• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОБЪЯВЛЕНЫ ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА

СМОТРИ ВКЛАДКУ "ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА"

«После конкурса материалы получают новый импульс: они обсуждаются в аудиториях, на семинарах, в СМИ»

Александр Балышев

Александр Балышев
© Высшая школа экономики

Продолжается прием заявок на четвертый Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ НИУ ВШЭ. О том, как конкурс будет проходить в этом году, какой результат дает поддержка и продвижение русского языка как языка науки и работ, аффилированных с НИУ ВШЭ, в интервью «Вышке.Главное» рассказал проректор НИУ ВШЭ Александр Балышев.

— Нынешний конкурс уже четвертый по счету. Можно ли говорить о трендах: сколько приходит заявок, к чему самый большой интерес?

— Да, действительно, наш конкурс проводится с 2021 года в двух номинациях: лучшая научная публикация на русском языке (по гуманитарным, общественным и естественным наукам) и лучший научно-популярный проект на русском языке (книги, лекции, видеоканалы, соцсети, подкасты, онлайн-проекты и др.).

Ежегодно на конкурс номинируется около 250 заявок. Так, в 2023 году было подано наибольшее количество — 258 заявок (для сравнения: в 2022 году — 208). На протяжении трех лет сохраняется пропорция по количеству номинируемых работ по научной и научно-популярной номинациям: в среднем 70% работ традиционно подается по научной номинации. Также традиционно более 50% заявок подается по общественным наукам. Примечательно, что год от года растет количество поданных работ по менеджменту, праву и образованию. В гуманитарных науках мы наблюдаем большой конкурс по востоковедению, истории и искусствоведению, лингвистике. В естественных науках по количеству заявок лидируют математика, физика и инженерные науки.

В научной номинации конкурс в среднем не изменился — 3,5 работы на место, а вот в научно-популярной существенно вырос — с двух работ на место почти до трех.

— Как отбираются работы? Есть ли изменения в 2024 году?

— Одной из особенностей конкурса является то, что он не имеет формальных барьеров и формализованной оценки: на него принимаются любые работы независимо от места их публикации, основной критерий — их уровень, который оценивают эксперты.

Так, после завершения заявочной кампании работы направляются в научные комиссии по соответствующим дисциплинам и проверяются на соответствие научному направлению и критериям научной или научно-популярной работы. Затем проверенные научными комиссиями работы передаются жюри. У членов жюри есть более шести недель для того, чтобы внимательно ознакомиться со всеми работами и выбрать лучшие. На итоговом заседании жюри принимается окончательное решение относительно работ, достойных звания победителя. В рамках одной номинации жюри может номинировать максимум три работы по каждой дисциплине, а может не номинировать ни одной работы, если среди поданных на конкурс работ нет достойных. Кроме того, жюри может дополнительно отметить еще одну работу, которая не получит такой же премии, как основные победители, но будет удостоена почетной грамоты. Таким образом, в 2024 году не произошло существенных изменений в процедуре отбора работ.

© Высшая школа экономики

— Как формируется жюри?

— В жюри научной номинации входят наиболее компетентные в своей области специалисты, имеющие релевантный опыт. В жюри научно-популярной номинации дополнительно отбираются квалифицированные специалисты в области медиа и продвижения как из Вышки, так и из крупнейших российских информационных агентств и научно-популярных ресурсов.

— Расскажите о наиболее ярких и запомнившихся вам работах прошлогоднего конкурса.

— Среди работ в научно-популярной номинации запомнилось несколько. Например, «Сундук» — медиапроект, публикующий материалы о языках и культурах народов России (Егор Кузнецов и Даниил Ведениктов). Важно отметить, что этот проект вырос как инициатива студентов Вышки. Еще я бы отметил цикл программ «Языки мира» / «Древние языки» на радио «Маяк» (Андриан Влахов) и серию статей о технологиях искусственного интеллекта на портале Naked Science (Даниил Кузнецов). Всегда интересны научно-популярный подкаст ВШЭ «Ворона желает знать» и медиапроект о написании исследований «Писать нельзя откладывать». Конечно, это только небольшая часть работ, большинство из которых были и интересными, и содержательными.

— Дает ли поддержка научных работ на русском языке результат?

— Да, публикация статей, создание научно-популярного контента, площадок для дискуссий в соцсетях и телеграм-каналах повышает узнаваемость Вышки, способствует вовлечению молодых ученых и студентов в процесс обсуждения результатов, что в том числе обеспечивает популяризацию науки.

Кроме того, награждение победителей — это важный аспект поощрения и признания коллективом и руководством университета результатов творческой работы авторов. Важно отметить, что после конкурса материалы получают новый импульс: они обсуждаются в аудиториях и на семинарах, авторов исследований приглашают поделиться своими идеями в СМИ, выходит много материалов в том числе и на нашем научно-образовательном портале IQ.HSE.

© Высшая школа экономики

— В сегодняшних условиях работа с русскоязычным академическим сообществом строится больше на русском или на английском языке?

— В целом это во многом зависит от конкретных коллективов и областей наук. Но, несомненно, первичное обсуждение результатов происходит преимущественно на русском языке. Далее выход на более широкую аудиторию с международным участием без английского языка практически невозможен. Но наш конкурс и нацелен в том числе на максимально широкое распространение результатов исследований среди русскоязычной аудитории как в нашей стране, так и за ее пределами.

— В чем вы видите важность популяризации науки? Каковы, на ваш взгляд, главные особенности научно-популярной работы?

— Научные результаты, излагаемые в научных источниках, зачастую могут быть недоступны для понимания человеку, не погруженному в конкретную дисциплину и не имеющему соответствующего образования. Задача популяризаторов науки — простым и доступным языком донести знания до широкой аудитории с разным уровнем образования. И это очень важная задача, так как она позволяет существенно расширить кругозор людей. С другой стороны, сейчас обсуждается также и то, что популяризация не должна приводить к излишнему упрощению восприятия решаемых научных задач. Соблюсти этот баланс — большое искусство.

— Какие научпоп-ресурсы вы сами читаете или слушаете?

— Что касается лично меня, то я периодически просматриваю материалы на «ПостНауке», IQ.HSE, портале Российского научного фонда и ряде других ресурсов.

В завершение хочется пожелать участникам новой волны конкурса удачи, а членам жюри — интересной и плодотворной работы!

Подать заявку на конкурс можно до 15 марта. Подробности — по ссылке.