Как мы выбираем святых
В начале года заведующая кафедрой гуманитарных наук Жанна Кормина выиграла грант на индивидуальное исследование. В результате ее усилий в начале следующего года мы узнаем как становятся святыми в наше время, что для этого имеет большее значение – муки за веру, духовный подвиг или факт личного места захоронения.
- Жанна, расскажите о теме исследования, которым Вы теперь займетесь?
В истории православной церкви есть святые без жития. У святого есть тело, но нет истории. Например, в Средние века был канонизирован Иаков Боровичский. Как это было. По реке против течения к селению Боровичи приплывает колода с телом. Приплыла и приплыла, кто в колоде – неизвестно, похоронили. Потом кому-то из сельчан приснилось, что это Иаков, христианин, его и канонизировали. Такое тоже бывает. То есть тело для народного почитания важнее, чем то, что человек сделал для веры.
|
- Законы рынка, видимо, работают для всех, и для церкви тоже…
- Есть ли гипотезы о природе этих механизмов?
- У меня их две. О первой я уже начинала говорить. Вот у нас есть "антисоветские" святые, большое количество новомучеников, а Матрона – "просоветская" святая, в ее образе выстраивается гармоничная история государства как преемника долгой народной традиции. Матрона – простая, деревенская женщина, приехала в Москву в голодные времена, как все приезжали в столицу в то время. И, не смотря на все трудности и страдания, она сохранила веру. Она воплощает представление о том, что советская власть не испортила истинное, русское, настоящее. В житии Матроны описаны контакты с власть предержащими: то к ней милиционер приходит, то еще какой-то партийный, существует икона, которая отражает легенду о визите к ней Сталина во время войны. Она всех принимает! И это очень важный момент, она говорит и с верующими, и с неверующими.
- То есть, это позитивный святой, который сохранил благость и веру, не отрицая времена и власть?
- Да! Но, кроме того, Матрона Московская как бы преодолевает исторические разрывы. Дело в том, что у нас очень сильна идея периодизации: начался 17-й год и все с этого момента пошло по-другому. А с ней время продолжилось, преемственность сохранилась.
- А вторая гипотеза?
- У Матроны есть еще одна особенность. Она ведь слепая и парализованная, обычно физические уроды святыми не становятся.
- А Ванга?
- Ванга – пророчица, а не святая. Церковь ужасно переживает, когда Вангу и Матрону сравнивают. Но это первая слепая парализованная святая, это первая святая, которую на иконе изображают слепой, обычно на иконах они предстают такими, какими их видит бог. И я хочу понять, почему святой стала глубоко больная женщина. Не скажу, что ответ тут простой, мол, наш народ убогих любит. Это не так, тут что-то другое. И дело даже не в самой канонизации, а в том, что она очень популярна в народе.
- Может, дело в прилагательном «Московская»?
- Это правда. Она стала почти государственной святой.
- Мне остается пожелать Вам удачи в поисках ответов на все эти вопросы.
- Спасибо!
Беседовала Татьяна Чернова
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.