Темы проекта «Пригласи учёного» 2018-19
Внимание! Прием заявок на 2018/2019 учебный год закрыт. Ждём ваших заявок снова с ноября 2019/2020 учебного года.
Гуманитарный профиль
Как сложился современный Ближний Восток?
Рассказ по истории с элементами политического и экономического анализа. Что такое "Восточный вопрос". Почему Россия проиграла в Крымской войне. Что такое нахда (арабское национальное возрождение). Как устроен договор Сайксса-Пико. По какому принципу проведены границы стран БВ.
Лектор: Муравьёв Алексей Владимирович, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель секции Ближнего Востока
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: понедельник, среда
Ислам и христианство на современном Ближнем Востоке
Начиная с 7 в. н.э. ислам превратился в самостоятельную религию и силу. В 8 в. Иоанн Дамаскин еще считал его христианской ересью. Что такое зарадж и джизья. Как была устроена машина угнетения христиан, какие группы христиан есть на БВ, в каких формах велась полемика
Лектор: Муравьёв Алексей Владимирович, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель секции Ближнего Востока
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: понедельник, среда
Сказки "Тысячи и одной ночи": загадка происхождения
Начиная со времени Аббасидского возрождения индо-персидские сказки "Хазар Афсане" (на араб. Переведено как Тысяча и одна ночь) были переведены на арабский и стали классическим образцом арабской литературы. Как устроен сборник, что такое восточная сказка, как переводили на русский язык. Кто такой Сндбан (Синдбад).
Лектор: Муравьёв Алексей Владимирович, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель секции Ближнего Востока
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: понедельник, среда
«Варлаам и Иоасаф»: как житие Будды стало христианской легендой
В 10 в. на греческий язык с древнегрузинского была переведена легенда "Билаухар и Будасаф", которая стала популярной в Византии и на Руси. Ее корни уходят в индо-иранское прошлое и отражают "лалита-вистару", текст о жизни Будды. Почему Будда стал христианским царевичем и как работали средневековые переводчики - об этом рассказ.
Лектор: Муравьёв Алексей Владимирович, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель секции Ближнего Востока
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: понедельник, среда
Восточные корни современной медицины
Вся средневековая медицина до Везалия строилась на "Каноне" Авиценны и "Коллигет" Авемпаце. Эти авторы были арабами. Как получилось, что античная медицина стала главным делом арабского мира и при чем тут сирийцы.
Лектор: Муравьёв Алексей Владимирович, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель секции Ближнего Востока
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: понедельник, среда
Китай и Россия: Как прошлое Китае влияет на будущее всего мира
Превратившись в мирового лидера, Китай сегодня активно влияет на мировую торговлю, политику, экономику. И многое в его успехах обязано уникальному историческому развитию этой страны. Мы поговорим, чем развитие Китая отличалось от других стран, устойчив ли современный Китай, как Россия развивает свои отношения с Китаем и какие сложности есть на этом пути. И самое главное - как нам понимать современный Китай.
Лектор: Маслов Алексей Александрович, доктор исторических наук, профессор, руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, лучший преподаватель 2011-2015, 2017
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 20 человек)
Удобное время встречи: после середины ноября
Откуда пошли китайские иероглифы?
Сегодня Китай пишет теми же иероглифами, которые возникли еще до 1 тыс. до нашей эры - это самая старая «живая письменность». Откуда пошли иероглифы, почему Китай так и не смог перейти на буквенную письменность. Какие секреты скрывают в себе многие иероглифы, как иероглифы сегодня используется в магии и политике? И как иностранцу изучать иероглифы.
Лектор: Худяков Дмитрий Андреевич, кандидат исторических наук
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 20 человек)
Удобное время встречи: после начала ноября
Изобретение школы: Как, когда и почему в России появились первые училища
Обучение в рамках именно школы кажется нам естественным и самоочевидным: где же еще можно получить знания? Но исторически, разумеется, это было не так. В рамках лекции будут обсуждаться альтернативые формы обучения, существовавшие в России в 17 веке, причины появления школ и факторы, которые способствовали их постоянному развитию и усложнению. Отдельно нам предстоит поговорить о роли в этом процессе Петра Великого - ведь именно с его именем традиционно связывается возникновение первых современных училищ в стране.
Лектор: Федюкин Игорь Игоревич, директор Центра источниковедения, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 30 человек)
Удобное время встречи: после 5 января 2019 года
Пространство как текст: Как "прочесть" школьное здание
Мы привыкли думать, что изучение истории - это прежде всего история текстов. Но для историка "текстом" является не только последовательность слов и предложения, написанных на бумаге. В рамках этой лекции мы разберемся, как историки могут "читать" такой необычный текст как здание, в данном случае - здание школы. На примере "прочтения" нескольких школьных зданий, мы проследим, как менялись предствления о человеке и об учебе в России в первой половине 18 века.
Лектор: Федюкин Игорь Игоревич, директор Центра источниковедения, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 30 человек)
Удобное время встречи: после 5 января 2019 года
"Мнимый барон без всякой дипломы": Самозванцы и аванитюристы в России и Европе 18 века
Самозванцы и авантюристы существовали всегда - но в начале 18 века они встречаются нам особенно часто. В данной лекции мы рассмотрим несколько наиболее колоритных примеров международных проходимцев, которых фортуна заносила в Россию в эпоху Петра Великого, и обсудим, что их похождения расказывают историкам об изменениях, которые происходили в обществе, экономике и государствнных институтах России и Европы в ту эпоху.
Лектор: Федюкин Игорь Игоревич, директор Центра источниковедения, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 30 человек)
Удобное время встречи: после 5 января 2019 года
Социально-гуманитарный профиль (Психология)
Brain and cognitive development (offered in English - лекция на английском языке)
Over childhood and adolescence the brain undergoes significant changes. Concurrently, cognitive abilities such as attention, memory, and problem solving significantly improve. The students will learn about fundamental stages in brain and cognitive development. Also we will discuss brain networks related to attention, motivation and problem solving. This knowledge will help students understand how brain processes are related to behavioural performance.
Лектор: Marie Arsalidou, доцент Школы психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (40 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 20 до 60 человек)
Удобное время встречи: ноябрь и декабрь в среду и пятницу
Brain and math (offered in English - лекция на английском языке)
Mathematics are a basic subject in school curricula. Children start learning formal mathematics (i.e., symbolic numbers) in preschool. Learning mathematical concepts and operations proceeds throughout school-age years. Students will learn about brain areas related to processing numbers and mathematical operations. This knowledge will help students understand how different brain areas are related to mathematical performance.
Лектор: Marie Arsalidou, доцент Школы психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (40 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 20 до 60 человек)
Удобное время встречи: ноябрь и декабрь в среду и пятницу
Что такое психология: мифы и реальность
Многие считают, что психология - это такое знание, которое известно и доступно всем и каждому. Что может быть проще, чем посочувствовать и посоветовать другу, жалующемуся на жизнь? Все прекрасно знают, что нужно делать, чтобы ребенок хорошо учился. Чем может отличаться разговор с психологом от любого другого разговора? Вокруг психологии существует огромное количество мифов, предубеждений и заблуждений. На лекции мы попытаемся разобраться, чем все-таки является психология, что отличает психолога-профессионала от человека без психологических знаний, что могут и чего не могут делать психологи. Вы узнаете, чем профессиональное психологическое знание отличается от житейской мудрости, какими проблемами занимается психология и как отличить профессионального психолога от шарлатана.
Лектор: Чумакова Мария Алексеевна, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 10 человек)
Удобное время встречи: вторник, четверг, пятница
Как сделать правильный выбор и не ошибиться: рекомендации профессионалов
В рамках занятия будут обсуждаться разныен научные подходы к объяснению того, как человек принимает решения. На примере выбора, куда идти после окончания школы, мы обсудим, чем экономический подход к выбору отличается от психологического. Школьники получат ряд практических рекомендаций, как сделать свой выбор так, чтобы потом в нем не разочароваться.
Лектор: Чумакова Мария Алексеевна, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 10 человек)
Удобное время встречи: вторник, четверг, пятница
Счастье и богатство глазами экономического психолога
На занятии ребята узнают, действительно ли богатые люди более счастливы, как деньги могут повлиять на наше степень удовольствия от жизни и как правильно нужно тратить деньги,чтобы чувствовать себя счастливым.
Лектор: Кравченко Евгения Михайловна, PhD, старший преподаватель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 10 до 50 человек)
Удобное время встречи: январь и март по пятницам
Естественно-научный профиль
Алгоритмы решения задач олимпиад высокого уровня
Тренинг по решению нестандартных задач по химии. Минимальный уровень подготовки слушателей - участник Московской химической олимпиады (или другой олимпиады I уровня).
Возможно также посещение городского клуба олимпиадников в школе №192.
Лектор: Свитанько Игорь Валентинович, доцент кафедры химии НИУ ВШЭ, доктор химических наук
Формат: мастер-класс (90 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 5 до 15 человек)
Удобное время встречи: ноябрь по согласованию
Теория запахов, дизайн лекарств, компьютерное моделирование процессов живой природы
Лекция посвящена вопросам предварительного компьютерного моделирования структур для органического синтеза, которые, когда их синтезируют, должны проявить нужные физические или химические свойства, например, запах, биологическую (фармацевтическую) активность, каталитические свойства.
Лектор: Свитанько Игорь Валентинович, доцент кафедры химии НИУ ВШЭ, доктор химических наук
Формат: лекция (90 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 10 до 100 человек)
Удобное время встречи: понедельник, среда, пятница с 12:00, суббота
Самые загадочные элементы таблицы Менделеева
Занятие по химии. Групппа элементов, называемых лантанидами, находящихся в "подвале" Периодической системы Менделеева. Элементы, называемые обычно редкими и рассеяными элементами, но на самом деле не являющиеся ни редкими ни рассеяными, соединения которых постоянно окружают современного человека: от мобильных телефонов и компьютеров до современных фармацевтических препаратов.
Лектор: Ройтерштейн Дмитрий Михайлович, доцент кафедры химии НИУ ВШЭ, кандидат химических наук
Формат: интерактивная лекция (60 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: вторник и пятница после 15:00
Координационная химия и солнечная энергетика
Альтернативная энергетика становится все более актуальной. В лекции рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются ученые при создании солнечных элементов и пути их решения.
Лектор: Котов Виталий Юрьевич, профессор кафедры химии НИУ ВШЭ, доктор химических наук
Формат: интерактивная лекция (60 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Информационно-технологический/математический профиль
Введение в теорию нечётких множеств
Почему множество является одним из основных математических понятий? Какие бывают множества, как с ними работать? Нечёткость как способ описания неопределённости. Как нечёткие множества используются в информационных технологиях?
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ
Формат: семинар (45-90 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 30 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Математический профиль
Бесконечность в математике
Что такое бесконечность? Все ли бесконечности одинаковы? Можно ли сравнивать различные бесконечности? Существует ли самая маленькая и самая большая бесконечности? Как одна бесконечность порождает другую бесконечность?
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ
Формат: семинар (45-90 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 до 30 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
От функций к отношениям: обощаем и исследуем
Хорошо ли мы знаем, что такое функция? Какие бывают функции? Что получится, если попробовать обобщить понятие функции? Какие свойства сохранятся и какие появятся у новых объектов? Зачем нужны отношения?
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ
Формат: семинар (45-90 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 до 30 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Понимаем ли мы математику?
На примере школьных понятий попробуем разобраться: всегда ли мы понимаем, что они означают? Знаем ли, как эти понятия можно использовать? Действительно ли мы их используем так, как надо? Всегда ли имеют ли смысл наши рассуждения?
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ
Формат: семинар (45-90 минут)
Аудитория: 7-11 класс (от 10 до 20 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Числа в математике: много ли мы о них знаем?
Что такое число? Какие бывают числа и сколько их всего? Существуют ли самое маленькое и самое большое число? Любые ли числа можно сравнивать между собой? Всегда ли дважды два равно четырём, а единица больше нуля? Может ли математика вообще обойтись без чисел?
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ
Формат: семинар (45-90 минут)
Аудитория: 5-7 класс (от 10 до 20 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Геометрия на клетчатой бумаге
Цель рассказа – проиллюстрировать взаимосвязь разных разделов математики на примере приложений геометрии к таким, на первый взгляд, далеким от нее областям, как теория чисел и комбинаторика. Речь пойдет о геометрии многоугольников на «клетчатой бумаге» (или, в математической терминологии, на плоскости, снабженной решеткой).
Лектор: Эстеров Александр Исаакович, профессор факультета математики НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук
Формат: лекция (90 минут)
Аудитория: 9-11 класс физико-математического профиля (от 20 до 100 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Квадратичные формы
Слушатели узнают, как квадратичные формы связаны с геометрическими объектами - решетками на плоскости, узнают про замечательные открытия Гаусса в теории чисел, связанные с квадратичными формами.
Лектор: Тиморин Владлен Анатольевич, профессор, декан факультета математики НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук
Формат: лекция (90 минут)
Аудитория: 9-11 класс физико-математического профиля (от 20 до 100 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Социально-экономический профиль
Какими бывают деньги, и что с ними можно делать?
Где на самом деле находится страна Оз? От серебра к золоту, от Бреттон-Вудса до Ямайки. Фиатные деньги и платёжная система CLS. Электронные деньги и криптовалюты.
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ, регистратор международной системы расчётов WebMoney Transfer
Формат: интерактивная лекция (45-90 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Предприниматель в современной России
Кто такой предприниматель? Кто может стать предпринимателем, и как это сделать? Нужно ли предпринимателю образование, и если да, то какое? Есть ли разница между предпринимателем и бизнесменом? Кем быть выгоднее: предпринимателем или наёмным работником? Рейтинг Doing Business и особенности ведения предпринимательской деятельности в России.
Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ, предприниматель
Формат: мастер-класс (45-90 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 до 50 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Экономика и экономическая социология: где вместе, а где порознь
Очевидно, что экономику изучают экономисты. Но в 1980-е годы родилась новая наука - экономическая социология. Чем отличается взгляд социолога на экономические процессы от взгляда экономиста? Что нового привносят социологи в объяснение экономических процессов?
Лектор: Маркин Максим Евгеньевич, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований
Формат: лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 25 человек)
Удобное время встречи: по согласованию с марта 2019
Физико-математический профиль
Получение и применение низких температур и сильных магнитных полей в физике
О существовании абсолютного нуля температуры школьники узнают при изучении молекулярной теории в 9-10 классе. При приближении к этой отметке тепловое движение частиц материи постепенно прекращается и начинают возникать новые состояния вещества с необычными свойствами - наиболее известным из которых является, например, сверхпроводимость. В ходе лекции будет рассказано, как в современных физических лабораториях достигаются низкие и сверхнизкие температуры и приведены примеры некоторых явлений, наблюдаемых в таких экстремальных лабораторных условиях. Во второй части лекции будет обсуждаться получение и применение сильных магнитных полей в современных физических исследованиях. Магнитное поле Земли составляет всего около 0,0001 Тл, в лабораториях рутинно получают поля с индукцией 10-20Тл, а в специализированных лабораториях и гораздо большие поля. Во многих физических исследованиях такие магнитные поля являются "инструментом" учёного, способом воздействия на свойства исследуемых объектов.
Лектор: Глазков Василий Николаевич, старший научный сотрудник Международной лаборатории физики конденсированного состояния, профессор факультета физики НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 20 до 40 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Большие установки в экспериментах по физике конденсированного состояния
В физике твёрдого тела обычно исследуются небольшие образцы, их размер редко превышает нескольких сантиметров, а иногда измеряется и микронами. Однако для того чтобы изучать такие маленькие объекты, чтобы взглянуть на их устройство на микроскопическом уровне иногда приходится строить очень большие установки - целые комплексы для научных исследований. Примерами таких комплексов являются современные установки по изучению дифракции нейтронов и мюонной прецессии. В лекции будет рассказано о примерах нескольких таких установок в ведущих мировых научных центрах, рассказано о примерах исследований. Обсуждение этих установок сведёт воедино концепции термодинамики, квантовой физики, оптики, атомной физики, изучаемые в школьном курсе.
Лектор: Глазков Василий Николаевич, старший научный сотрудник Международной лаборатории физики конденсированного состояния, профессор факультета физики НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 20 до 40 человек)
Удобное время встречи: по согласованию
Демонстрационные эксперименты при низких температурах
Будет показан набор опытов с использованием жидкого азота, иллюстрирующий разные вопросы термодинамики и электричества. Возможно объединение демонстрационных экспериментов с посещением музея-квартиры П.Л.Капицы (необходимо дополнительное согласование времени с хранителем музея). Время демонстрации опытов около 1.5 часов, время экскурсии с посещением музея и демонстрацией опытов - около 2.5 часов.
Демонстрационные эксперименты проводятся на территории ИФП РАН (Москва, ул. Косыгина, д. 2)
Лектор: Глазков Василий Николаевич, старший научный сотрудник Международной лаборатории физики конденсированного состояния, профессор факультета физики НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
Формат: демонстрационные эксперименты (90-150 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 20 до 40 человек)
Удобное время встречи: кроме пятницы и субботы, по согласованию
Чем интересны низкоразмерные системы
Может ли быть движение атома, молекулы, электрона строго двумерным или одномерным? Как создать двумерные и одномерные системы: гетероструктуры, интерфейсы, графен, квантовые нити, нанотрубки. Почему у разных размерностей разная физика и почему интересны пониженные размерности: законы сохранения, флуктуации, измерение квантовых величин классическими приборами. Будет дан обзор нескольких классических экспериментов.
Лектор: Кунцевич Александр Юрьевич, старший научный сотрудник Международной лаборатории физики конденсированного состояния, доцент факультета физики НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ФИАН, кандидат физико-математических наук
Формат: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 20 до 60 человек)
Удобное время встречи: кроме вторника