Люди среднего возраста, чья молодость прошла в эпоху перемен, опасаются за свое будущее и стремятся больше сберегать, чем тратить. Самыми активными потребителями в России являются старики и молодежь. Первые из-за того, что прошли все тяготы и лишения и не боятся потерь, вторые — из-за свойственного молодости оптимизма, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова в статье «Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст».
Тема «потребление»
Сегодняшние школы и вузы — это не только и не столько учебные заведения, сколько места демонстрации экономического благосостояния семьи учащегося. В элитных учебных заведениях друг перед другом хвастаются автомобилями, а в обычных школах и вузах поднимают свой статус в глазах окружающих за счет новейших моделей телефонов. Об этом говорится в статье «Демонстративное потребление молодежи из семей с разным социально-экономическим статусом» преподавателя кафедры маркетинга НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Натальи Шайдаковой.
Чем лучше настроение покупателя, тем меньше значения он придает цене и качеству товара, а больше внимания уделяет привлекательному дизайну, модному бренду и мнению окружающих. Таковы результаты исследования доцента кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ Ольги Патоши и магистра психологии Татьяны Варавиной.
Материальное благополучие, хорошее образование, обширные социальные связи и наличие свободного времени — вот отличительные черты покупателя, предпочитающего шопинг в «сети». Среди российских пользователей таких — каждый десятый. Исследование Натальи Фирсовой.
Приблизилась к реальности методика расчета потребительской корзины. Когда-нибудь, она, возможно, будет включать даже траты на национальные традиции, такие же, как кленовый сироп у канадцев, «Октоберфест» у немцев.
В кризис российское население вело себя абсолютно так же, как и в нормальной рыночной экономике в ХХ веке. Кризис в развитых регионах России развивался ровно по такому же сценарию, как европейский кризис перед первой мировой войной, уверен профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев.
Каждый третий россиянин считает, что с помощью вещей сможет показать миру, чего он достиг в жизни, а спорту или фитнесу наши соотечественники предпочитают косметическое «прихорашивание». Об этом говорят результаты исследования компании «ГфК-Русь».
Хотя в мировой экономике дно кризиса, похоже, пройдено, в российской экономике рецессия затягивается, трансформируясь в рецессию спроса. Главные угрозы: сокращение потребительской активности, дисбалансы региональных бюджетов — полагают авторы «Нашего экономического прогноза» (НЭП) из Центра развития и Центра анализа экономической политики.
Сокращение потребительского кредитования в США может надолго затянуть выздоровление всей мировой экономики.
Мировой кризис, продолжает преподносить неожиданности. Статистика продаж в июне показала, что самые большие продажи автомобилей приходятся на КНР.