Ученые ВШЭ обсудили, как доверие к телевидению и онлайн-медиа связано с использованием интернета
В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялся очередной научный семинар на тему «Использование интернета и доверие к телевидению и онлайн-медиа в России». Предпочтения граждан относительно разных типов медиа могут меняться со временем. О том, что может повлиять на этот выбор, и шла речь на семинаре.
Роль медиа-коммуникаций в современной жизни
Докладчик Дмитрий Малахов, стажер-исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России экономического факультета НИУ ВШЭ, обратил внимание аудитории на то, что разные типы медиа могут уделять внимание разным типам новостей и варьировать акценты. Это, в свою очередь, влияет на общественное мнение, поведение и предпочтения граждан, которые их просматривают.
Чтобы лучше понимать и предугадывать социальные тренды, нужно корректно ответить на следующий вопрос: как доступ к новым типам источников информации влияет на предпочтения к разным типам медиа. В качестве переменной, обозначающей доступ к новым типам медиа и информационным ресурсам, рассматривается использование респондентом интернета.
По уровню доверия к определенному типу медиа можно делать выводы о предпочтениях граждан. Что они выбирают: онлайн или офлайн-медиа? Эти 2 вида представляют собой основные, зачастую конкурирующие типы медиа коммуникаций. Офлайн-медиа — основные каналы традиционного телевидения, которые в основном и видят граждане России, включая свои телевизоры, а онлайн-медиа — блоги, социальные сети, новостные сайты, онлайн-журналы и т.д.
Как влияет использование интернета на выбор медиа: теории и мнения
Использование интернета может влиять на предпочтения в выборе медиаканалов двумя способами. В соответствии с гипотезой поляризации использование интернета увеличивает при прочих равных доверие людей к онлайн-медиа и уменьшает доверие к традиционным медиа, например, традиционному телевидению.
В интернете пользователи с большей вероятностью могут найти онлайн-ресурс, соответствующий их взглядам, чем, например, программу по ТВ, так как в сети представлено гораздо большее разнообразие взглядов и мнений — на любой, а не на усредненный вкус потребителя. Согласно этой теории считается, что люди стремятся находить информацию, которая подтверждает их уже существующие наблюдения.
Согласно альтернативной гипотезе люди могут при прочих равных предпочитать медиа с большим количеством рассмотренных точек зрения из-за специфики поведения, которая выражается в том, что люди из-за простого любопытства или стремления к получению менее смещенного представления стараются рассмотреть больше вариантов точек зрения. Стоит отметить, что под вариабельностью точек зрения предполагается не столько количество представленных в определенной статье или заметке точек зрения, а скорее количество точек зрения, рассмотренных журналистом при формировании статьи.
Таким образом, можно ожидать, что использование интернета, с одной стороны, в целом увеличит доступ к медиа и откроет доступ к дополнительной информации. При этом в онлайн-источниках обычно представлено больше точек зрения (здесь не учитывается качество данного представления).
Но при этом, как отметил докладчик, из-за культурных, политических и технологических особенностей России эффект от доступа к интернету может быть незначимым. Например, каналы ТВ могут активно транслировать, что в интернете информация не соответствует действительности, поэтому доступ к интернету не окажет значимого влияния на выбор части граждан относительно медиа. Тем не менее может создаться такая ситуация, что из-за недоверия к ТВ и/или доверия к онлайн-медиа люди могут начать активнее пользоваться интернет-источниками.
Доверие к офлайн/онлайн-медиа и использование интернета
Для анализа взаимосвязи доверия к офлайн/онлайн-медиа и использования интернета были использованы данные всероссийского опроса марта 2017 года, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.
Согласно данным опроса чуть больше половины от всех опрошенных доверяет основным каналам телевидения, при этом 65% не доверяют онлайн-медиа, и три четверти респондентов пользуются интернетом. Как среди пользователей интернета, так и среди людей, не пользующихся интернетом, подавляющее большинство не доверяет онлайн-медиа. Однако чуть больше половины пользователей интернета (52%) не доверяет телевидению, при этом среди респондентов, не пользующихся интернетом, доверяющих традиционному телевидению заметно больше — 61%. 38% респондентов, пользующихся интернетом, доверяют онлайн-медиа, при этом таковых среди тех, кто интернетом не пользуется, лишь 22%.
При анализе учитывались следующие характеристики респондентов: пол, возраст, уровень образования, личный доход респондента, финансовое состояние домохозяйства респондента, размер города проживания и фиксированный индивидуальный эффект города проживания, а также отношения респондентов к власти.
Согласно полученным результатам регрессионного анализа использование интернета при прочих равных связано с увеличением вероятности доверия к онлайн-медиа в среднем на 9,1% и уменьшением вероятности доверия к основным телеканалам в среднем на 9,2%. При активном использовании интернета, как отмечает докладчик, онлайн-медиа влияют на доверие и происходит своеобразное вытеснение — интернет-пользователи меньше доверяют тем новостям, которые видят по телевидению, а больше тем, которые представлены в онлайн-изданиях. При этом из всех контрольных переменных лишь место проживания оказывает особо сильное и значимое влияние на мнение респондентов. То есть результаты всероссийского опроса населения показали, что использование интернета связано со значимым падением доверия основным каналам телевидения и увеличением доверия онлайн-медиа примерно на ту же величину.
Главный вывод, как отметил Дмитрий Малахов, состоит в том, что при использовании интернета происходит вытеснение традиционных медиа онлайн-медиа, также можно говорить об их взаимозаменяемости, особенно в случае уменьшения доверия потребителя к одному из них.
Экспертная дискуссия
Живое обсуждение и задаваемые вопросы свидетельствовали об интересе аудитории к затронутой теме, с другой стороны, они подтвердили и о то, что исследований в этой области не так много.
Один из вопросов затронул проблему восприятия респондентами самих понятий онлайн-медиа и использования интернета. Не могло ли это исказить полученные результаты? Скажем, молодые люди из прогрессивной глубинки могли поставить галочки напротив использования интернета, а на самом деле лишь использовали ноутбук в качестве телевизора, смотря по нему сериалы. Отвечая на этот вопрос, докладчик рассказал, что скорее существует противоположная проблема. Некоторые пользователи искренне считают, что не используют интернет, но при этом активно пользуются разнообразными мобильными приложениями на своих смартфонах. При этом в силу культурных особенностей в России онлайн-медиа у респондентов сразу ассоциируются с интернетом и интернет-ресурсами, такими, например, как Медуза и т.п.
Управляющий директор ФОМ Елена Петренко отметила, что многочисленные данные, с которыми она сталкивалась, говорят о том, что если респондент уже находится в интернете, то он и новости смотрит там же вне зависимости от цели, с которой он туда изначально зашел — поиграть или посмотреть кино. Также можно сказать о том, что интернет-аудитория моложе, более урбанизированная и образованная, которую в онлайн-медиа привлекает более альтернативная картина мира, связанная с большим количеством источников информации, а также более сильным присутствием культурных зарубежных продуктов. Чем инновационнее стиль жизни, тем больше смещение в сторону онлайн-медиа от традиционных. В целом, по словам Елены Петренко, можно говорить о том, что данные исследований ФОМ разных лет подтверждают достоверность тех результатов, о которых шла речь на семинаре.
Малахов Дмитрий Игоревич
Стажер-исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России