Центр взаимодействия с регионами

Проекты для школ и общего образования

На летней школе ребята играли в наполеоновские войны и писали конституцию

Впервые в Высшей школе экономики прошла Летняя профильная школа для старшеклассников распределенного лицея, базовых и партнерских школ Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ. Занятия проходили в учебном центре «Вороново» с 8 по 16 августа 2015 года. Участниками школы стали ученики 9-11 классов из разных регионов России.

Лекции, деловые игры, дебаты и экскурсии — далеко не полный перечень активностей, в которых принимали участие школьники. Каждый день был посвящен одной из дисциплин: юриспруденции, политологии, международным отношениям, истории, экономике и менеджменту. За неделю ребята успели организовать предвыборную кампанию, написать сценарий работы с потребителем и даже подготовить проект конституции вымышленного государства. Участники школы работали как в командах, состав которых постоянно менялся, так и индивидуально. Мероприятия начинались с самого утра и заканчивались поздним вечером. Такая интенсивность, по мнению организаторов, только добавила школьникам азарта, они научились быстро анализировать причины побед и поражений, менять на ходу тактику поведения. Ежедневно в первой половине дня ребята слушали тематические лекции преподавателей НИУ ВШЭ, а сразу после этого пробовали применять полученные знания на практике.

«Наша позиция: знать — значит, уметь сделать. Это то, чему учат студентов в Вышке, и это главный принцип работы нашей школы. Мы учили ребят пользоваться лекционным материалом не для того, чтобы воспроизвести услышанное и получить оценку, а для того, чтобы воспользоваться знанием в реальности, в нашем случае — решить общую командную задачу, — рассказывает эксперт дирекции общего образования НИУ ВШЭ Денис Лозинг. — Иногда школьники рассуждают так: «я математик и гуманитарные предметы мне не важны» или «я будущий историк и не буду уделять много времени изучению экономики». Участвуя в нашей школе, дети с подобной позицией пересматривают свое отношение к наукам, не касающимся выбранного ими направления. Например, ребятам, ориентированным на гуманитарные предметы, мы показываем, что математика присутствует в каждой сфере нашей жизни. А знание гуманитарных предметов обогащает людей с техническим складом ума. Кроме того, мы стимулируем школьников делать осознанный выбор профессии и университета, они понимают, какие пробелы в знаниях нужно восполнить для достижения своих личных и профессиональных целей. Помогаем им развить аналитические и организаторские способности, приобрести навыки планирования, прогнозирования и учим отстаивать свою точку зрения».

Участников отбирали по конкурсу. В качестве заявки рассматривалось эссе «Я и моя будущая профессия. Как стать профессионалом?» и успехи претендентов, в том числе, результаты олимпиад, участие в конференциях, средний бал ОГЭ. Лучшие получили приглашения в «Вороново». А в конце обучения школьникам вручили сертификаты, которые могут стать хорошим дополнением к их персональному портфолио. Но и не это главное, отмечают организаторы. Перед отъездом домой каждый школьник написал план своего развития на ближайшие два года. «Это отличная мотивация для самообразования и личностного роста», — говорит Денис Лозинг.

В этот раз Высшая школа экономики приняла у себя на площадке 70 школьников. В следующем году число участников будет увеличено. В планах — расширить сеть партнерских школ НИУ ВШЭ по всей стране с 253 до 450. Ожидается, что в дальнейшем учащиеся смогут на постоянной основе принимать участие и в проекте факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ «Интернет-школа».

«Если такая многосторонняя система работы со школьниками будет непрерывной, то со временем у нас появится не только база лучших образовательных учреждений России, но и старшеклассников, фактически готовых к учебе в передовых вузах страны», — уверены организаторы.

А вот что рассказали о своих впечатлениях участники летней школы этого года.

 

Варвара Минеева

9 класс, МОУ лицей №7, г. Саранск, Республика Мордовия

Каждый день мы сталкивались с разными задачами, ни одна из них не повторилась. Запомнилось участие в двух видах дебатов. Сначала защищали проект конституции игрового государства. А затем всей командой создавали предвыборную программу кандидата и выбирали лидера партии, который ее презентовал. Поскольку я мечтаю стать дипломатом, очень яркие впечатления у меня остались после штабной игры «Наполеоновские войны». Школа помогла мне лучше понять себя. Окончательно определиться с выбором будущей профессии теперь станет легче.

 

Кирилл Толкачев

11 класс, лицей № 230, г. Заречный, Пензенская область

Я впервые нахожусь в таком большом коллективе детей, собравшихся из разных уголков России. Мне было очень приятно со всеми общаться.

Преподаватели Вышки прочитали нам увлекательные лекции. Бывали моменты, когда мы что-то не понимали, и нам приходилось добывать знания самим. Так мы получили практические навыки поиска информации. Одной из самых запоминающихся была штабная игра «Наполеоновские войны». Здесь каждый смог понять свою роль в коллективе, а лидер выявлялся сам по мере решения стратегических задач. Пока я не определился с будущим направлением своей учебы. Скорее всего, это будут международные отношения либо государственное и муниципальное управление. Думаю, теперь я точно сделаю правильный выбор.

 

Камилла Гареева

11 класс, лицей №2, г. Альметьевск, Республика Татарстан

Я хочу стать филологом, но мне интересно постоянно расширять свой кругозор, поэтому я выбрала эту школу. И не пожалела. Например, у меня было предвзятое отношение к экономике. Мне казалось, что для моей будущей специальности знания в этой области не так важны и шансов развиваться в этом направлении у меня нет. После лекции « Чем занимаются экономисты, и как экономика помогает улучшить мир» я поняла, что была не права. Экономика меня увлекла.

Мы сразу включались в атмосферу университетской жизни. Например, когда тебе читают лекцию, ты уже сам выбираешь, что записывать. Это очень полезно, теперь я знаю, к чему готовиться при поступлении в вуз.

Кроме лекций и работы в аудиториях мы участвовали в экскурсиях. Так, мы посетили музей-заповедник «Бородинское поле» и побывали в корпусе НИУ ВШЭ на Мясницкой улице в Москве.

 

Егор Алексеев

10 класс, лицей №4, г. Рязань

Мне всегда хотелось попробовать себя в разных дисциплинах: экономике, праве и политологии. В той или иной степени знания по этим предметам пригодятся мне в будущей работе. На летней школе в Вышке мы постоянно были чем-то заняты. Думал, быстро устану, но этого не произошло. Занятия оказались очень полезными. Все это время нас учили ставить цели и их добиваться.

За эти дни я больше узнал о Высшей школе экономики. Например, что в ее составе есть факультет компьютерных наук. Мне понравилось, что изучение компьютерных дисциплин, естественных и точных наук здесь сочетаются с бизнес-образованием. Возможно, буду рассматривать этот факультет при поступлении.

Конечно, очень жаль, что школа так быстро закончилась. Со многими ребятами надеюсь встретиться уже в качестве студентов Вышки.

 

Даниил Иванов

10 класс, лицей №44, г. Чебоксары, Чувашская республика

Я выбрал социально-экономический профиль и хочу поступать в Вышку. Школа помогла мне понять свои сильные и слабые стороны. Например, я понял, что мне нужно совершенствовать навыки выступления перед большой аудиторией. Открытия в себе помогли сделать и деловые игры. Мы учились развивать лидерские качества, продумывать свои ходы наперед.

Несмотря на плотный график, я не чувствовал переутомления. И даже нашел время для занятий спортом. Мы с ребятами вставали пораньше и делали пробежки. Таким образом мы чередовали физическую и умственную нагрузку.

 

Зия Юсифзаде

10 класс, лицей НИУ ВШЭ, г. Москва

Я решил участвовать в летней школе, чтобы убедиться в правильности своего решения выбрать экономическое направление в Вышке и понять, что я хочу от жизни. Но даже не предполагал, что мне настолько понравятся другие дисциплины. Например, я не представлял, что политология может быть мне так интересна. Я даже стал задумываться о смене профиля в лицее.

Участвуя в школе, я понял, какие качества мне бы хотелось в себе развивать. Узнал, что мои ораторские навыки не так уж плохи. Нашел много новых друзей, с которыми действительно интересно общаться. И получил новый опыт, который вряд ли смог бы приобрести в других условиях. Например, ощутил радость участника партии, победившей на выборах в парламент.

Проект «Университетский образовательный округ» (УОО НИУ ВШЭ) создан в марте 2015 года. Его цель — объединить усилия университета и партнерских школ для развития общего образования и подготовки компетентных абитуриентов, способных успешно учиться в лучших современных университетах. Проект предусматривает программы повышения квалификации для учителей, руководителей учебных учреждений и обучение старшеклассников. Программа для учеников старших классов состоит из трех составляющих — модулей: проектного, учебного и исследовательского. Летняя профильная школа — часть проектного модуля, она ориентирована на профессиональное самоопределение школьников и решение проектных задач в бизнесе и экономике, политике и праве, истории и международных отношений. Куратор проекта — Дирекция общего образования Высшей школы экономики.