Темы проекта «Пригласи учёного» 2022-2023

 Гуманитарный профиль

Как учить иностранный язык, чтобы действительно его выучить
Мы обсудим, что это такое на самом деле «владеть языком», сколько нужно времени, чтобы его выучить и как организовать себя и своё обучение, как работает наша психика и наш мозг, когда мы учим языки и  что нужно, чтобы думать на языке и жить в нем. 

Лектор:  Елена Васильевна Охотникова, Кандидат культурологии, клинический психолог, преподаватель итальянского МИЭФ 
Формат проведения:  любой по договоренности со школой
Вид занятия:  интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория:  10 -11 класс (от 20 человек)
Удобное время проведения:  по договоренности с лектором

 

Социально-гуманитарный профиль

Спектр политических идеологий: как найти себя в пространстве политики?
Что такое идеология и идеологический спектр? Для чего используют данные понятия? Какие подходы к пониманию идеологии существуют? Как понять ценности какой идеологии Вы разделяете? Как менялось понимание идеологического спектра на протяжении последних веков? Что такое «закон крыльев»? Чем миллениал отличается от зумера и почему «бунтует» российская молодежь? – на эти и многие другие вопросы Вы найдете ответы в лекции «Спектр политических идеологий: как найти себя в пространстве политики?»

Лектор:  Максим Игоревич Богачёв,  кандидат социологических наук, доцент ФСН, академический руководитель образовательной магистерской программы  :Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2020-2022
Формат проведения:  любой по договоренности со школой
Вид занятия:  интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория:  10 -11 класс (от 20 человек)
Удобное время проведения:  по договоренности с лектором

Классические идеологии: либерализм и консерватизм
На лекции разберем принципы построения консервативных и либеральных политических взглядов, а также разницу между ними. 
Есть ли что-то схожее? Почему веками идут споры, чья идеология "правильнее"? Какая идеология окажется ближе вам?

Лектор:  Максим Игоревич Богачёв,  кандидат социологических наук, доцент ФСН, академический руководитель образовательной магистерской программы  :Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2020-2022
Формат проведения:  любой по договоренности со школой
Вид занятия:  интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория:  10 -11 класс (от 20 человек)
Удобное время проведения:  по договоренности с лектором

"Мы принимаем бой": неолиберализм и неоконсерватизм как ответ на вызовы ХХ века
ХХ век стал веком перемен, но как это повлияло на политическое движение и умы простых граждан?
Появится ли приставка нео- в следующий период больших изменений? Обсудим эти и многие другие вопросы на нашей лекции.

Лектор:  Максим Игоревич Богачёв,  кандидат социологических наук, доцент ФСН, академический руководитель образовательной магистерской программы  :Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2020-2022
Формат проведения:  любой по договоренности со школой
Вид занятия:  интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория:  10 -11 класс (от 20 человек)
Удобное время проведения:  по договоренности с лектором

Пятьдесят оттенков красного: путеводитель по левым идеологиям от социализма до коммунизма
Где проходит грань между отсутствием частной собственности и общечеловеческим товариществом?
Нетрудно запутаться в достаточно схожих определениях. Разобраться возможно: приходите на нашу лекцию.

Лектор:  Максим Игоревич Богачёв,  кандидат социологических наук, доцент ФСН, академический руководитель образовательной магистерской программы  :Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2020-2022
Формат проведения:  любой по договоренности со школой
Вид занятия:  интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория:  10 -11 класс (от 20 человек)
Удобное время проведения:  по договоренности с лектором

Естественно-научный профиль

Темы в разработке

Информационно-технологический/математический профиль

Математика на службе у финансов
Статистика может помочь в точном оценивании и планировании текущих доходов и расходов, а также в прогнозировании будущего состояния компании. После лекции слушатели узнают- Что такое финансовый инструменты и кто такой финансовый инженер?- Как создаются новые финансовые продукты и из чего они состоят?- Что такое портфель ценных бумаг и что в него класть?- Что такое мартингал и как он помогает понять, сколько на самом деле должен стоить финансовый продукт?Лекция общепопулярная, подойдет как слушателям, которые интересуются математикой, так и просто любознательным школьникам.


Лектор: Ярослав Александрович Люлько, канд. физ-мат. наук, преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения:  любой по договоренности со школой
Вид занятия:  интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором

Блокчейн: путь в цифровое будущее или очередная пирамида
Понятия "блокчейн", "биткоин" и "криптовалюта" прочно вошли в лексикон от финансовых аналитиков и политиков до людей, далеких от мира экономики и инвестиций.
При этом реальным пониманием данных терминов обладают немногие. В настоящей лекции мы разберемся, что же такое блокчейн, как он связан с криптовалютами и почему это не одно и то же.
В ходе лекции слушатели узнают
-В чем состоит технология распределенных реестров, каковы ее плюсы и минусы.
- Примеры применения блокчейн в различных отраслях включая финансы, медицину, логистику и энергетику.
- Из каких этапов состоит создание и выпуск криптовалюты, и что нужно сделать, чтобы создать свою монету.
- Связь криптовалютного рынка и экономики с классическими финансовыми рынками - как общее, так и принципиальные различия.

Лектор: Ярослав Александрович Люлько, канд. физ-мат. наук, преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором

Социально-экономический профиль

Социологи бросают вызов экономистам: один рубль не равен одному рублю?
Деньги традиционно рассматриваются с экономико-математической точки зрения как объект для калькуляций, расчетов и выгоды. Более того, даже классики социологии разделяли такой ценностно-нейтральный взгляд, подчеркивая роль денег в изменениях социальных отношений, но не видя обратного влияния. 1 рубль не равен 1 рублю? Кто-то ошибся в расчетах? Нет, современные экономсоциологи обращают внимание на социальное значение денег, когда ценность одной и той же суммы различается в зависимости от источника и цели использования, а также по другим причинам. Участники занятия расширят свой кругозор, научатся по-новому смотреть на привычные вещи, что будет им полезно при участии в различных творческих конкурсах.

Лектор: Максим Евгеньевич Маркин,  старший преподаватель Департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - строго офлайн, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут) 

Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором

Теория игр: что экономика говорит о бизнесе, телевизионных шоу и спорте
Часто экономические теории описывают далёкие от повседневности вещи. Но только не теория игр: она объясняет рыночную конкуренцию, футбол и покер, семейные ссоры, дорожные пробки и выборы.
На лекции поговорим о работах основателя теории и нобелевского лауреата Джона Нэша, по биографии которого снят фильм «Игры разума».
Узнаем, как применять теорию игр на практике, а также выясним:
Что такое равновесие Нэша и как понимание этой концепции помогает вести бизнес;
Почему в «камень-ножницы-бумагу» нельзя выиграть;
В каких ситуациях выгодно быть непредсказуемым;
Откуда взялась клавиатура QWERTY и при чем тут завоевание Мексики.

Лектор: Данил Александрович Федоровых, начальник Управления интеллектуальных состязаний, главный эксперт Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Экономика как живой организм
На этом мастер-классе школьники могут впервые познакомиться с экономикой. Спикер проведёт экскурс в микро- и макроэкономику, расскажет о задачах и принципах экономической науки. После этого вместе со спикером слушатели проведут сравнение экономической системы страны и живого организма: сходств окажется больше, чем кажется на первый взгляд. По ходу школьники познакомятся с такими понятиями макроэкономики, как долгосрочный рост и бизнес-циклы, инфляция и безработица, финансовые кризисы и стабилизирующая политика - и получат хоть и первичное, но целостное представление об экономике.

Лектор:   Андрей Денисович Ворчик, магистр экономики, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения:
 по договоренности с лектором


Построение персонального финансового плана
В личных финансах есть закон подлости, согласно которому расходы растут вслед за доходами, отчего денег всегда не хватает. Вместе со спикером участники встречи придумают, как можно выбраться из этого замкнутого круга, обсудят особенности долгосрочного финансового планирования, поговорят о целесообразности сбережений и инвестиций. В конце встречи участники смогут рассчитать параметры своей личной финансовой стратегии с помощью специального онлайн-калькулятора.

Лектор: Андрей Денисович Ворчик, магистр экономики, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

«Любовь и экономика»
Казалось бы, что общего у любви и математики? Как экономисты моделируют любовь? Пусть наши чувства хаотичны и с трудом поддаются анализу, но ведь экономисты привыкли работать с хаосом решений разных экономических агентов. Как бы изменчивы и причудливы ни были законы любви, математика и экономика не только в состоянии описать их, но и предложить ряд практических идей - от теории флирта и оптимально алгоритма поведения на вечеринке до прогнозирования числа гостей на свадьбе и даже их рассадки за столом. Экономисты используют язык математики - язык мироздания. Так почему бы не поговорить на этом языке о любви?

Лектор: Полина Анатольевна Королева, преподаватель Департамента теоретической экономики, эксперт Центра по работе с учащимися и образовательными организациями.
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

"10 принципов в Экономикс"
Лекция посвящена обсуждению десяти принципов экономической теории, которые сформулировал профессор Гарвардского университета Н. Грегори Мэнкью в книге Principles of Economics. Как люди принимают решения, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом и как работает экономика в целом. Плавный переход с микро на макро уровень обсуждения призван отразить суть экономической науки, обобщить знания школьников с уроков экономики и ещё больше влюбить в предмет.

Лектор: Полина Анатольевна Королева, преподаватель Департамента теоретической экономики, эксперт Центра по работе с учащимися и образовательными организациями.
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Профориентация в сфере экономики и финансов
В стремительно меняющейся реальности выбор профессии на всю жизнь перестаёт быть эффективной стратегией - вопрос "Кем быть?" становится неактуальным. Зато становятся актуальными вопросы "Чем заниматься?", "Чему учиться?" и "Что делать со своей жизнью?". На профориентационном мастер-классе вместе с участниками мы постараемся ответить на эти вопросы, разберёмся, зачем нужен университет и какие карьерные возможности есть в области экономики и финансов. В заключение встречи мы поговорим о выборе, стоящем перед каждым человеком: пойти по протопланному карьерному пути или изобрести свой собственный. Будет много как общих советов, так и конкретных рекомендаций.


Лектор: Андрей Денисович Ворчик, магистр экономики, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

О счастье с точки зрения экономики и психологии
Наверное, каждый человек хочет счастья, однако лишь немногие знают, что это такое с точки зрения науки. В экономике есть такой парадокс - парадокс Истерлина: он гласит, что экономический рост - улучшение уровня жизни граждан - не увеличивает
уровень их счастья. Почему же так происходит? Может ли богатство сделать человека счастливым? Что ещё может рассказать о счастье поведенческая экономика? И как можно применить эти инсайты в своей жизни? Этим вопросам и посвящена встреча.

Лектор: Андрей Денисович Ворчик, магистр экономики, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения:
 по договоренности с лектором

Куда пойти учиться? Есть ли различия в зарплате инженеров и экономистов?
Сюжет рассмотрен в статье Е.Я. Варшавской и Е.С. Котырло (2019). В лекции будет сделан акцент напричинно-следственной связи в объяснении наблюдаемых различий в зарплатах инженеров иэкономистов. Это пример эконометрической модели для задачи, простой в понимании и актуальнойдля школьников. Он позволит им познакомиться с тем, как строится эконометрическое исследование.Школьники также смогут принять участие в дискуссии о том, что необходимо учесть и как игнорирование отдельных факторов может повлиять на результат. В частности, школьники узнают,что такое наблюдаемая и ненаблюдаемая неоднородность данных

Лектор: Елена Станиславовна Котырло, доктор экономических наук
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Как создавать и инвестировать в стартапы?
В ходе лекции школьники узнают:
Что нужно знать, чтобы создать свою стартап компанию и привлечь инвесторов? Как оценивать потенциал новой бизнес-идеи, проводить анализ ее «жизнеспособности»? Критерии отбора проектов венчурными инвесторами и бизнес-ангелами. «Красные флажки» для инвесторов? Как строят финансовые модели для стартап проектов и оценивают риски?

Лектор: Елена Анатольевна Димова, кандидат экономических наук
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Что социальные науки говорят о том, как люди принимают финансовые решения
Как экономисты, психологи и социологи объясняют финансовое поведение домохозяйств? Какие есть теоретические модели и эмпирические исследования в указанных науках, включая исследования финансовой грамотности населения? Почему люди принимают те или иные финансовые решения и каким образом сочетаются экономические, психологические и социальные факторы.

Лектор: Ольга Евгеньевна Кузина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социаологических исследований, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Как посчитать, сколько стоит бизнес? Задачка для собственников, аналитиков и инвесторов
В ходе лекции школьники узнают:
Что такое стоимость бизнеса.Какие есть подходы к его оценке?
Почему один и тот же бизнес может иметь три разные оценки его стоимости?
Как стоимость компании связана с ценой на ее акции и что такое акции-мемы?
Почему инвесторы хотят знать все о факторах, влияющих на стоимость?

Лектор: Елена Анатольевна Димова, кандидат экономических наук
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Финансовый аналитик в цифровой среде
В ходе лекции школьники узнают:
- Как связаны финансы и процессы цифровой трансформации.
- Задачи, стоящие перед финансовым аналитиком, область применения навыков.
- Инструменты финансового аналитика: данные, системы, визуализация, коллаборация.
- Нетипичные задачи и нестандартные подходы: Примеры реальных кейсов из жизни финансового аналитика.

Лектор: Елена Анатольевна Димова, кандидат экономических наук
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Мастер-класс по Платёжным системам
В рамках данной лекции будет объяснен концепт электронных денег и механизм их работы, а также будет рассказано на конкретных примерах, как физически проходят трансграничные платежи, кто такие «корреспонденты», что такое SWIFT и как работают VISA, MasterCard и платёжные шлюзы.

Лектор:  Альберт Сергеевич Белков, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Мастер-класс по криптовалютам и блокчейну
На данной лекции с помощью небольшой игры и через непосредственное взаимодействие с аудиторией по-простому объясняются такие сложные вещи, как хэширование и блокчейн. Также школьникам будут объяснены механизмы работы некоторых популярных криптовалют (таких как биткоин и эфир), будут с точки зрения теории объяснены Proof-of-work и Proof-of-stake протоколы, обеспечивающие майнинг криптовалют, а также невероятные риски работы с криптовалютами.

Лектор:  Альберт Сергеевич Белков, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором


Мастер-класс по Экспериментальному Доверию
Очень часто люди говорят не то, что бы они сделали, оказавшись в конкретной ситуации. Но экономисты легко могут их поймать на этом. В рамках этой лекции школьникам будет предложено сыграть в некоторые поведенческие игры и на примере их действий в режиме онлайн им будет рассказано, как работают исследования в области поведенческой экономики и что ещё необычного исследователи в этой сфере могут с помощью этого выявить.

Лектор:  Альберт Сергеевич Белков, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики 
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Мастер-класс про то, как выбирать
В реальной жизни при принятии решений каким-либо коллективом люди привыкли определять лучшую опцию простым большинством. Тем не менее, групповые предпочтения могут быть очень сложно устроены, в связи с чем такой способ выборов лучшего варианта не является оптимальным. В данной лекции школьникам будет рассказана система выборов по Кондорсе, её минусы и плюсы, превосходство над другими способами проведения выборов, а также будет объяснена теорема Эрроу о «невозможности демократии». Лекция основана на материале нобелевского лауреата Э. Маскина.

Лектор:  Альберт Сергеевич Белков, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики 
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Мастер-класс про финансовую систему
В данной лекции школьникам будет просто рассказано о работе финансовых посредников (банков, страховых и пенсионных фондов), разных простых (акции и облигации) и сложных (опционы и фьючерсы) финансовых инструментов и финансовых рынков. Также школьникам будет рассказано, чего им стоит остерегаться при инвестировании в финансовые рынки. Отдельно предусмотрена опция "игры" в финансовый рынок, если надо провести мастер-класс для младших, которая покажет им, насколько опасны бывают такие инвестиции.

Лектор:  Альберт Сергеевич Белков, стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики 
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором


Устройство биржевых торгов. Что делают Участники и что говорит Наука?
В ходе занятия ученики узнают про:
•     типы участников биржевых торгов;
•      услышат рассказ о научной статье, которая изменила подход к анализу биржевых торгов;
•      познакомятся с историями двух великих математиков, которые работали над этой темой;
•      поймут, почему нужно учить математику, если они хотят понять экономику.

Лектор: Петр Павлович Лукьянченко, преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором


Лотереи и Аукционы в Финансах
В рамках этого занятия ученикам можно простым языком рассказать о том, как устроены финансовые модели, которые оценивают справедливую стоимость лотереи. На примере многошаговой модели с учениками будет разобрана экономическая теория получения равновесной цены опциона. Также поговорим о том, как методы и модели из физики применяются в экономике и финансах.

Лектор: Петр Павлович Лукьянченко, преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором

Причины и следствия: как строятся каузальные объяснения в экономике
В естественных науках каузальные взаимосвязи выявляются в ходе лабораторных экспериментов. Возможны ли такие эксперименты в социальных науках? Какие для этого есть ограничения и возможности? Наиболее известные экспериментальные исследования в экономике за последние 100 лет (от Шнобеля до Нобеля). 

Лектор: Ольга Евгеньевна Кузина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социаологических исследований, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором


Демографическое старение (Population ageing)
Демографическое старение – это процесс, характеризующийся увеличением среднего возрастанаселения. Интересно и то, что демографическое старение – это явление, характерное дляразвитых стран, где высокий уровень здравоохранения спровоцировал рост продолжительностижизни. Демографическое старение – это потенциальный серьезный вызов для мировойэкономики, а анализ этого явления – важнейшая задача демографической политики, ведьсокращение доли трудоспособного и активного населения влечёт за собой замедлениеэкономического роста и спад экономики. Как следствие, многие страны для противодействиядемографическому старению, вводят дополнительные меры – к примеру, повышают пенсионныйвозраст или задействуют пожилое население в волонтерской деятельности.

Лектор: Мейлис Оразович Оразов, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социаологических исследований, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Сохранить и преумножить: что? где? когда?
Семинар направлен на повышение финансовой грамотности учащихся школ. В ходе занятия учащиеся познакомятся с основами управления собственными деньгами.
На семинаре мы затронем следующие вопросы:• «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам» - куда можно инвестировать?• Простая математика: как выбрать депозит в банке? А может и не депозит?• Акции: Страшно или интересно? Страшно интересно!• Наконец, если акции и облигации уже скучно - может пора покупать крипту?Цель семинара - познакомить учащихся с методами сбережений, а также обозначить сопутствующие риски. 

Лектор: Олег Евгеньевич Собченко, преподаватель МИЭФ
Формат проведения: любой по договоренности со школой
Вид занятия: интерактивная лекция (от 45 минут)
Аудитория: 10 -11 класс (от 10 человек)
Удобное время проведения: по договоренности с лектором

Физико-математический профиль

Математика на службе у финансов
В данной лекции слушатели узнают, зачем экономисту и финансисту знать математику, и почему в современном мире математики часто становятся финансистами. На доступных примерах, без углубления в детали и формулы будет показано, как финансовая математика и статистика могут помочь в точном оценивании и планировании текущих доходов и расходов, а также в прогнозировании будущего состояния компании.
После лекции слушатели узнают:
Что такое финансовый инструменты и кто такой финансовый инженер?
Как создаются новые финансовые продукты и из чего они состоят?
Что такое портфель ценных бумаг и что в него класть?
Что такое мартингал и как он помогает понять, сколько на самом деле должен стоить финансовый продукт?
Лекция общепопулярная, подойдет как слушателям, которые интересуются математикой, так и просто любознательным школьникам.

 Лектор: Ярослав Александрович Люлько, канд. физ-мат. наук, преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором

Парадоксы теории вероятностей
Посмотрим на красивейшие и совершенно контринтуитивные результаты, связанные со случайностью. Узнаем, как обыграть противника, используя правильную монетку. Увидим, что важна не только информация, но и как она получена. От слушателя потребуется только живое любопытство!

Лектор: Борис Борисович Демешев, старший  преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения:  для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия:  интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория:  10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: 
по договоренности с лектором

Парадоксы финансовой математики: как математика помогает зарабатывать деньги?
В лекции слушатели узнают несколько интересных примеров использования математических и вероятностных моделей в финансах.
- Почему "Мартингальная стратегия", известная с 18-го века, в теории гарантирует 100%-ный выигрыш в казино, но не применяется на практике;
- Чем плох подход инвестора, максимизирующего среднюю доходность своего финансового портфеля?
- В чем заключается метод заработка на финансовых рынках, называющийся арбитражем? Как с помощью математики можно легко понять, имеется ли на валютном рынке возможность для арбитража, или нет?

Лектор: Александр Михайлович Ченцов, приглашенный преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения:  для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия:  интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория:  10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи:  по договоренности с лектором

Как банки делают деньги из воздуха: математика, а не магия
Цель выступления – провести учащимся краткий экскурс в банковской мир и показать, что в основе любой банковской операции лежит математика.
На семинаре планируется обсудить:
• Почему деньги стоят денег – кредитно-депозитный бизнес банков;
• Как 100 рублей превращаются в 1000 – банковский мультипликатор;
• Почему кредитуют не всех?;• Можно ли заработать при отрицательных ставках?;
• Почему банки были, есть и будут.
Ожидаемый результат семинара – повысить финансовую грамотность учащихся и показать, что работа в финансовой сфере, а именно в банке креативнее и интереснее чем, принято думать.

Лектор: Валерия Максимовна Сторожевых, приглашенный преподаватель Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения:  для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия:  интерактивная лекция (45 минут) 
Аудитория:  10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи:  по договоренности с лектором


 


Архив:
Темы проекта «Пригласи ученого» 2021/22
Темы проекта «Пригласи ученого» 2019/20
Темы проекта «Пригласи ученого» 2018/19
Темы проекта «Пригласи ученого» 2017/18