Выпускники 2021 о Лицее НИУ ВШЭ

Лицей НИУ ВШЭ — образовательное учреждение в Москве при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Ребятам дают свободу выбора, их учат не бояться ошибаться, принимать решения и нести за них ответственность. Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию: составляют учебные планы и выбирают, какой предмет хотят изучать. Сегодня мы поговорили с выпускниками Лицея программы дизайн 2021 об их опыте обучения.

Выпускники 2021 о Лицее НИУ ВШЭ

Лицей НИУ ВШЭ

 

Мария Чебанюк, выпускница программы «Дизайн»

Я сначала не понимала, что Лицей — здоровское место, потому что я поступила на дизайн, а моим бэкграундом была математика, из-за чего мне казалось, что мы ничего не делаем. Мне потребовалось время, чтобы понять, что на моем направлении не должно быть таких трудностей. В 11 классе я заметила, что меня окружают хорошие, общительные люди. Благодаря вступительным испытаниям, в Лицей попадают уникальные ребята. Кому-то нравится мода, мне, например, цифровой дизайн. С каждым лицеистом найдется, о чем поговорить.

У нас есть факультетский день, который проходит на базе Школы Дизайна при Вышке. Один день в неделю к нам приходят преподаватели из Вышки, есть практические занятия и лекционные. Самые интересные занятия — проекты. Проект, над которым я работала в течение года, могу подать в Вышку при поступлении. Благодаря фидбеку от преподавателей, я знаю, на что именно может обратить внимание приемная комиссия. Во втором полугодии 11 класса мне попался прекрасная преподавательница, которая всегда отвечала на вопросы, а также многое рассказывала о дизайне. Понимаешь, что этот человек действительно профессионал своего дела. Программа лицея похожа на программу первого курса, поэтому поступить в Школу Дизайна лицеистам будет проще.

В лицее нас считают взрослыми и это круто: никто не будет ругать за посещаемость (но есть предметы, где она учитывается) и смотреть, как ты проводишь свободное время. Самое главное — соблюдать дедлайны и следить за успеваемостью, тогда учиться будет достаточно легко. Еще у нас очень интересная внеурочная деятельность: различные проекты, мероприятия (Open air, Swap-ярмарки), дискотеки. Также лицеисты могут получить психологическую помощь. Психологи уважают личные границы ребенка и никогда не передадут информацию родителям.

Отдельно отмечу грантовый конкурс. Есть разные виды призов, например, деньги на развитие проекта. Для этого нужно оставить заявку, описать проект и защитить его перед комиссией. В 10 классе я выиграла грант на индивидуальную образовательную программу, а именно на курс в Лондонской кинематографической школе. Главные критерии: курсы не должны быть Вышкинскими и нужно показать заинтересованность в учебе.

По окончании обучения составляется рейтинг учеников, где учитывается три параметра: средний балл аттестата, балл за ИВР (обязательная выпускная работа), социальная полезная деятельность. У каждого направления свой рейтинг. Люди, которые находятся в самом верху, получают большую скидку 70%, потом 50% и 25% на обучении в НИУ ВШЭ. Она сохраняется на 4 года.

Я буду очень скучать по лицею, по его атмосфере, хорошему времяпровождению с подругами, особенно по часовому перерыву между парами — это было лучшее время.

Анастасия Василевская, выпускница программы «Дизайн»

В Лицее ты узнаешь, что такое дедлайны. А когда их становится много, то вся твоя жизнь становится гонкой за время. Мне кажется, это учит лицеиста тайм-менеджменту, что нужно любому взрослому человеку. Отсюда вытекает стрессоустойчивость. Конечно, не всегда ты достойно встречаешь трудности, и начинаешь паниковать, но в любом случае Лицей показывает тебе, что нужно быть готовым ко всему.

Помимо экстремальных ощущений есть, конечно, и приятные. Это друзья, педагоги, прогулки и обсуждения всякого. Мы ездили с кураторской группой в Санкт-Петербург, ходили на день Вышки и фестиваль Ночь, было очень душевно, и мне кажется, что разбавить учебные будни отдыхом всегда приятно.

Весь 10 класс я ходила на факультатив по МХК для подготовки к олимпиаде, мне нравился сам предмет, группа, которая у нас сформировалась, поддержка во время олимпиад, помощь с апелляциями.

Из мелочей, но довольно важных —часовой обеденный перерыв. Это просто открытие! Очень удобно, можно и прогуляться, и поесть, и повторить материал к парам. Ещё мне всегда нравилось, что пары начинаются в 9, а не в 8:30, есть шанс поспать чуть подольше, а формат пар вообще намного удобнее уроков, но об этом расскажет уже кто-нибудь другой.

Анна Чекушкина, выпускница программы «Дизайн»

Учебная программа

Я, как выпускница программы «Дизайн», могу говорить только об этом направлении.

Сразу скажу, что когда я искала, в какую школу переходить после 9, только Лицей показался мне адекватным и уникальным в своем роде местом, где можно и освоить базовые навыки дизайна, и при этом на достойном уровне изучить школьную программу 10-11 классов.

Так оно и получилось: за два года обучения я успела не только ощутимо прокачаться в дизайне, но и углубить знания в предметах (особенно в истории, МХК и английском). Большинство преподавателей — довольно прогрессивные, доброжелательные и приветливые люди, у которых волей-неволей будет жалко отставать по учебе. Считаю большой удачей, что я попала в сильную группу (С1) по английскому, потому что с нашей преподавательницей я заметно подтянула язык, да и много нового узнала о жизни в принципе! Еще хочу отметить, что в Лицее хорошо преподают МХК: преподавательница очень эрудированная и предъявляет понятные требования, учеба идет последовательно и гладко. Особенно мне запомнилось, как проходили культуру Индии: мы смотрели и обсуждали «Ситу и Раму» (это такой длинный индийский сериал по мотивам индийской мифологии), было очень забавно. Еще нам повезло с преподавателем истории: с ним мы часто делали необычные задания, писали эссе на интересные темы, устраивали разные мероприятия и просто приятно говорили по душам! На его парах я действительно полюбила историю. В общем, все преподаватели чем-то интересны, все ищут необычный подход и открыты для сотрудничества.

ИВР (индивидуальная выпускная работа)

Чаще всего дизайнеры выбирают проект в рамках ИВР, потому что нам ближе практическая деятельность. Лично я видела в ИВР возможность пополнить портфолио хорошей работой и исполнить свою мечту — сделать анимационный клип. Знания для выполнения своей выпускной работы я получила не в Лицее, а на курсах, на которые мне достался грант в лицейском грантовом конкурсе. Так что могу сказать, что Лицей дал мне возможность научиться азам анимации и исполнить мечту!

Клип я рисовала на песню подруги из параллельной группы Алены, она пишет музыку. Мы тоже познакомились в Лицее, за что тоже ему большое спасибо. Теперь у нас образовался небольшой творческий союз: помогаем друг другу создавать интересные вещи и расширять свою аудиторию.

Факультетский день

Факультетские дни — это отличительная черта учебной программы в Лицее, и на «Дизайне» они длятся дольше, чем на других направлениях. Арт-практика (в особенности второе полугодие 11 класса) была для меня незаменимым источником практических знаний, которые теперь помогают мне как в работе с заказчиками, так и в подготовке вступительного проекта. А еще занятия в Школе Дизайна — это отличная возможность получить хороший фидбек на свой вступительный проект от кураторов, которые там преподают, что, очевидно, поможет при поступлении.

В году у нас обычно 4 модуля, в конце каждого — просмотр. И это настоящее событие: мы смотрим чужие работы, горячо обсуждаем оценки и комментарии комиссии, хвалим и обсуждаем проекты других. Это помогает привыкнуть к стандартам оценивания в ШД, срокам, требованиям и атмосфере.

Внеучебная деятельность

Это, наверное, самое полезное, с точки зрения опыта, который может дать Лицей. Благодаря социальной деятельности я научилась работать в команде и руководить командой дизайнеров. Я несколько раз участвовала в подготовке лицейских мероприятий, каждый раз это большая работа: разработка фирменного стиля, оформление соцсетей, печать афиш, оформление зданий (и это только обязанности дизайн-отдела). Благодаря работе над организацией мероприятий я стала ответственнее и приобрела понимание того, как можно организовать свой собственный проект.

Кстати, о собственном проекте: мы с подругой и одногруппницей сделали лицейское дизайн-сообщество, которое мы любим всем сердцем. Мы брали интервью у кураторов ШД, талантливых друзей и знакомых, писали статьи, делали разные полезные материалы, и не раз получали благодарные отзывы на наши посты. Работая над этим проектом, я почувствовала на себе всю ответственность руководителя проекта, хоть и небольшого. Это всегда тщательное планирование, обдуманное создание фирменного стиля, коммуникация в команде, делегирование и общение с крутыми людьми.

Атмосфера

Мы часто слышим, что университетские друзья становятся самыми близкими, потому что с ними человек имеет общие интересы, много общих воспоминаний, проектов и начинаний. Так вот, Лицей — это что-то между школой и «большой Вышкой». Здесь можно найти друзей со схожими целями на жизнь, ценностями и кругом интересов. Здесь, как и в Вышке, есть пары, личная ответственность за свою успеваемость и планирование времени и свобода личных инициатив. Ребята здесь в основном осознанные, интересные и мотивированные. В Лицее, на мой взгляд, идеальные условия, чтобы найти единомышленников, с которыми можно создать что-то интересное и стать друзьями на всю жизнь. Здесь царит атмосфера понимания и поддержки: преподаватели на одной волне с лицеистами, все добрые и отзывчивые. Если помощи со стороны одногруппников и преподавателей становится недостаточно, есть хорошие и понимающие психологи.

Подводя итог, могу сказать, что учеба в Лицее стала для меня самым интересным и насыщенным событиями временем (правда, университетскую жизнь я еще познать не успела). Здесь я нашла хороших, понимающих друзей и знакомых, с которыми мне хочется в дальнейшем общаться и сотрудничать. Также здесь я приобрела много ценного опыта, который пригодится мне как в университете, так и в профессиональной деятельности.