Дистанционка: как проходило обучение
Zoom и MS Teams — два приложения, которые обрели огромную популярность с началом карантина. Они удобны тем, что в конференции принять участие может большое количество человек. Главным их преимуществом является то, что система редко дает сбои. Однако преподавателям и студентам первое время было сложно адаптироваться к такому формату: подключение звука и микрофона, невозможность проверять чат, пока ты демонстрируешь экран, ограничение по времени, если нет премиум-подписки, — все это вызывало много вопросов касательно надежности программ. Со временем, конечно, многие привыкли к новшествам, поэтому на сегодняшний день проблем становится все меньше.
Востребованными стали и образовательные онлайн-платформы. Студентам Вышки было предложено прослушать лекции по основным дисциплинам на портале Открытое Образование — проекте, одним из инициаторов создания которого является НИУ ВШЭ. Многим такой переход оказался неудобен, так как им важно было разговаривать с преподавателем напрямую во время самого занятия. Однако в таком формате отметили и свои плюсы — можно было ознакомиться с программой наперед или подробно разобрать сложную тему.
Также некоторые преподаватели записывали свои лекции и загружали их на Youtube. Материал был приватным, поэтому доступ к нему можно было получить только по ссылке.
Главным героем кошмарных снов студентов стал не коронавирус, а прокторинг — система наблюдения за ходом дистанционного испытания (слово произошло от английского proctor, то есть человек, который следит за ходом экзамена в университете). Во время сдачи экзаменов и сессии участники обязаны были работать на компьютере, включить камеры и микрофоны. В случае нарушения заранее оговоренных правил человек удалялся с экзамена.
Существует два вида прокторинга — синхронный и асинхронный. В первом случае за студентом во время сдачи экзамена следит наблюдатель, отмечая все моменты, включая подозрительные. Во втором система записывала видео написания работы и материал отправлялся в базу прокторинговой программы. Несмотря на дистанцию между участниками экзамена, шанса списать у студентов не было. Авторство работ и честность — одни из основных ценностей Вышки.
Защита проектов проходила через онлайн-конференцию с помощью демонстрации экрана.
Из главных проблем студенты Вышки отмечают технические проблемы (связь, соединение и т.д.) и низкую концентрацию на занятиях, отсутствие мотивации учиться (студент с гораздо большей легкостью мог отвлечься от работы и даже уснуть; сложно было найти в себе силы начать работать). Но нашлись и значительные плюсы в дистанционном формате обучения. Например, не нужно было тратить время на дорогу до университета — вставать можно было и за несколько минут до начала занятия. Студенты также упомянули уютную домашнюю обстановку и безопасность для их здоровья.
Разумеется, есть и то, что они хотели бы изменить в формате обучения. Например, расписание. Дисциплин много, и некоторые считают, что было бы гораздо удобнее, если бы план занятий уплотнили, то есть поместили несколько пар в один день, а в остальные можно было бы заняться своими делами