Взгляд изнутри. ОП «Прикладная математика и информатика»
Программа рассчитана на молодых людей, готовящихся к развитию существующих и созданию новых компьютерных технологий, работая в ведущих ИТ-компаниях и исследовательских центрах. Учебный план программы разработан с учетом опыта ведущих университетов, таких как Stanford University (США), EPFL (Швейцария), МГУ и МФТИ (Россия), а также Школы анализа данных Яндекса, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области компьютерных наук в России.
Сегодня, Даниил Тяпкин, студент 4 курса факультета компьютерных наук ВШЭ, рассказал нам об учебе на образовательной программе«Прикладная математика и информатика»
Поступление: о выборе направления и вуза
На мое поступление весьма сильно повлияли три вещь. Первая — летняя школа ВШЭ по компьютерным наукам. В конце 10 класса я попал на её первый запуск. Мне очень понравилась атмосфера в летней школе, особенно понравилось, как преподавал Глеб Евстропов, который вел и ведет алгоритмы на Прикладной математике и информатике. Во-вторых, я решил поступать в Вышку на ПМИ по рекомендации. Мой хороший знакомый, который помогал мне готовиться к олимпиадам, уже учился в вышке на ПМИ в то время и очень положительно отзывался об университете. Третье, самое банальное: мне не хватало баллов по русскому языку для поступления на Физтех, а на ПМИ я поступал по олимпиаде. Никогда бы не подумал, что я в конечном итоге буду радоваться своим плохим баллам ЕГЭ! Сейчас я совершенно не жалею о своем решении поступать в Вышку на ПМИ!
Ожидания и реальность: насколько ожидания перед первым курсом совпали с реальностью
Перед первым курсом я знал о ПМИ две вещи. По словам знакомых, я знал, что на этой программе крутое преподавание алгоритмов. Об этом я также мог судить по личному опыту, ведь в летней школе у меня была возможность взаимодействовать с преподавателями ВШЭ. Более того, я знал, что на этой программе изучают машинное обучение, которым я планировал заниматься в будущем после завершения учебы в университете. Ожидания относительно высокого уровня преподавания оправдались. Однако мои представления относительно изучения машинного обучения оказался правдивыми лишь наполовину. Сейчас я в основном занимаюсь математикой, а не машинным обучением, что для меня в 11 классе оказалось бы сюрпризом.
О возможностях стажировки и проектных возможностях на программе «Прикладная математика и информатика»
Относительно проектных возможностей могу сказать, что, начиная со второго курса, у студентов есть возможность выбирать проекты, в том числе проекты не только Вышки, но и разных компаний. Как оказалось, я больше теоретик, поэтому я такими возможностями не пользовался, однако они есть.
Что касается стажировок, благодаря ВШЭ значительная часть моих знакомых с ПМИ, а также я сам, получили возможность пройти стажировку в Яндексе. Кто-то и сейчас там работает. Я думаю, что тот факт, что большая часть моих знакомых уже прошла стажировку связан не только с возможностями образовательной программы, но и с влиянием среды. Ведь многие студенты нередко рассуждают следующим образом: если все вокруг подаются на стажировки, почему бы мне тоже не попробовать? Однако большое влияние факультета в развитии возможностей стажировки отрицать нельзя. Я слышал, что у нас на ПМИ есть система пробных собеседований в тот же Яндекс. Однако подробно про нее рассказать не могу, так как лично не пользовался.
Могу также добавить, что курс алгоритмов на ПМИ позволяет получить такие знания и навыки, которые могут оказаться полезными на собеседованиях.
Подробнее о практике
Исходя из личного опыта и опыта одногруппников, могу сказать, что практика на ПМИ является либо продолжением работы над курсовой, либо какой-то работой в лаборатории, либо стажировкой, найденной перед летом. Важно отметить, что возможно совмещать несколько элементов. Так, например, можно стажироваться в компании и параллельно в рамках летней практики, как это делал я, заниматься профильными дисциплинами, такими как математика. В действительности хорошо выполненная курсовая или пройденный курс у компании давали большие шансы на стажировку у них.
О поиске работы
Могу сказать, что в сфере IT на работу часто попадают через стажировки, поэтому найти работу не сильно сложно. Тем более, когда университет поддерживает студента, предоставляя ему разные возможности для практики.
Возможно ли совмещать учебу и работу?
На мой взгляд, это непростой вопрос. По себе скажу, что совмещать учебу на 10 и работу практически невозможно. На 1 и 2 курсе я бы не рекомендовал совмещать учебу с работой. С 3 курса начинаются специализации, меньше непрофильных дисциплин, поэтому проще найти свободное время для того, чтобы совмещать учебу с работой. Однако в первом семестре третьего курса тоже не сильно рекомендую работать, поскольку курс по машинному обучению занимает много времени. Однако могу также сказать, что у меня есть знакомые, которые со 2 курса работают и при этом имеют большие успехи в учебной, академической жизни.
Об уникальности выпускников: какие уникальные навыки делают выпускников программы «Прикладная математика и информатика» конкурентоспособными на рынке труда?
Если говорить про уникальные навыки, которые делают выпускников моей программы конкурентоспособными на рынке труда, то я бы отметил полученный опыт к окончанию обучения. Все, кто так или иначе хотел найти работу, получил возможность пройти стажировку хотя бы один раз за весь период обучения, писали курсовую и/или диплом в компании и готовы к бою с суровой реальностью. Также на курсах у практических специализаций проходят вещи, которые вполне можно применять в реальности.
Образовательная программа «Прикладная математика и информатика» предлагает в 2021 году 125 бюджетных мест, 60 платных мест и 30 платных мест для иностранцев.
Познакомиться подробнее с этой программой вы можете на официальном сайте: https://www.hse.ru/ba/ami/