высокая доля отходов вредных производств) плоскостях. На долю Арктической зоны РФ приходится пятая часть всех моногородов России, большая доля которых находится в депрессивном состоянии и требует комплексной структурно-функциональной переориентации.
Экологическая безопасность и сотрудничество
Арктический регион привлекает к себе внимание не только «официальных» арктических и приарктических государств, но и Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и других стран. Россия должна обратить особое внимание на деятельность и стратегию внерегиональных стран по отстаиванию своих интересов в Арктике. Вопросы защиты АЗРФ в качестве национальной ресурсной базы и транспортной артерии должны быть обеспечены, главным образом, дипломатическими способами, уверены ученые. В частности, Россия должна четко определить свою позицию в отношении устремлений КНР в Арктике. Очевидно, исходя из контекста российско-китайского стратегического партнерства, как фактора формирования многополярного мироустройства, отношения с КНР по вопросу о хозяйственном освоении Арктики должны сочетать в себе разумный баланс национальных интересов и взаимного сотрудничества.
Полномасштабное освоение Арктики и реализация значимых экономических проектов потребуют широкого привлечения иностранных инвестиций.
Международное сотрудничество в Артике должно идти по пути расширения, укрепления мер доверия между приарктическими государствами, развития конструктивного и делового взаимодействия во всех сферах, в том числе при решении задач экологической безопасности. Во многом, эта идея нашла свое отражение в заявлении президента США Барака Обамы, сделанного во время выступления в Анкоридже на международной конференции по Арктике, о желании продолжать сотрудничество со всеми арктическими странами в рамках Арктического совета, особенно в вопросе сохранения климата.
Предстоящая Климатическая конференция в Париже могла бы стать хорошей площадкой, в том числе для продвижения инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученной на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года о созыве под эгидой ООН специального форума для комплексного рассмотрения проблем изменения климата.
Важной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации экологической политики РФ, в том числе в Арктике, является совершенствование законодательства и обеспечение его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. С этой целью должны быть созданы современная научно-исследовательская и прогнозная база, условия, обеспечивающие внедрение новых знаний, технологий, методов и их ускоренное освоение в производстве, развитие в АЗРФ высокотехнологичных отраслей экономики.
Участники круглого стола затронули еще одну важную тему — экологические последствия развития судоходства по Северному морскому пути. Северный морской путь (СМП) для регионов арктической зоны России является одним из ведущих факторов обеспечения их устойчивого социально-экономического развития, имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности и усиления присутствия России в Арктике.
Одним из значимых государственных решений по развития СМП стало утверждение премьер-министром Российской Федерации 5 июня 2015 года «Комплексного проекта развития Севморпути», в который вошло предложение Администрации Севморпути о круглогодичном размещении на линейных ледоколах, работающих в акватории Северного морского пути, оборудования и персонала для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы, и готовности к ликвидации разливов нефти, с включением упомянутого персонала в состав экипажей ледоколов.
Рассмотрев проблемы развития Арктики, участники заседания подготовили конкретные рекомендации федеральным органам исполнительной власти. В частности, предложили сформировать рабочую группу по разработке Стратегии экологической безопасности в Арктике на базе Совета по изучению производительных сил РАН и Минэкономразвития России в консорциуме с нашим институтом и Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Полный текст резолюции можно найти в приложенном файле.
Резолюция (DOCX, 265 Кб)