• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад участников проекта на конференции «Социология в действии»

На шестой конференции молодых ученых, проходившей на факультете социологии НИУ ВШЭ –Санкт-Петербург 10 и 11 апреля, состоялся доклад участников проекта Надежды Соколовой и Анны Прищак «Культура или прибыль? Цели и ценности современных арт-институций». Докладчики делятся впечатлениями.

На шестой конференции молодых ученых, проходившей на факультете социологии НИУ ВШЭ –Санкт-Петербург 10 и 11 апреля, состоялся доклад участников проекта Надежды Соколовой и Анны Прищак «Культура или прибыль? Цели и ценности современных арт-институций». Докладчики делятся впечатлениями.

Наш проект построен на основе данных, полученных в результате деятельности Научно-Учебной группы «Исследования креативного города».  Мы представим некоторые предварительные выводы о деятельности и организации креативных институций Санкт-Петербурга, функционирующих в поле культурного производства. Данные креативные институции появились на рынке культурного производства сравнительно недавно, в 2000 годы. Отличие от традиционных культурных институций проявляется в выборе новой формы организации деятельности, сочетающей в себе 1)презентацию искусства (выставочная деятельность, спектакли) и 2)образовательную деятельность (мастер-классы, лекции) с 3)магазины, бары и кафе(что можно отнести к развлекательной сфере). За последние пару лет, их число на рынке производства культуры значительно увеличилось, мы предполагаем, что эти новые креативные институции создали новую нишу производства культуры, в которой сами себя, либо противопоставляют, либо просто отделяют от массовой культуры и традиционных культурных институций.
 
Для новых креативных институций общим является позиционирование себя как исключительных организаций, которые являются единственными производителями какого-либо культурного продукта в сфере своей специализации. Можно отметить, что при построении идентичности возникает противопоставление со старыми культурными институциями, которые описываются как устаревшие, не склонные к инновациям, либо просто неинтересными современной аудитории в связи с производимым специфическим продуктом. Таким образом, они не только противопоставляют себя старым культурным институциям, но и определяют себя, через это противопоставление.
Для анализа нами были собраны 22 интервью с различными деятелями: администраторами, менеджерами, директорами креативных институций, художниками, выставляющими свои работы в них, дизайнерами, кураторами. Мы воспользовались методологией, подобной методологии, которая была использована Foster, Borgatti, Jones, составив список институций, проводящих события в городе, на основе отобранного существующими городскими интернет-изданиями (газетами, журналами, новостными сайтами) материала об этих институциях. Таким образом, нашей задачей стало составление списка изданий, освещающих интересующие нас городские события. Большинство интернет-порталов на главной же странице представляют «описание себя». Мы считали портал подходящим, если (1) он представлял себя как транслирующего читателю определенный стиль жизни, потребления и (2) он содержал большое количество данных о городских событиях (особенно в сфере визуально-изобразительного искусства): анонсов будущих мероприятий, отчетов с уже прошедших и пр.
В результате подходящих изданий оказалось 9: the-Village, Bumaga, art1, Sobaka, Afisha, Time Out, Peterburg 2, artway.tv и Pulse. Всех их мы определили как обладателей экспертного знания о городских событиях и активных трансляторов публике определенного, схожего стиля жизни.
Следующей ступенью работы стал активный мониторинг отобранных интернет-порталов в течение четырех месяцев (ноябрь, декабрь, января, февраль) с фиксацией всех упомянутых изданиями институций, проводящих освещаемые события. В ходе мониторинга была создана специальная таблица, куда в столбик были вписаны абсолютно все институции, проводящие мероприятия, а в строчку – издания. Также фиксировалось количество упоминаний каждой институции как одним изданием, так и общее для девяти изданий.
По результатам мониторинга было зафиксировано 321 институции. Из данного списка были оставлены только те, которые наиболее часто упоминаются как минимум в 3 журналах. На данный момент собрано интервью у представителей 10 арт-институций.
Для себя мы ставили некоторый ряд исследовательских вопросов, на которые попытались найти ответы, используя собранную нами эмпирическую базу. Нам было интересно узнать, из каких компонентов складывается деятельность культурных институиций и каким образом они оценивают друг друга в поле культурного производства?
Из классической социологической литературы, изучающей искусство, нам известно, что те культурные институции, которые формируются в эпоху модернити, направлены на выстраивание социальных границ и может поддерживать социального исключения. Так, П. Бурдье и П. ДиМаджио, говорят, что традиционные культурные институции, например, государственные музеи, ориентированы на публику, обладающую определенным уровнем культурного капитала. Ставят одной из задач перемещение искусства в сферу сакрального, тем самым, исключая развлекательную составляющую. Однако на данный момент появляются такие культурные институции, сочетающие в себе выставочную деятельность и развлекательную. Существует и критика классической литературы по культурному производству, согласно которой, постепенно классовые границы в потреблении результатов арт-деятельности размываются.
Также следует обратить внимание на статью Веры Зольберг, которая изучала политику музеев, находящуюся в зависимости от государственного финансирования. Чтобы оправдать финансирование, музеи должны показать хорошую посещаемость. И, следовательно, чтобы привлечь людей, иногда приходится пожертвовать образовательными и эстетическими функциями, превратив музей в своего рода развлекательный центр. В то же время Вера Зольберг обращает внимание на постепенное изменение, смещение целей музея от эстетических к административным в связи с усложнением структуры музея.
Недавно появившиеся культурные институции, несмотря на различные идеологии, осуществляют определенный тип деятельности. Он включает в себя какие-то выставочные проекты, совмещаемые с образовательными и развлекательными. Диапазон предоставляемых подобными креативными институциями услуг и возможностей для проведения досуга широк: от вечеринок, барахолок, киносеансов и дружественных встреч до выставок, лекций, мастер-классов, театральных постановок и социальных проектов.
 
Мы посмотрели, как именно работники выбранных арт-институций описывают деятельность своих коллег из других площадок и пространств.  Есть несколько пунктов, по которым происходит сравнение или несколько систем координат, в которые вписываются институции.
 Во-первых, агентами поля креативного производства производится оценка работы коллег в зависимости от направления деятельности арт-институции. На одном полюсе находятся институции, чья деятельность оценивается как специализированная на производстве определенного продукта. ( профильные организации) На другой, противоположной стороне находятся институции, которые можно назвать многофункциональными, которые совмещают в себе несколько типов деятельности, по словам респондентов. Таким образом, мы расположили институции на линейке по степени специализации. (насколько их деятельность близка, по словам респондентов, к одному либо другому полюсу, то есть конкретной специализации или многофункциональности).



Следующим пунктом для описания деятельности институции является ее ориентация на получение прибыли или продвижение культуры в городе. Для респондентов две эти цели являются противоположными, совмещение двух типов деятельности невозможно.  Приводятся данные по институциям, характеризующим работу друг друга, не учитывая их собственные заявления о политике своей организации . Здесь один полюс составляют институции, ориентированные на коммерцию, бизнес-модель в организации; противоположный полюс- институции, ориентированные на культуру. Мы также расположили институции на этой шкале, в зависимости от того, насколько они в своей деятельности реализуют две модели - бизнес и культуру.



Следующий пункт, по которому описывается место институции в поле креативного производства – формализация структуры. Здесь институции расположены по мере возрастания формализации, улучшения организации. Слева - низкая степень организации, справа, соответственно, высокая степень организации, иерархия в структуре управления.



 Следующий  критерий для описания работы институции– наличие ресурсов и, соответственно, успешности. Ресурсы подразумевают большие финансы, денежные инвестиции, профессиональный штат работников. Здесь расположены институции по мере возрастания количества ресурсов, которыми они располагают. 
 
 

Текст: Надя Соколова, Аня Прищак