«Научно-учебные лаборатории — это точки роста академической среды, создаваемые в Вышке как команды преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов для реализации научных проектов в самых разных дисциплинах. Лаборатории строятся на принципах горизонтальной академической кооперации: студенты и аспиранты участвуют в их работе наравне с более старшими и более опытными коллегами».
проректор, и.о старшего директора по фундаментальным исследованиям
Что это такое?
➾ Научно-учебные лаборатории предоставляют возможность практически любому студенту, аспиранту и молодому преподавателю найти команду и проект, отвечающие его интересам и знаниям.
➾ Лаборатории занимаются исследованиями по широкому спектру направлений: экономика, финансы, право, информационные технологии, психология, социология, менеджмент, политология и т.д.
➾ Общее во всех таких разных траекториях одно — это приобретенный в лаборатории опыт командной проектной работы, новые знания, навыки и связи, которые пригодятся и в бизнесе, и в академическом мире.
Кто работает в лабораториях?
➾ Многие сотрудники лаборатории являются действующими профессорами и преподавателями и включены в образовательный процесс НИУ ВШЭ, а также являются членами комитетов и рабочих групп, профессиональных ассоциаций и международных организаций.
➾ Они ведут не только исследовательскую, но также консалтинговую и преподавательскую деятельность: это работа на кафедрах университета, разработка методических материалов, и, конечно же, обучение и консультирование начинающих исследователей.
Какие форматы работы?
➾ Работа в лабораториях построена по проектному принципу: небольшие исследовательские коллективы объединяются для работы над одной темой.
➾ Лаборатории встроены в исследовательские сети, которые студенты и аспиранты могут использовать для реализации своих проектов, в том числе с участием зарубежных исследователей.
➾ Научные семинары — визитная карточка лабораторий. Именно вокруг них строится работа большинства лабораторий. Участники делятся промежуточными результатами исследований, подводят итоги законченных проектов, обсуждают темы готовящихся научных публикаций, организуют дискуссионные встречи.
➾ Занятость в лаборатории позволяет подготовить достойную научную работу: кандидатскую или магистерскую диссертацию, курсовую или выпускную квалификационную работу.
Какие результаты работы?
➾ На счету лабораторий публикации в ведущих российских и зарубежных академических журналах, статьи в СМИ, препринты в сериях НИУ ВШЭ, иных университетов и исследовательских центров, научные монографии и учебники, изданные в российских и зарубежных издательствах.
➾ Команды НУЛов создают бумажные и электронные журналы, собирают уникальные базы эмпирических данных по результатам своих проектов, участвуют в научных семинарах специализаций в бакалавриате и магистратуре Вышки, в лекциях и мастер-классах по результатам собственных исследований.
➾ Сотрудники научно-учебных лабораторий принимают участие в ведущих международных конференциях по всему миру, выступают в качестве лекторов и экспертов на международных семинарах и летних школах.
Как попасть в лабораторию?
-
Посещать научные семинары и встречи с приглашенными экспертами. Проявлять активность в обсуждении вопросов
-
Следить за новостями об основном и дополнительных наборах на позиции стажеров-исследователей (весна каждого года)
-
Лаборатории также регулярно публикуют вакансии стажеров-исследователей для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов
-
Участвовать в мероприятиях интересующей НУЛ, принять участие может любой желающий
Возможности развития в академической среде
СТУДЕНТ
Возможности развития академической карьеры
Участие в мероприятиях
Что делать для развития в науке
АСПИРАНТ
Возможности развития академической карьеры
Участие в мероприятиях
Что делать для развития в науке
ПОСТДОК
Возможности развития академической карьеры
Участие в мероприятиях
Что делать для развития в науке
Инструменты и программы для вовлечения в науку Вышки
➜ Центры развития перспективных научных исследований
➜ Подразделения поддержки и развития молодых ученых в науке
➜ Научные проекты и сообщества
➜ Мероприятия по поддержке научных проектов
➜ Инструменты для вовлечения в науку
Отзывы сотрудников лабораторий
Влад Хвостов, младший научный сотрудник, стажер-исследователь научно-учебной лаборатории когнитивных исследований
«Заниматься наукой — это интеллектуальный вызов, который очень привлекает. Более почетным, чем занятие наукой, может быть только спасение котиков. Но это не связано с интеллектуальным напряжением».
Мариам Мамедли, младший научный сотрудник Международной лаборатории макроэкономического анализа, доцент Департамента теоретической экономики
«Для меня работа над исследованием интересна тем, что нет заранее готового решения. Это творческий процесс. С одной стороны, надо четко понимать, каким может быть практическое применение исследования, с другой – исследовательская работа интересна фундаментальным подходом к решению задач».
Полина Осипова, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории анализа данных правоприменения и Института государственного и муниципального управления
«Наша лаборатория объединила две противоположности: юристов и программистов. На одинаковые вещи мы с коллегами часто смотрим по-разному. Сильно отличаются подходы и методология. И это очень круто, потому что мы постоянно учимся друг у друга, перенимаем полезный опыт. Я очень рада, что у меня есть возможность заниматься исследованиями на стыке двух наук».
Юлия Витко, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации и Департамента психологии
«В той исследовательской работе, которую мы реализуем с коллегами, мне нравится постоянный выход за пределы – себя, своей дисциплины, иногда даже науки в целом. Когда ты молодой начинающий исследователь – ты находишься в постоянном преодолении своих предыдущих возможностей, - с помощью старших коллег ты постоянно развиваешь свои навыки и свои идеи. В нашей лаборатории есть отличные возможности для создания междисциплинарных проектов, и на своем опыте могу сказать, что ничто так не обогащает исследовательскую область, как диалог с другими дисциплинами. И последнее, самое интересное, - о том, что иногда науке необходимо дыхание реальности, и тогда ты совершаешь большое путешествие в жизнь, порой даже оставляя свое главное оружие и броню – терминологию, концепции, теории. Путешествие, требующее смелости – смелости быть неправым, незнающим. Но именно такие путешествия приносят самые большие открытия:)».
Сергей Виноградов, Стажер-исследователь Лаборатории комплексных междисциплинарных проектов
«Наука — это всегда, прежде всего, поиск вопросов. Успешное исследование начинается именно с правильной постановки проблемы — лишь затем будут бессонные ночи и горы прочитанной литературы. Поэтому важно всегда сохранять в себе искреннее, почти детское, любопытство и умение посмотреть на мир в неожиданном, критическом ракурсе. Только тогда может что-то получиться».
Тимофей Березнер, Стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов
«Работать в настоящей научной лаборатории уже с первого курса можно только в голливудских фильмах и в Вышке. И все мы, молодые ученые Вышки, благодарны за такую возможность учиться у старших и мудрых коллег напрямую, ежедневно, вместе с ними разгадывать загадки самого интересного в мире квеста – науки. Приходя в лабораторию, я каждый раз чувствую прилив сил, энтузиазма и желания узнать что-то новое».