RU

Университеты как драйверы инноваций

Новый номер Форсайта (Т. 11, № 2), имеющий формат специального выпуска, рассматривает различные аспекты интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности университетов по модели «треугольника знаний». Наработками в этом направлении делятся эксперты из России, Великобритании, Австрии, Швеции, Ирана, Индонезии и ОЭСР.

Николас Вонортас во вступительной статье «Роль университетов в “треугольнике знаний”» дает общее представление о функциях университетов в инновационной системе, их взаимодействии с другими участниками. Особое внимание уделяется классификации каналов трансфера знаний из академического сектора в промышленность.

В последние годы концепция «треугольника знаний» становится востребованным инструментом для разработки инновационной политики. В статье «“Треугольник знаний” между сферами науки, образования и инноваций: концептуальная дискуссия» Максимилиан Унгер и Вольфганг Полт анализируют механизмы его функционирования, роли акторов, вызовы и возможности. Авторы предлагают рассматривать «треугольник знаний» как объединяющую основу для других, частично дублирующих и дополняющих друг друга концепций, таких как «третья миссия», «тройная спираль», «предпринимательский» или «социально ориентированный» университет, и др.

Статья Марио Сервантеса «Институты высшего образования в “треугольнике знаний”» посвящена проблемам научно-технической политики и лучшим практикам, связанным с повышением эффективности университетов как ключевого элемента «треугольника знаний», усилением их социально-экономической значимости. Рассматриваются модели продвижения «треугольника знаний» в университетах и вопросы оценки их результативности.

Открытая наука бросает вызов традиционным моделям научного сотрудничества, в которых обмен знаниями ограничивается факторами, стимулирующими ученых публиковаться только в высокорейтинговых журналах, а также правами интеллектуальной собственности. Джоанна Чэтэуэй, Сара Паркс и Эльта Смит в статье «Как открытая наука повлияет на партнерство университетов и компаний?» демонстрируют растущий спрос на повышение открытости науки и обмена знаниями. Такие процессы стимулируются недостаточной эффективностью научной деятельности, недоверием к качеству ее результатов, публикуемых в ведущих журналах, и стремлением государства обеспечить свободный доступ к исследованиям, проведенным при его поддержке.

Наталья Шматко и Галина Волкова анализируют мотивационные паттерны ученых, основываясь на результатах международного проекта «Карьеры докторов наук» (Careers of Doctorate Holders, CDH) и его российской части — «Мониторинга научных кадров высшей квалификации». В статье «Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых» авторы рассматривают устойчивость и изменчивость мотивации в различные периоды жизни на трех этапах научной карьеры. Стимулами являются перспективы профессионального и личного роста, творческий и инновационный характер труда, независимость.

Развивая отраженный в других материалах номера тезис о том, что не существует единой модели «треугольника знаний», Евгения Перез Вико, Сильвия Швааг-Сергер, Эмили Уайз, Матс Беннер в статье «Конфигурации “треугольника знаний” в трех шведских университетах» исследуют организационную и политическую специфику соответствующих стратегий в трех шведских университетах. Притом что реализация «треугольника знаний» остается приоритетом государственной политики, ее практические аспекты недостаточно проработана, а ответственность за этот процесс лежит на самих университетах. Авторы приводят минусы такого подхода и заключают, что соответствующая ресурсная база и носители специальных компетенций обеспечат эффективную интеграцию базовых функций университетов.

В статье «Управление потенциалом преподавателей как инструмент повышения их научной продуктивности: роль организационной справедливости» Фарзанех Эгбаль, Реза Ховейда, Сейедали Сиадат Сейядат, Хоссейн Самаватиян и Мохаммад Хоссейн Ярмохаммадиан оценивают влияние субъективного восприятия управления талантами на научную результативность преподавателей вузов, основываясь на специальном обследовании. Результаты  показывают, что посредническая роль организационной справедливости незначительна, следовательно, улучшение качества управления талантами напрямую влияет как на сам этот компонент, так и на результаты научной деятельности преподавателей.

В работе «Взаимосвязи между организационной культурой, лидерством, мотивацией к достижениям и результативностью университетских преподавателей» оценивается влияние организационной культуры, стремления к лидерству и мотивации к достижениям на результаты деятельности преподавателей университетов. Констатируя прямую взаимосвязь между перечисленными факторами, Юсди Анра и Мартинис Ямин приходят к выводу, что совершенствование организационной культуры, создание стимулов к лидерству и достижениям способствуют росту продуктивности преподавателей.

В Москве вышедший номер «Форсайта» можно купить в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20). Бумажные версии журнала распространяются также по подписке. Электронная версия находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и GooglePlay.