Темы проекта «Пригласи учёного» 2023-2024
Темы, представленные ниже для выбора, скомпонованы по спикерам. В заявке необходимо указать одну тему и ФИО спикера.
На каждую тему заполняется отдельная заявка!
Темы:
Гуманитарный профиль
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Интерактивный мастер-класс "Особенности работы с аутентичными материалами для самостоятельного повышения уровня освоения иностранного языка."
- Интерактивный мастер-класс "Кто такой переводчик?"
Обсудим какие есть виды перевода, с какими трудностями сталкивается переводчик, что нужно учитывать при выборе данной профессии.
- Интерактивный мастер-класс "Синхронистами рождаются или становятся?"
Лектор:
Кульков Даниил Андреевич, тьютор, приглашенный преподаватель школы иностранных языков НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Мастер-класс «PRO Presentation». Секреты успешной презентации на английском языке
- Мастер-класс «Learn by Heart». Современные методы запоминания новых слов
- Мастер-класс «Дневник переводчика»: особенности и инструментарий профессии лингвиста-переводчика
- Мастер-класс «Full или fool?». Методы постановки правильного произношения
- Мастер-класс «Всему свое время»: ключи к пониманию временных форм английского языка
Лектор:
Смирнова Анна Георгиевна, тьютор, аспирант, приглашенный преподаватель школы иностранных языков НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Язык и культура в мире видеоигр: Как они взаимодействуют друг с другом?
Лектор:
Цыгунова Мария Михайловна, тьютор, аспирант, приглашенный преподаватель школы иностранных языков НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Интерактивная лекция "This is like a metaphor (metaphors, similes)"
-
Интерактивная лекция "Visualising the invisible (forensic linguistics)"
-
Интерактивная лекция "A Pinch of India" (языки в Индии)
Лектор:
Юхим Инна Михайловна, приглашенный преподаватель школы иностранных языков НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Интерактивная лекция "Знакомство с Испанией и испанским языком"
Социально-гуманитарный профиль
Лектор: Ефименко Мария Владимировна, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель Школы юного востоковеда
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (до 50 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
Для занятий нужны: проектор и колонки для показа слайдов и видео, 10 пар ножниц, непротекаемое ведро для слива воды, доступ к кипятку от 5 литров (2-3 чайника кипятятся одновременно)
- Лекция + игра по материалам лекции "Загадки китайских иероглифов"
- Мастер-класс по вырезанию из бумаги
- Мастер-класс "Чайная церемония"
Лектор:
Тулум Андрей Сергеевич , аспирант факультета социальных наук, департамента политики и управления, преподаватель школы иностранных языков НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Какие языки самые влиятельные в мире и почему?"
Лектор:
Казаков Сергей Олегович, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних
Лектор: Чураков Владимир Дмитриевич, к.ю.н., старший преподаватели и научный сотрудник факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Понятие права: мифы и реальность.
- "Подталкивание" к добру.
- Как nudge может использоваться в правовом регулировании. Искусственный интеллект и право.
Лектор:
Юлия Дмитриевна Жукова, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Предприниматель, инвестор, менеджер: формы участия физических лиц в коммерческой деятельности.
- Современное понятие корпорации и корпоративных отношений в российском праве.
- Стартовые требования к ведению бизнеса на примере ООО: с чего начать и что учесть.
Лектор:
Анна Сергеевна Подмаркова, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Квалификация деятельности как предпринимательской: вопросы теории и практики.
- Самозанятые граждане: кто они и по каким правилам живут.
- Право на осуществление предпринимательской деятельности.
Лектор:
Жирнова Наталья Александровна, к.ю.н., заместитель руководителя департамента, доцент факультета права НИУ ВШЭ/ Ковалева Наталья Николаевна, д.ю.н., профессор факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Искусственный интеллект vs права человека", спикер - Ковалева Н.Н., д.ю.н, профессор, руководитель департамента права цифровых технологий и биоправа;
- "Защита приватности в цифровой среде", возможные спикеры - Ковалева Н.Н., д.ю.н, профессор, руководитель департамента права цифровых технологий и биоправа; Жирнова Н.А., к.ю.н., доцент департамента права цифровых технологий и биоправа, академический руководитель ОП бакалавриата "Цифровой юрист"; Солдаткина О.Л., к.ю.н., доцент департамента права цифровых технологий и биоправа.
- "Основы цифровой финансовой гигиены" - Жирнова Н.А., к.ю.н., доцент департамента права цифровых технологий и биоправа, академический руководитель ОП бакалавриата "Цифровой юрист".
- "Цифровой юрист – билет в будущее" - возможные спикеры Ковалева Н.Н., д.ю.н, профессор, руководитель департамента права цифровых технологий и биоправа; Жирнова Н.А., к.ю.н., доцент департамента права цифровых технологий и биоправа, академический руководитель ОП бакалавриата "Цифровой юрист".
- "Цифровой юрист: сетевой адвокат, киберследователь, медиаполицейский?" - возможные спикеры Ковалева Н.Н., д.ю.н, профессор, руководитель департамента права цифровых технологий и биоправа; Жирнова Н.А., к.ю.н., доцент департамента права цифровых технологий и биоправа, академический руководитель ОП бакалавриата "Цифровой юрист".
Лектор:
Бардин Лев Николаевич, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Адвокатура: мифы и реальность
Лектор:
Алексей Серыкович Акужинов, приглашенный преподаватель, аспирант факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Частно-правовая ответственность менеджеров корпораций: как право помогает эффективно управлять компанией
Лектор:
Малкова Полина Юрьевна, PhD, доцент факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Изменение климата и права детей"
- "Социальные сети и неприкосновенность частной жизни"
- "Юриспруденция как наука"
Лектор:
Василевская Дарья Владимировна, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 8-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Следы в современном мире и как мы их исследуем"
- "Современная криминалистика и ее возможности"
Естественно-научный профиль
Темы в разработке
Информационно-технологический/математический профиль
Лектор:
Димова Елена Анатольевна к.э.н., доцент международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Визуализация Данных и Графические Инструменты в Инвестиционном Анализе.
Визуальный анализ данных – это процесс, в котором исследование данных происходит с помощью наглядного отображения информации.
Задача инвестиционного аналитика – не только получить выводы на основе работы с данными, но и правильно представить их, сделать понятными для тех, кто принимает решения (инвесторы, директора, проч.).
Визуальный анализ необходим для поддержки аналитической работы с данными. Поэтому графики и диаграммы являются обязательным дополнением к финансовым и инвестиционным моделям в сфере оценки стоимости акций, инвестиционного бэнкинга и др.
В ходе занятия мы рассмотрим основные типы графиков, которые можно найти в отчетах инвестиционных аналитиков, и научимся строить некоторые из них в Excel. А также на примерах обсудим, как принимать инвестиционные решения.
- Учет ESG Факторов в Инвестиционном Анализе
Сегодня при разработке инвестиционных стратегий и формировании инвестиционных портфелей все большее внимание уделяется принципам ESG.
ESG- это факторы, связанные с окружающей средой, обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением.
Они в очень значительной степени влияют на финансовые результаты деятельности компаний и должны быть учтены при отборе компаний в инвестиционный портфель.
1. Почему факторы ESG имеют значение при проведении инвестиционного анализа? ESG: Тренды и драйверы
2. Как включить факторы ESG в оценку бизнеса и инвестиционный анализ?
Учет факторов ESG при фундаментальном анализе компаний
Обзор инвестиционных стратегий, учитывающих ESG факторы.
Как сформировать инвестиционный портфель с учётом ESG факторов?
Проблемы использования ESG индексов и рейтингов при формировании и управлении портфелем
Социально-экономический профиль
Лектор:
Царегородцева Ирина Алексеевна, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Ближний Восток: что привлекает в нем и что пугает?"
- "Что Ближний Восток дал мировой культуре?"
- "Арабы и евреи: непримиримый конфликт?"
- "Востоковеды и власть в России"
Лектор:
Красикова Лолита Витальевна, менеджер Центра косплекса европейских и международных исследований, факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Международные отношения: ничего не понятно, но очень интересно"
Лектор:
Пискунова Наталья Игоревна, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Африка сегодня: что это такое?"
Лектор:
Корнеев Олег Владимирович, к.и.н. доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Глобальное управление в сфере миграции"
Лектор:
Сенюк Нинель Юрьевна , к.э.н., доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 9-11 класс (от 15 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- "Что такое БРИКС?"
Лектор:
Собченко Олег Евгеньевич, приглашенный преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Почему работать в банке интересно?
Цель семинара - наглядно продемонстрировать учащимся, что работа в банке - это очень интересно, а ключом к карьере мечты является экономическое/финансовое образование.Мы поговорим о следующем:
• из чего состоят универсальный банк;
• корпоративно-инвестиционный бизнес - цель всех студентов;
• как банки принимают решения;
• рассмотрим примеры, как финансы всесторонне проникают в нашу жизнь
- Сохранить и преумножить: что? где? когда?
Занятие направлено на повышение финансовой грамотности учащихся школ. Олег Собченко (выпускник и преподаватель МИЭФ ВШЭ) познакомит учащихся с основами управления собственными деньгами.
Лектор:
Люлько Ярослав Александрович, к.ф-м.н. доцент международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Математика на службе у финансов
В данной лекции слушатели узнают, зачем экономисту и финансисту знать математику, и почему в современном мире математики часто становятся финансистами. На доступных примерах, без углубления в детали и формулы будет показано, как финансовая математика и статистика могут помочь в точном оценивании и планировании текущих доходов и расходов, а также в прогнозировании будущего состояния компании. После лекции слушатели узнают
- Что такое финансовый инструменты и кто такой финансовый инженер?
- Как создаются новые финансовые продукты и из чего они состоят?
- Что такое портфель ценных бумаг и что в него класть?
- Что такое мартингал и как он помогает понять, сколько на самом деле должен стоить финансовый продукт?
Лекция общепопулярная, подойдет как слушателям, которые интересуются математикой, так и просто любознательным школьникам.
- Блокчейн: путь в цифровое будущее или очередная пирамида?
Понятия "блокчейн", "биткоин" и "криптовалюта" прочно вошли в лексикон от финансовых аналитиков и политиков до людей, далеких от мира экономики и инвестиций. При этом реальным пониманием данных терминов обладают немногие. В настоящей лекции мы разберемся, что же такое блокчейн, как он связан с криптовалютами и почему это не одно и то же. В ходе лекции слушатели узнают
- В чем состоит технология распределенных реестров, каковы ее плюсы и минусы.
- Примеры применения блокчейн в различных отраслях включая финансы, медицину, логистику и энергетику.
- Из каких этапов состоит создание и выпуск криптовалюты, и что нужно сделать, чтобы создать свою монету.
- Связь криптовалютного рынка и экономики с классическими финансовыми рынками - как общее, так и принципиальные различия.
- Финансы глазами математики – как математический подход делает финансы понятнее
Многие слышали такие популярные понятия из мира финансов и инвестиций как «портфель», «арбитраж», «репликация», «хеджирование». Часть данных терминов кажется интуитивно понятной, однако даже в среде профессиональных финансистов при обсуждении вопросов один и тот же термин может быть понят по-разному.
В настоящей лекции будут даны строгие математические определения популярных понятий из мира финансов. Будет показано, как математический язык способен придать ясности и снять все неопределенности, сделав понятия естественными и недвусмысленными. На примерах будет показано применение математического подхода к финансам, описание инструментов, основные модели, решение задач моделирования и нахождения справедливой стоимости.
Лектор:
Дементьев Андрей Викторович, директор по развитию преподавательского мастерства, старший преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Готовы ли мы жить в городе будущего?
Пандемия и связанные с ней ограничения мобильности изменили мир, кажется, навсегда! Средства индивидуальной транспортной мобильности и процветающий телеворкинг меняют городской ландшафт. Но ждёт ли нас деурбанизация? Поговорим о причинах разрастания городов и новых ориентирах при выборе «где жить и где работать». Как коливинг и коворкинг изменит городскую среду, и готовы ли мы в ней жить?
Лектор:
Когутовская Наталия Евгеньевна, к.э.н., приглашенный преподаватель, доцент международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Международная торговля. история 20 века и последние тренды. Глобализация или протекционизм.
Лектор:
Королева Полина Анатольевна, старший преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Лекция "10 принципов Экономикс"
Лекция посвящена обсуждению десяти принципов экономической теории, которые сформулировал профессор Гарвардского университета Н. Грегори Мэнкью в книге Principles of Economics. Как люди принимают решения, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом и как работает экономика в целом. Плавный переход с микро на макро уровень обсуждения призван отразить суть экономической науки, обобщить знания школьников с уроков экономики и ещё больше влюбить в предмет.
- Любовь и экономика
Казалось бы, что общего у любви и математики? Как экономисты моделируют любовь? Пусть наши чувства хаотичны и с трудом поддаются анализу, но ведь экономисты привыкли работать с хаосом решений разных экономических агентов. Как бы изменчивы и причудливы ни были законы любви, математика и экономика не только в состоянии описать их, но и предложить ряд практических идей - от теории флирта и оптимально алгоритма поведения на вечеринке до прогнозирования числа гостей на свадьбе и даже их рассадки за столом. Экономисты используют язык математики - язык мироздания. Так почему бы не поговорить на этом языке о любви?
- Доходы и расходы семьи. Игра по финансовой грамотности "Мои финансы"
Данное занятие посвящено обсуждению источников доходов и статьям расходов домохозяйств. Что такое семейный бюджет? Что значит относиться к деньгам бережно? Почему нельзя купить всё, что хочется? В игре "Мои финансы" участники будут принимать решения в бытовых ситуациях. Затем, сравнив итоговые бюджеты, мы обсудим рациональность принятых участниками решений.
Лектор:
Кузина Ольга Евгеньевна, профессор, к.э.н. международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Что социальные науки говорят о том, как люди принимают финансовые решения
Как экономисты, психологи и социологи объясняют финансовое поведение домохозяйств? Какие есть теоретические модели и эмпирические исследования в указанных науках, включая исследования финансовой грамотности населения? Почему люди принимают те или иные финансовые решения и каким образом сочетаются экономические, психологические и социальные факторы.
- Причины и следствия: как строятся каузальные объяснения в экономике.
В естественных науках каузальные взаимосвязи выявляются в ходе лабораторных экспериментов. Возможны ли такие эксперименты в социальных науках? Какие для этого есть ограничения и возможности? Наиболее известные экспериментальные исследования в экономике за последние 100 лет (от Шнобеля до Нобеля).
Лектор:
Ворчик Андрей Денисович, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Построение персонального финансового плана
В личных финансах есть закон подлости, согласно которому расходы растут вслед за доходами, отчего денег всегда не хватает. Вместе со спикером участники встречи придумают, как можно выбраться из этого замкнутого круга, обсудят особенности долгосрочного финансового планирования, поговорят о целесообразности сбережений и инвестиций. В конце встречи участники смогут рассчитать параметры своей личной финансовой стратегии с помощью специального онлайн-калькулятора.
Лектор:
Худов Никита Михайлович, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Влияние искусственного интеллекта на экономику
На занятии поговорим о том, что уже сегодня умеет делать искусственный интеллект, и как он применяется в разных сферах и индустриях. Рассмотрим, как искусственный интеллект повлияет на рынок труда и какие профессии могут исчезнуть или измениться. Также обсудим этические вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта, и как развивать критическое мышление в условиях, когда машины могут принимать решения вместо людей.
- Что нужно знать и уметь в эпоху искусственного интеллекта?
На занятии поговорим о том, как искусственный интеллект уже меняет нашу жизнь, и как нам подготовиться к вызовам и возможностям, которые он несет. Рассмотрим 3 важных аспекта: базовое знание принципов (AI-грамотность), умение общаться с AI, понимание возможностей и потенциальных вариантов его применения. Также обсудим, что нужно начинать делать прямо сейчас, чтобы не отстать от прогресса.
Лектор:
Фёдоровых Данил Александрович, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ, начальник управления развития интеллектуальных состязаний, проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по экономике.
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Теория игр: что экономика говорит о бизнесе, телевизионных шоу и спорте
Часто экономические теории описывают далекие от повседневности вещи. Но только не теория игр: она объясняет рыночную конкуренцию, футбол и покер, семейные ссоры, дорожные пробки и выборы. На лекции поговорим о работах основателя теории и нобелевского лауреата Джона Нэша, по биографии которого снят фильм «Игры разума». Узнаем, как применять теорию игр на практике, а также выясним:
• Что такое равновесие Нэша и как понимание этой концепции помогает вести бизнес;
• Почему в «камень-ножницы-бумагу» нельзя выиграть;
• В каких ситуациях выгодно быть непредсказуемым;
• Откуда взялась клавиатура QWERTY и при чем тут завоевание Мексики.
Лектор:
Фридман Алла Александровна, д.э.н. ординарный профессор НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Цены на природные ресурсы: почему они столь изменчивы?
Почему цены на исчерпаемые ресурсы меняются со временем? Мы часто виним в росте цен монополизацию рынков, но действительно ли все дело в концентрации рыночной власти? В данной лекции мы вместе со школьниками выдвинем гипотезы, объясняющие динамику цен на природные ресурсы, и проанализируем их корректность на основе доступной школьникам математической модели. Проведенное мини-исследование позволит нам понять почему известные из базового курса экономики (или обществознания) результаты нельзя напрямую распространить на рынки, где конкурируют ресурсодобывающие компании.
Лектор:
Хассан Яна Нибаль, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Экономика вторичного потребления
В настоящее время проблема истощающихся ресурсов планеты и проблема утилизации мусора остро стоят перед человечеством. Поэтому переработка и вторичное потребление играют важную роль в современном обществе.
Возникает вопрос какими экономическими механизмами можно стимулировать переработку. Проблема использования вторсырья, по сравнению с производством из нового сырья, состоит в том, что вторсырье достаточно разнородно. Также достаточно сложно автоматизировать процесс сортировки мусора. Однако в настоящее время, с развитием алгоритмов компьютерного зрения и детекции объектов, появляется больше возможностей по автоматизации сортировки мусора. На выступлении расскажу про сравнение производств из вторсырья и из первичного сырья с точки зрения экономического анализа структуры рынка.
Лектор:
Дорофеева Александра Владимировна, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Математическая статистика и машинное обучение вокруг нас
Аннотация: Ежедневно, выполняя привычные нам действия, мы, сами того не замечая, постоянно сталкиваемся с результатами трудов экономистов, математиков и программистов. Работа такси, интернет-магазинов, социальных сетей, страховых компаний, банков и даже строителей и врачей зачастую связана с математической статистикой, теорией вероятностей, анализом данных и экономикой. В этой лекции мы разберем неочевидные примеры применения результатов из областей данных наук и обсудим, как люди некоторых популярных сегодня профессий меняют нашу жизнь к лучшему.
Лектор:
Чистотинова Вероника Андреевна, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Как устроен Банк?
Мы рассмотрим, какие услуги оказывают банки и другие финансовые организации, какие существуют департаменты, за что они отвечают. Попробуем смоделировать работу банка с помощью небольшой игры - банк получает клиента с запросом, и команды (отделы) должны помочь клиенту получить желаемое. Основная задача - показать что даже в банке, как правило, заняты люди очень разных профессий и с разнообразными задачами.
Лектор:
Ковальцун Ксения Борисовна, преподаватель международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ
Формат проведения: для московских школ - по договоренности, в регионах - онлайн
Вид занятия: интерактивная лекция (45 минут)
Аудитория: 10-11 класс (от 30 человек)
Удобное время встречи: по договоренности с лектором
- Карманные деньги сегодня и завтра — разные деньги.
Лекция по данной теме призвана объяснить концепцию временной стоимости денег, почему деньги с течением времени теряют свою ценность. Будут рассмотрены такие понятия, как инфляция, покупательная способность денег, доходность, дисконтирование и компаундирование денежных потоков, сложный процент. На примерах карманных денег и криптовалюты будут посчитаны текущая стоимость денег и будущая стоимость денег, рассказано про эффекты компаундирования (эффект «снежного кома») и инфляции. Кроме того, тема покроет основы оценки экономической эффективности проекта, учащиеся научатся рассчитывать привлекательность проекта, куда потенциально вкладывать денежные средства, и как выбрать между несколькими альтернативами, используя методы оценки срока окупаемости (payback period), методы чистой текущей стоимости (NPV) и внутренней нормы доходности (IRR).
Физико-математический профиль
Темы в разработке