RU

Политические партии говорят избирателям одно и то же, но разными словами

Студенты магистерской программы «Политическая лингвистика» нижегородского кампуса ВШЭ представили исследование, посвященное языку программ политических партий, которые осенью приняли участие в выборах в Городскую Думу Нижнего Новгорода. Целью исследования было выяснить, как эти партии описывают будущее, к которому стремятся.

В докладе были проанализированы предвыборные программы нижегородских региональных отделений политических партий, принявших участие в муниципальных выборах осенью 2015 года: НРО «Единая Россия», «Коммунисты России», ЛДПР, «Патриоты России», «Родина», «Яблоко» (программы были взяты с официальных сайтов, а также представлены исследователям по запросу).

Исследователи (Надежда Александрова и Ксения Спиридонова, работавшие под руководством профессора Надежды Радиной) отметили несколько признаков, характеризующих большинство предвыборных текстов. В частности, явления действительности в них подаются как очевидные и общеизвестные. Для этого, например, используются средства субъективной модальности («должен», «нужно», «необходимо») и страдательный залог («должно быть профинансировано», «проекты будут реализовываться»).

Кроме того в предвыборной риторике используется номинализация, то есть замена глаголов на существительные (например, вместо «мы обеспечим контроль» — «необходимо обеспечение контроля»). Таким образом активный деятель как бы исчезает из текста, а высказывание не привязывается ко времени, а подается как свершившейся факт.

Использование такой грамматики «утяжеляет» текст, делает его более сложным для восприятия. Все программы исследователи оценили с помощью индексов Флеша и Фога, которые позволяют определить уровень «читабельности» текстов и уровень образования и профессиональной подготовки, необходимый для их понимания.

Оказалось, что самые понятные массовому избирателю программы — у ЛДПР и «Патриотов России». По индексу Фога их язык соответствует языку детской и школьной литературы, при этом сами тексты все равно — средней степени сложности. Более сложные для восприятия тексты — у «Родины» и «Коммунистов России». Причем если языковыми средствами они пользуются примерно одинаковыми (сравнимыми с популярной прессой), то вот структура текстов у «Коммунистов» существенно сложнее.

Самые же сложные тексты предлагают избирателям «Единая Россия» и особенно «Яблоко». Их программы изложены на языке профессиональной прессы и должны быть понятны подготовленной аудитории, людям с высшим образованием.

Что касается собственно образа будущего, то партии, в основном, обещают избирателям одно и то же. В «джентльменский набор» входят борьба с коррупцией, улучшение транспортной ситуации, развитие социальной инфраструктуры (детсадов, школ, поликлиник), поддержка семьи.

Исследователи также выделили три языковые модели выражения будущего: контактную, дистантную и «не будущее». Контактной модели придерживаются «Коммунисты», использующие в своих обещаниях двувидовые глаголы, отсылающие одновременно к настоящему и будущему времени («реализуют программу», «организуют работы»). Дистантная модель характерна для «Яблока», чьи лозунги, например, обещают, что партия «будет работать…» А вот другие партии предпочитают использовать обезличенные обещания, вовсе оторванные от временного контекста («запустить новые транспортные маршруты», «поддержка здорового образа жизни» и т.п.).

В целом исследователи приходят к выводу, что партии при помощи политтехнологов используют «манипулятивные формы представления будущего».