1. Иррациональная жизнь рационального общества (интерактивная лекция).
Прав ли был профессор Преображенский (М.А. Булгаков «Собачье сердце»), утверждавший о состоянии России столетней давности: «Разруха не в клозетах, разруха в головах»?
В чем мудрость данного утверждения, как объяснить его популярность? Сторонники каких направлений в социологии согласились бы с профессором, каких – поспорили бы? Почему в ХХ веке часто объединяли Маркса и Фрейда, что между ними общего? (Интерактивная лекция).
2. Анализ материалов УМК по тематическому блоку «Религия в постсовременном мире» (семинар).
Рекомендуется прочитать следующие параграфы УМК с акцентом на указанные вопросы:
2.1. 9 кл, параграф 24. Типология обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рубрика «Хочу знать больше», Р. Инглхарт, К. Вельцель. «Тезис о секуляризации…», вопросы 1-2
Вопросы к параграфу №№ 3,9
2.2. 11 кл(проект), параграф 7. Роль религии в обществе.
Вопросы к параграфу №№ 2,3,8,9.
2.3. 11 кл (проект), параграф 8 Религии в современном мире.
Вопросы к параграфу №№ 4, 8
3. Олимпиадные задания по материалам УМК и лекции (семинар, мастер-класс)
3.1. Эссе. «Свобода есть возможность защищать то, во что я не верю» (А. Камю)
Альбер Камю однажды заметил: «Свобода – это возможность защищать то, во что ты не веришь». Не ошибся ли он – может быть, отрицание в этом высказывании является лишним? Или, возможно, здесь не хватает ещё одного отрицания – перед глаголом «защищать»? А если все-таки французский мыслитель не ошибся, то какую особенность человеческой свободы, на ваш взгляд, он хотел подчеркнуть? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
3.2. Эссе. «Средство от анархии – свобода, а не рабство; сходным образом средство от суеверия – религия, а не атеизм» (Э. Берк)
Какую проблему поднимает автор? Что, с Вашей точки зрения, позволило соотнести в рамках данного высказывания эти, на первый взгляд, совершенно разнородные понятия? Сохраняют ли они подобную связь вне контекста данного высказывания? Ответьте на эти вопросы в форме эссе.
3.3. Эссе (11 кл, 2018)
Макс Вебер говорил, что харизма – это великая революционная сила в эпохи, связанные традициями («Хозяйство и общество», 2016).
Как понимал «харизму» М. Вебер? В чем, на ваш взгляд, заключается революционность харизмы? В приведенной цитате Вебер противопоставляет харизму традиции. В чем смысл данного противопоставления и как это отражает реалии современного общества? В каких конкретных социальных формах или явлениях оно может проявляется? Ответьте на эти вопросы в форме эссе.
3.4. Задание 2 (10 баллов). (2020, 9 кл)
Прочитайте отрывок из новостной публикации и ответьте на вопросы. Почему россияне все чаще ходят в церковь во время кризиса? Как можно объяснить противоречивые тенденции в области религиозной приверженности россиян? Кратко проанализируйте содержание публикации с использованием социологических понятий
Кризис заставил пойти в церковь?
«В церковь стало приходить гораздо больше людей, чем раньше. Россияне стали чаще обращаться к церкви, а именно искать в религии помощь и успокоение. При этом рост числа прихожан отмечают представители всех конфессий. Каждая конфессия учит прихожан по-своему переживать кризис: православие призывает к труду, ислам – к сохранению гармонии в душе, иудеи должны воспринимать кризис как повод для переосмысления своего места в жизни, а буддисты – искать путь, как стать лучше. Представители Русской Православной Церкви рассказали, что сейчас люди идут массово креститься, причем и взрослые, и дети. За последние несколько месяцев число желающих увеличилось в два раза. Многие прихожане стали постоянно ходить на службу в храмы. Священник РПЦ Роман Богдасаров, зампредседателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ, также отметил: «Несмотря на кризис в погоне за деньгами нельзя забывать о чистоте души. В своих проповедях мы также обращаемся к работодателям и говорим о том, что тот, кто не выплачивает заработную плату, подлежит церковному суду». По словам ведущего научного сотрудника Института комплексных социальных исследований РАН Леонтия Бызова, в религиозной приверженности россиян наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, опросы показывают, что больше 70% людей называют себя верующими, а атеистами — менее 7%. Еще есть часть людей, которые не имеют определенного мнения и затрудняются с ответом. С другой стороны, на практике эти люди могут и не ходить в церковь, и не знать самых простых вещей, связанных с религиозной жизнью. Люди, которые действительно воцерковлены и для которых церковная жизнь является важной, составляют не более 14%. Действительно, часто люди ищут в религии защиту от внешних проблем, веру в чудо. Многие и про существование Бога вспоминают только тогда и именно тогда, когда их захлестывают проблемы, внешние или внутренние: смерть близких людей, тяжелые болезни и так далее. В том числе и экономический кризис, только не сам по себе, а когда он существенно отразился на благосостоянии. Священник в этом случае воспринимается больше как психотерапевт, а Бог — как волшебник, у которого просят чуда. И говорить о всплеске веры в этом случае, конечно, не приходится».
3.5. Задание 2 (2019, 10 кл баллов).
Кратко проанализируйте содержание газетной публикации при помощи социологических теорий и понятий. Объясните причины популярности Хеллоуина и других заимствованных праздников в современной России? Какие характеристики современного общества влияют на возрастание популярности подобных праздников? Предположите, с опорой на социологические понятия, по каким причинам возродить некоторые язычные и славянские праздники проблематично.
Почему Хеллоуин популярен в России?
«День всех святых уже празднуют более четверти молодых россиян. В последний день октября в мире отмечают самый мистический праздник — Хеллоуин. В российском обществе ко Дню всех святых относятся неоднозначно. Пока дети и молодёжь куражатся в костюмах упырей и вурдалаков, старшее поколение сторонится «чуждого» праздника. Торговым сетям удаётся хорошо заработать на событии. Маркетологи говорят: прибыль магазинов во время Хеллоуина стабильна. Похожий ажиотаж наблюдается на День святого Валентина, чуть меньший — на День матери (последнее воскресенье ноября) и День смеха (1 апреля). Почему иноземные праздники легко прижились в России, а исконно русские — Святки, День Петра и Февронии — оказались «мертворождёнными» детьми. Противники иноземных праздников считают, что заимствовать чужие традиции россиянам просто не нужно. Ведь у Дня святого Валентина и Хеллоуина есть российские «аналоги». Это День Петра и Февронии (8 июля), Святки (с 7 по 19 января) или День Ивана Купалы (7 июля). Также проводят аналогию между Днём матери и Рождеством Пресвятой Богородицы. Социолог, доктор социологических наук Ольга Крыштановская назвала перечисленные праздники «мертворождёнными». Они не находят отклика в душе россиян, как и День народного единства (4 ноября) и День Конституции (12 декабря). После Октябрьской революции советская власть пыталась пресечь русские традиции: как православные, так и языческие. «Светлое будущее» не предполагало святочных гаданий, прыжков через костёр в честь Ивана Купалы, походов в церковь на службу. После 70 лет исконные русские праздники возродить оказалось невозможно. Новые праздники пришли в Россию в непростое время: в 90-е — начало 2000-х. Они скрасили суровые будни россиян. «В первые годы века прошло несколько демографических провалов с ростом депрессивных и суицидальных настроений. Для власти страны было бы самоубийственно помогать народу праздновать деструктивный Хеллоуин или обмениваться валентинками как знаками любви без верности, абстрактной или конкретной, вне семейных отношений и обязанностей», — пишет Наталья Вакурова. Заимствованные праздники сейчас популярны у молодых людей и детей. Но эксперты уверены — с каждым годом популярность Хеллоуина и Дня святого Валентина будет нарастать. Дети будут перенимать традиции от родителей. Как рассказал News.ru бизнес-тренер, маркетолог Андрей Арно, спрос на товары к Хеллоуину стабилен — примерно на уровне прошлого года. Маски, костюмы, черепа, метла уходят как горячие пирожки. «Хеллоуин — это эмоциональный повод потратить деньги. Как и любой праздник. Люди охотно идут на это. Он прочно вошёл в нашу жизнь, как 8 Марта и 23 февраля», — резюмировал Андрей Арно».