Исследователи из НИУ ВШЭ и ИБХ РАН обнаружили, что распространенный метод изучения генов, основанный на сверхэкспрессии микроРНК, может приводить к ошибочным результатам. Метод активно используется при изучении различных патологий, в частности онкологических заболеваний. Ошибки в экспериментах могут вести к неверным выводам, влиять на диагностику и ход лечения заболевания. Результаты исследования опубликованы в журнале BBA.
Новости
Группа ученых из ИНЭОС РАН, НИУ ВШЭ и МФТИ синтезировала катализаторы, содержащие атом металла рутения и ароматическое кольцо. Ученые выделили зеркальные формы этих катализаторов и исследовали их эффективность для получения гетероциклов, часто встречающихся в структуре лекарственных препаратов. Результаты исследований опубликованы в журнале Chemical Communications.
Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке люди связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.
В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошла международная школа-конференция по искусственному интеллекту — ISSCAI 2024. Ее организовали Школа физико-математических и компьютерных наук совместно с Лабораторией социальной и когнитивной информатики при поддержке VK и других партнеров. В недельном интенсиве приняли участие талантливые студенты, аспиранты и разработчики со всей страны — от Москвы до Екатеринбурга, а также из Казахстана и Египта. Ведущие эксперты из России, ОАЭ и Индии прочли курсы по ключевым трендам в области ИИ: от компьютерного зрения до обработки музыкальных сигналов.
Российский научный фонд подвел итоги конкурсов 2024 года на получение грантов по мероприятиям «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов. В первой категории победителями названы пять проектов НИУ ВШЭ, а во второй обладателями гранта стали четыре молодежные научные группы.
Сергей Медакин начал свой путь историка искусств с изучения шведской пауэр-метал-группы “Sabaton”, а сейчас сосредоточился на германских исследованиях. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» он рассказал о любимых советских и западных карикатурах, основанной им научной конференции и актуальности прошлого в современной культуре.
Аспирант Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Максименко и международная группа исследователей изучили избыточную смертность в европейской части России во время жары и лесных пожаров 2010 года. Анализ данных показал, что определяющим фактором избыточной смертности был не уровень загрязнения воздуха, а размер города: самыми безопасными оказались города с населением менее полумиллиона человек. Исследование опубликовано в Vienna Yearbook of Population Research 2024.
Ученые Вышки разработали алгоритм для защиты цифровых изображений, который может значительно повысить безопасность мультимедийных данных в интернете. Алгоритм встраивает в изображения незаметные для глаза человека водяные знаки, которые способны выдерживать различные атаки. Результаты исследования опубликованы в журнале Computers and Electrical Engineering.
В конце июня 2024 года были объявлены имена победителей конкурса на стипендию президента Российской Федерации. Ими стали учащиеся ведущих вузов страны, в том числе восемь аспирантов разных аспирантских школ НИУ ВШЭ. Новостная служба «Вышка.Главное» узнала, как для молодых ученых прошел конкурс и какие перспективы открывает президентская поддержка.
Факультет компьютерных наук ВШЭ запускает трек «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта» и «Исследовательскую программу ФКН» для вовлечения студентов в научную деятельность с первых лет обучения. Результатом должно стать появление высококлассных исследователей в сфере компьютерных наук и фундаментальной математики. Особенностью обеих программ является повышенная учебная нагрузка: в каждом семестре студент изучает как минимум одну дополнительную дисциплину.