RU

Управление наукой нуждается в доказательных инструментах

Технологическая картина мира стремительно меняется. Отслеживать появление новых продуктов на рынке, анализировать их преимущества и недостатки в условиях обилия предложений все сложнее даже обычным потребителям. Еще острее эта задача стоит перед теми, кто принимает решения о развитии тех или иных направлений исследований и разработок. Тому, как глобальные вызовы усиливают потребность в доказательной научно-технической и инновационной политике, посвящен пленарный доклад на Апрельской конференции первого проректора, директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонида Гохберга.

Научно-техническая политика эволюционирует

Экономическое лидерство в современном мире прямо коррелирует с подъемом науки, технологий и инноваций (НТИ), развитие которых становится прицельным, четко сфокусированным на стратегических приоритетах. Концентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях фундаментальных и прикладных исследований стараются даже самые могущественные государства — в условиях роста глобальной конкуренции и нарастания влияния «больших» вызовов, которые радикально перестраивают цепочки создания стоимости и перекраивают структуру рынков.

В России, продолжающей попытки перейти на инновационную модель развития, в последнее время произошли некоторые позитивные сдвиги в сфере научно-технической и инновационной политики. Так, по масштабам абсолютных расходов на науку наша страна входит в группу лидеров (обгоняет Бразилию, Италию и Канаду), но по доле в ВВП она отстает не только от большинства развитых, но и от некоторых быстро развивающихся экономик. Этот показатель является хотя и самой простой, но одновременно комплексной и наглядной характеристикой и масштабов, и приоритетов, и эффективности деятельности государства в сфере НТИ.

Российская наука и мировые приоритеты

На фоне растущих усилий государства отечественная наука остается не слишком заметной в мире. Об этом свидетельствуют множество индикаторов, характеризующих публикационную и патентную активность российских ученых, специфику научной специализации, присутствие России в глобальных исследовательских фронтах — иными словами, продуктивность деятельности в науке.

Традиционными направлениями исследовательской специализации для России, по расчетам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Web of Science, остаются естественные и технические науки. Лидируют физика, исследования космоса, науки о Земле, математика, химия, материаловедение. Тем временем в мировой науке опережающими темпами развиваются науки о жизни (life sciences).

Примечательно, что при совокупном подсчете глобальных исследовательских фронтов (ИФ), где представлена Россия (3,28%), заметно ее сильное отставание по этому показателю от США (74,36%), Англии (32,30%), Германии (30,69%), Китая (23,40%). При этом примерно треть научных публикаций отечественных ученых, попадающих в международные базы цитирования, выполняется ими в соавторстве с зарубежными коллегами.

Заинтересованность бизнеса в поддержке науки

Более 70% всех средств в науку поступает из бюджета, а их потребителями являются преимущественно либо бюджетные структуры, либо компании, самым тесным образом ассоциированные с государством. Важно, что государство по отношению к ним выполняет в основном роль финансиста и контролера, но не эффективного инвестора или партнера. Подобная модель организации и поддержки сферы НТИ имеет понятные преимущества и недостатки. С одной стороны, есть возможность достаточно оперативно наращивать финансирование приоритетов (направлений, областей, секторов), влиять на мотивацию участников процесса. С другой, очевидны проблемы выбора этих приоритетов и эффективного расходования ресурсов. Государство не умеет гибко реагировать на внутренние и внешние вызовы, добиваться устойчивого роста научной продуктивности, обеспечивать необходимую степень свободы и автономии исследовательских центров, самих ученых.

Инновации невозможны, если их не понимают и не принимают люди

Бизнес слабо заинтересован в инвестировании в науку. С 2000 года его вклад как источника финансирования здесь даже уменьшился с 33 до 27%. При этом предпринимательский сектор поглощает примерно 60% общих затрат и значительную часть бюджетных ассигнований на науку. Эти цифры позволяют раскрыть одну из причин низких масштабов вложений бизнеса в науку и невысокого уровня их отдачи. Получая средства от государства, российские компании, как правило, не активизируются в этой области, а замещают собственные средства (на проведение исследований, закупку научных результатов и новых технологий) государственными. Нежелание бизнеса финансировать науку «за свой счет» выливается в снижение «веса» интеллектуальной составляющей его деятельности, что, в свою очередь, отражается на конкурентоспособности продукции, невозможности найти нишу на глобальном рынке.

Готовность общества к инновациям

Инновации невозможны, если их не понимают и не принимают люди. В конце концов, именно массовые потребители выбирают на рынке нужные им инновационные продукты и технологии, которые повышают качество жизни и не ассоциируются с рисками и этическими угрозами.

Как показывают специализированные обследования общественного мнения, которые Высшая школа экономики с 2009 года проводит в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, приоритетными вопросами, требующими усилий ученого сообщества, наши сограждане в 2015 году называли проблемы экологии и качества жизни. При оценивании их восприятия инновационных продуктов оказалось, что более всего российские потребители готовы примерить «умную» одежду (см. новый трендлеттер), поставить на крыше своего дома солнечные батареи и датчики загрязнения среды. Чуть более 48% набрали эти разработки по результатам опроса, которые исследователи ВШЭ провели в ноябре 2015 года на репрезентативной по полу, возрасту и уровню образования выборке в 1671 человек.

Население становится все более важным источником информации об актуальности тех или иных вызовов, что подводит к необходимости усилить социальное измерение в научно-технической и инновационной политике.

Точные измерения — в меры политики

Традиционно формирование мер научно-технической и инновационной политики в значительной степени опирается на оценки экспертов, которые, в свою очередь, предлагают решения, во многом отвечающие на ситуационные запросы. Благодаря появлению инструментов более сложной аналитики и, в частности, возможности использования big datа, упрощаются поиск и выработка более обоснованных, эффективных, доказательных управленческих решений, которые интегрируют разные источники информации, опираются на широкий спектр количественных и качественных методов и сфокусированы на долгосрочной повестке.

Базой для формирования доказательной политики в мире, а в последние годы и в России становятся специализированные мониторинговые обследования. Например, эксперты Высшей школы экономики проводят многолетние мониторинги инновационной активности различных экономических акторов, инновационного поведения населения, глобальных технологических трендов, рынка кадров высшей научной квалификации, развития сектора интеллектуальных услуг и др. Как показывает опыт подобных обследований, их результаты задают рамку «интеллектуальной аналитики» для настройки политики с учетом разнообразия стратегий (режимов) инновационной деятельности компаний, оценки и отбора наиболее релевантных инструментов регулирования на уровне государства, бизнеса, институтов развития.

Некоторые выводы, полученные на основе мониторинговых исследований ВШЭ, Леонид Гохберг представит 20 апреля в пленарном докладе «Технологические вызовы и инновации: потребность в доказательной политике».

О секции ИСИЭЗ «Наука и инновации»

Системный взгляд на организацию российской науки и ее будущее участники Апрельской конференции могут сформировать, посетив специальную трехдневную секцию «Наука и инновации», которую проводит Институт статистических исследований и экономики знаний. В рамках секции пройдут две подсекции «Научно-технологический Форсайт» и «Научно-техническая и инновационная политика», в рамках которых будут представлены более 60 докладов, отражающих важнейшие проблемы научно-технической и инновационной политики, методы и передовой опыт проведения форсайт-исследований, инструменты инновационного развития отдельных отраслей, а также регионов, в том числе с опорой на кластерный подход и «умную» специализацию.

Приглашенные эксперты из ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров, международных организаций (ОЭСР, ЮНЕСКО), органов власти, бизнеса и институтов развития обсудят новейшие модели и форматы научно-технической политики. Рассмотрение широкого круга тем о приоритетах и ресурсах интенсивного развития России в сопоставлении с лучшими мировыми практиками подъема инноваций создаст базу для выработки рекомендаций к формируемой Стратегии научно-технологического развития РФ на период до 2030 года.

Полная программа секций ИСИЭЗ