Летняя школа – это ежегодные курсы повышения квалификации по нескольким направлениям подготовки.
Летняя школа – уникальная возможность для учителя встретиться и пообщаться не только с ведущими преподавателями НИУ ВШЭ, но и с «коллегами по цеху». На протяжении месяца постоянного взаимодействия учителя находят ответы на интересующие их вопросы, решают поставленные перед собой задачи и получают помощь в решении текущих проблем. Приобретенные знания они несут в школы, а благодаря коллаборации с коллегами всегда в курсе последних новостей и направлений развития в сфере образования.
В 2025 году
Даты проведения: 2 - 22 июня 2025 года
Объем: 34, 68 акад.часов.
Формат: дистанционный.
Регистрация до 25 мая включительно.
Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного НИУ ВШЭ образца.
Для учителей Университетского образовательного округа курсы проводятся на бюджетной основе. Списки школ: школы-партнеры, базовые школы, школы Распределенного Лицея.
Для учителей иных образовательных учреждений курсы проводятся на платной основе. Стоимость предметных курсов 18 000 р.
Расписание проведения занятий в 2025 году
Направления
Развернуть все
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
34 академических часа, онлайн
Содержание программы:
1. Применение когнитивно-поведенческого подхода для развития навыков саморегуляции. Роль когнитивных искажений в формировании эмоциональных и поведенческих реакций;
2. Коммуникативная ситуация: как точно понять собеседника и донести до него свою позицию. «Я-высказывания» и активное слушание. Обратная связь;
3. Управление коммуникацией, как распознавать манипулятивное общение и противостоять ему;
4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
5. Что делать, если разговоры ни к чему не приводят? Игнорирование проблем. Мотивация на изменение. «За» и «против» изменения.
Курс ведут:
Батюк Нильс Сергеевич, преподаватель, педагог-психолог Лицея НИУ ВШЭ.
Учебно-тематический план (PDF, 383 Кб)
РУССКИЙ ЯЗЫК
68 академических часов, онлайн
Слушателям будут предложены углубленные знания по морфологии, синтаксису, истории языка и социолингвистике, которые помогут включить сведения школьной программы в более широкий контекст. Преподаватели курсов поделятся своим опытом по подготовке к олимпиадам и конкурсам, по руководству исследовательской деятельностью школьников, а также по подготовке и проведению лингвистических игр.
Курс ведут представители Школы филологических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
МАТЕМАТИКА
68 академических часов, онлайн
Содержание программы:
1. Метод рационализации в решении неравенства (задача 15 в ЕГЭ);
2. Сложные вопросы планиметрии в ЕГЭ (задача 17 в ЕГЭ);
3. Сравнение и анализ различных подходов в решении стереометрических задач ( задача 14 в ЕГЭ);
4. Стратегия выбора метода решения задачи с параметром (задача 18 в ЕГЭ);
5. Задача 19 в ЕГЭ: основные классы и подходы в решении.
Курс ведут:
Салимова А. Ф., заведующая кафедрой математики Лицея НИУ ВШЭ, доцент департамента математики ФЭН НИУ ВШЭ, к.п.н.;
Гиляровская А. В., старший преподаватель кафедры математики Лицея НИУ ВШЭ;
Красинец А. В., преподаватель кафедры математики Лицея НИУ ВШЭ;
Браженко А. С., преподаватель кафедры математики Лицея НИУ ВШЭ.
Учебно-тематический план (PDF, 381 Кб)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
68 академических часов, онлайн
Содержание программы:
1. Качественные методы сбора данных: первое знакомство с полем;
2. Базовые методы работы с текстом: простые инструменты и сложные интерпретации;
3. Как писать эссе: от дневников к олимпиадам;
4. Использование ИИ для генерации заданий и проверки работ;
5. Этика ИИ в преподавании;
6. Как распознать использование ИИ в работах студентов;
7. Дифференциация обучения в условиях применения единых учебников;
8. Обновление ФГОС СОО и ФРП по обществознанию;
9. Практикоориентированность как средство достижения предметных результатов по обществознанию;
10. Цели и задачи учебного предмета «Обществознание» в контексте современных образовательных стандартов;
11. Индивидуальный проект в учебном плане в соответствии с ФГОС СОО и ФОП;
12. Современные тренды и вызовы в образовании: старые друзья и новые перспективы;
13. Школьное образование в странах БРИКС: контекст, проблемы и решения;
14. Глобальный Юг и глобальный Север: традиции, глобализация, глокализация и новые вызовы для образования.
Курс ведут:
А.А. Порецкова, доцент: Международный институт экономики и финансов, доцент: Факультет социальных наук / Департамент политики и управления;
А.А. Бычков, преподаватель: Факультет социальных наук / Департамент политики и управления;
В. Конча, младший научный сотрудник: Институт анализа предприятий и рынков / Международный центр изучения институтов и развития, преподаватель, Аспирант: Факультет социальных наук / Департамент политики и управления;
Е.К. Калуцкая, доцент: Факультет социальных наук / Департамент политики и управления;
И.Ю. Иванов, старший научный сотрудник: Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ.
Учебно-тематический план (PDF, 98 Кб)
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (68 часов, преподаватель Васильева Е.А.)
68 академических часов, онлайн
Содержание программы:
1. Методика обучения английскому языку: современные технологии коммуникативной методики;
2. Разница в принципах планирования и технологии проведения урока английского языка по ФГОС и по коммуникативной методике (TEFL, TESOL);
3. Требования ФГОС по развитию метапредметных умений;
4. Особенности развития метапредметных умений средствами иностранного языка;
5. Использование технологии «перевернутого класса» в обучении английскому языку;
6. Методика обучения чтению для языковых экзаменов и олимпиад;
7. Методика обучения аудированию для языковых экзаменов и олимпиад;
8. Методика обучения письменной речи;
9. Использование шкал оценивания письменной речи;
10. Методика обучения устной речи;
11. Использование шкал оценивания устной речи;
12. Стратегии подготовки к заданиям лексико-грамматического блока языковых олимпиад и экзаменов.
Курс ведут:
Васильева Евгения Алексеевна, старший преподаватель Школы иностранных языков.
Учебно-тематический план (PDF, 385 Кб)
ИНФОРМАТИКА
68 академических часов, онлайн
Содержание программы:
1. Цифровые инструменты в работе учителя;
2. Обзор инструментов для проведения занятий по информатике и программированию;
3. Нескучное программирование или примеры захватывающих задач для обучения программированию;
4. Ловушки составителей в ЕГЭ и Олимпиадах и как в них не попасть;
5. Командные задания на уроках информатики.
Курс ведут:
Горденко Мария Константиновна, старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук, академический руководитель ОП «Анализ данных в девелопменте»;
Береснева Екатерина Николаевна, приглашенный преподаватель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук.
Учебно-тематический план (PDF, 381 Кб)
ЛИТЕРАТУРА
34 академических часа, онлайн
- Понятие нигилизма в контексте русской и европейской интеллектуальной истории XIX века.
- Нигилизм и нигилисты в русской литературе 1860-1870-х годов.
Курс ведут:
Бендерский Илья Игоревич, старший преподаватель Школы филологических наук, заместитель руководителя школы;
Першкина Анастасия Николаевна, доцент Школы филологических наук.
Учебно-тематический план (PDF, 383 Кб)
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
34 академических часа, онлайн
Содержание программы:
1. Профориентация как часть процесса профессионального самоопределения старшеклассника;
2. Использование учебно-образовательных проектов как инструмента помощи старшеклассника в процессе самоопределения;
3. Определение и формулировка темы учебно-образовательного проекта: помощь ученику в поиске интереса;
4. Этапы курирования учебно-образовательного проекта в старших классах: роль учителя и ученика;
5. Специфика курирования исследовательского проекта: поиск и анализ академических источников;
6. Специфика курирования исследовательского проекта: сбор и анализ эмпирических данных.
Курс ведет:
Соколова Кира Владимировна, старший преподаватель Школы коммуникаций факультета креативных индустрий.
Учебно-тематический план (PDF, 381 Кб)
ПРАКТИКИ ЛИЦЕЯ НИУ ВШЭ
34 академических часа, онлайн
Содержание программы:
1. Проектирование: понятие, идея, фазы. Проектирование как процесс;
2. Практики воспитательной работы: социально-полезная деятельность;
3. Практики воспитательной работы: образовательные путешествия;
4. Практики воспитательной работы: образовательные события;
5. Построение модели сопровождения исследовательской и проектной деятельности школьника.
Курс ведут представители административного и преподавательского состава Лицея НИУ ВШЭ.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (34 часа, преподаватель Гоза А.Н.)
34 академических часа, онлайн
Видео-приглашение на авторскую программу Александры Николаевны Гозы
Содержание программы:
1. Современные технологии и методы преподавания английского языка. План урока;
2. Современные приемы и технологии методики преподавания при обучении рецептивным видам речевой деятельности (аудирование и смысловое чтение);
3. Современные приемы и технологии методики преподавания при обучении устной речи. Развитие навыков устной речи (диалог, монолог, полилог). Формат заданий устной части в ЕГЭ и стратегии подготовки обучающихся разного уровня подготовленности;
4. Современные приемы и технологии методики преподавания при обучении письменной речи. Написание различных типов текстов (рассказ, статья, письмо, эссе и пр.). Формат заданий на письменную речь в ЕГЭ и стратегии подготовки обучающихся разного уровня подготовленности;
5. Современные приемы и технологии методики преподавания при лексико-грамматических навыков;
6. Авторские методы и технологии развития метапредметных умений, читательской грамотности и гуманитарных умений по работе с текстом и информацией в рамках уроков по иностранному языку и при подготовке к ЕГЭ. Технология подготовки к ЕГЭ через развитие различных видов чтения/аудирования и проверяемых микро-умений говорения/письма;
7. Формат и структура экзамена КИМ ЕГЭ 2025. Стратегии подготовки к заданиям ЕГЭ. Анализ результатов пробного экзамена ученика и работа с дефицитами. Тенденции языкового контроля в экзаменах и Олимпиадах, совершенствование КИМ ЕГЭ до 2030 года в условиях изменения ФГОС/ФОП и подходы к подготовке школьников. Актуальные материалы и ресурсы;
8. Нормативные документы для написания программ. Учебный план и виды программ. Основные блоки рабочих программ. Особенности создания авторских программ с опорой на ФГОС. Особенности создания авторских программ с учетом национальных и зарубежных нормативных документов и авторских разработок учителя.
Курс ведут:
Гоза Александра Николаевна, приглашенный эксперт.
-
1. Административным и педагогическим работникам школ Университетского образовательного округа, корректно составившим свое портфолио:
Мотивационное письмо слушателя
В мотивационном письме должны быть отражены причины, по которым кандидат выбрал для обучения данный курс, цели и ожидаемые результаты обучения, область применения полученных знаний и компетенций
Мотивационное письмо от школы (при наличии)
В мотивационном письме должны быть отражены причины, которые подтверждают необходимость обучить выбранного кандидата
Почетная грамота призера олимпиады «ПРОФИ» (при наличии)
-
2. Победителям олимпиады для учителей «ПРОФИ»
Диплом победителя олимпиады «ПРОФИ»
Летняя школа ранее