![Шекспир и колхозники Шекспир и колхозники](/data/2019/01/29/1203139219/5iStock-168625741.jpg)
Тема «СССР»
![Шекспир и колхозники Шекспир и колхозники](/data/2019/01/29/1203139219/5iStock-168625741.jpg)
![Предательский удар Предательский удар](/data/2018/11/16/1141091229/6.jpg)
В СССР попрошайничеством занимались как отдельные граждане, так и целые колхозы. Первые общие статистические данные о них появились в 1954 году. Коллективный портрет нищих страны Советов на основе этих документов реконструировала профессор НИУ ВШЭ, руководитель Центра социальной истории России ИРИ РАН Елена Зубкова.
Разгромный отзыв в научном журнале мог поставить крест на карьере советского ученого. С неугодными расправлялись при помощи идеологических рецензий. Однако количество последних было сравнительно небольшим, а академическая этика и профессионализм чаще брали верх, утверждает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Сергей Матвеев.
В 1937 году издательство газеты «Правда» выпустило сборник «Творчество народов СССР». Более чем наполовину он состоял из поэтических переводов с армянского, украинского, казахского и других языков на русский. Эта книга могла продемонстрировать культурное разнообразие СССР, но на практике оказалась примером колониальной гомогенизации. Тому, как это происходило, посвящена статья доцента Школы филологии ВШЭ Елены Земсковой Soviet Folklore as Translation Project.
Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.
Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.
Существует миф, что в СССР не было потребительского общества. Было. Более того, оно начало формироваться в пору относительной молодости Советской власти и сложилось в эпоху оттепели. Предлагаем тест на знание советской потребительской культуры.
Мы не живем в советском, но советское живет в нас. Оно растворилось в повседневности, стало частью поколенческой памяти не только тех, кто застал СССР, но и тех, кто о той стране лишь слышал. Истоки этой «коллективной силы» ученые НИУ ВШЭ нашли в историях российских семей, исследовавпуть памяти о советском через общение трех поколений.