Острая фаза кризиса закончилась. Но статистика показывает асинхронность кризисных процессов. Где-то кризис уже позади, в некоторых сферах он еще проявляет себе, а в иных — например, в сфере долговой нагрузки на бюджеты субъектов федерации — основные кризисные эффекты проявятся в будущем. Эти три слоя-среза кризисных процессов и формируют картину развития страны в 2010 г. Пространственный ракурс делает ее еще более сложной. Ситуация в промышленности, инвестициях, на рынке труда, в доходах населения и состоянии бюджетов сильно различается по регионам, отмечает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Тема «регионы»
В структурах социальных выплат Курской области наибольшая доля приходится на пенсии, причем на протяжении последних 15 лет средний размер пенсии в регионе был самым низким в ЦФО и значительно уступал средней величине пенсии по стране. Количество занятых в экономике неуклонно уменьшается, и по экспертным прогнозам в ближайшем будущем возрастная структура населения области будет играть роль одного из основных тормозов развития.
Кризис не только не улучшил, но в чем-то даже ухудшил институциональные условия деятельности бизнеса, которые могли бы способствовать модернизационному прорыву, поскольку позволил «национализировать убытки» и в целом привел к очередному сращиванию власти и бизнеса, усилению закрытости рынков, снижению конкуренции, считают авторы доклада «Опыт региональной экономической политики: от антикризисной политики к политике модернизационной?» Ирина Стародубровская и Владимир Назаров.
Программы повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальной сфере относительно легко реализуемы, если город богат. Но для большинства российских городов на ее реализацию надо искать кредиты, а затем и источники их погашения и оплаты. Преодолеть полосу таких финансовых препятствий способны очень немногие российские муниципалитеты, отмечали участники двухдневной дискуссии «Энергоэффективная Россия: вызовы, цели, стратегия», организованной в рамках Международного форума-выставки «Энергоэффективный город» в Тюмени.
Мировой опыт показывает, что индустриальный парк — самый понятный и привлекательный для инвесторов механизм развития инвестиционных проектов. Опыт Калужской области это подтверждает, он же говорит о необходимости создания целой системы поддержки инвесторов, требующей, в свою очередь, слаженной работы всей команды региональной власти, отмечает министр экономического развития Калужской области Руслан Заливацкий.
Российские реалии в своей основе остаются неописанными и непонятыми, а потому чуждыми даже тем, кто олицетворяет власть, уверен Симон Кордонский. В свой новой книге «Россия. Поместная федерация» он пытается реконструировать формы территориальной организации Российской Федерации в их отношениях с социальной (сословной) структурой и ресурсным типом экономики.
Ручное управление делает процессы непонятными и непредсказуемыми. В этом можно убедиться на примере поддержки региональных бюджетов в целом, включая и проблему роста расходов регионов на госуправление, трансфертов на поддержку занятости, иррациональных для периода кризиса усилий по поддержке инвестиций. Денег на продолжение такой политики больше нет, а если есть, то давать их Москва уже не хочет, свидетельство тому — передача ответственности по некоторым соцпрограммам на региональный уровень, отмечает директор региональных программ Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич.
Вопросам устойчивого развития российских регионов была посвящена дискуссия на одном из круглых столов, состоявшемся 1 июля в рамках акции «Национальный проект — Россия». Эксперты отмечали, что сегодня в основном все проекты развития регионов — это инициатива власти. То ли безынициативен бизнес, то ли ему не достучаться до тех, кто принимает решения.
В Москве 8–9 июля 2010 года пройдет 15-я Европейская Конференция Министров, ответственных за региональное/пространственное планирование (СЕМАТ). Ее тема: «О вызовах будущего: обеспечение устойчивого пространственного развития европейского континента в меняющемся мире». В российском докладе, подготовленном к этому мероприятию Минрегионом, отмечается, что дифференциация российских регионов по уровню социально-экономического развития начала сокращаться. Наиболее динамичным было развитие в последние годы крупнейших городов, добывающих регионов и территорий с выгодным экономико-географическим положением.
Развитие российских регионов идет крайне неравномерно, что, с одной стороны, объективно в виду географических, природно-климатических различий, разной степени обеспеченности сырьевыми ресурсами, отличий в инфраструктуре, а с другой стороны — это результат политики региональных властей, качества управления и состояния финансово-бюджетной сферы. Это подтверждают итоги очередного исследования, проведенного рейтинговым агентством AK&M