Лицей и 68 партнерских школ ВШЭ вошли в топ-300 московских школ
Остальным школам, с которыми университет сотрудничает, но которые в этом году не попали в рейтинг, будет уделяться особое внимание, чтобы они наверстали упущенное.
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2014/2015 учебного года был составлен на основе семи критериев. Это результаты ЕГЭ, ОГЭ в 9 классе и промежуточных диагностик (в 4 и 7 классах), эффективность дошкольных отделений, профилактика правонарушений, работа с детьми-инвалидами и использование социокультурных ресурсов города. Каждый критерий имеет свои показатели (всего их 26), из которых складывается рейтинговый балл. Сами показатели Департамент образования Москвы не обнародовал, так что детальный анализ достижений каждой школы — включили ее в рейтинг за победы учеников в олимпиадах или за успехи в инклюзивном образовании — невозможен, за редкими исключениями (если, например, информация есть на ее сайте).
В рейтинге участвовали все образовательные организации Москвы, где есть программы общего образования, — не только государственные и частные школы, но и структурные подразделения университетов (новый закон «Об образовании в РФ», принятый в 2012 году, разрешил вузам их открывать). Лицей НИУ ВШЭ занял в рейтинге 23-е место — по мнению руководителя Дирекции общего образования НИУ ВШЭ Вячеслава Лозинга, это рекордный результат.
Во-первых, по сравнению с московскими школами у лицея в этом году небольшой выпуск — всего 58 человек (чем больше выпускников, тем больше среди них может оказаться высокобалльников по итогам ЕГЭ). Во-вторых, по ряду критериев он вообще не мог набрать баллы: в лицее нет младшего и основного звена (некому проходить диагностику в 4 и 7 классах, сдавать ОГЭ), нет дошкольного отделения, на сегодняшний день нет детей-инвалидов. В-третьих, лицей работает лишь два года — в отличие от многих других школ, имеющих богатые традиции и выстраивавших отношения с вузами не один десяток лет.
Из 98 школ городского подчинения, с которыми Вышка сотрудничает в Москве (7 школ имеют статус школы-партнера, 71 — статус базовой школы, 20 школ входят в распределенный лицей*), в топ-300 попали 68 школ.
Из них 27 — в первой сотне, 28 — во второй, 13 — в третьей. Стабильно занимает первое место лицей № 1535 — базовая школа ВШЭ, бесспорный лидер московского образования. С 58-го в прошлом году на 56-е место переместилась школа № 2095 «Покровский квартал», над которой Вышка взяла шефство. Это значимое достижение, так как количество школ в рейтинге ежегодно сокращается — в 2014 году их было 400. Высокие результаты — это, прежде всего, заслуга школ, подчеркивает Вячеслав Лозинг, Вышка лишь помогает их добиться.
Из оставшихся 30 партнерских школ ВШЭ, не попавших в рейтинг, 15 — негосударственные школы (там учатся значительно меньше детей). А 15 государственных школ в предыдущие годы занимали места в московских рейтингах, но в условиях объединительных тенденций и усиления конкуренции теряли позиции. Это не трагедия, отмечает Вячеслав Лозинг, присутствие в рейтингах не является условием сотрудничества с Вышкой, но этим школам теперь будет уделяться повышенное внимание, чтобы они улучшили свои результаты в следующем году.
Все шансы закрепить успех через год, когда Департамент образования снова будет сравнивать школы, есть у Лицея НИУ ВШЭ. Число выпускников там вырастет в несколько раз, так что количество тех, кто набрал высокие баллы ЕГЭ и победил на олимпиадах, наверняка будет намного больше.
*Есть три формы сотрудничества ВШЭ с партнерскими школами. Первая форма — это распределенный лицей, когда классы или группы детей учатся по программам, разработанным школой совместно с университетом и утвержденным Учебно-методическим советом ВШЭ. Вторая форма — базовая школа, где учат по своим образовательным программам, но с Вышкой их согласовывают и учитывают ее рекомендации. Третья форма — школа-партнер, где старшеклассники учатся по программам, разработанным школой, и участвуют в разных проектах с университетом и с другими школами.
Лозинг Вячеслав Рудольфович
Руководитель Дирекции общего образования