Летняя школа – это ежегодные курсы повышения квалификации по нескольким направлениям подготовки.
Летняя школа – уникальная возможность для учителя встретиться и пообщаться не только с ведущими преподавателями НИУ ВШЭ, но и с «коллегами по цеху». На протяжении месяца постоянного взаимодействия учителя находят ответы на интересующие их вопросы, решают поставленные перед собой задачи и получают помощь в решении текущих проблем. Приобретенные знания они несут в школы, а благодаря коллаборации с коллегами всегда в курсе последних новостей и направлений развития в сфере образования.
В 2024 году
Даты проведения: 3 - 23 июня 2024 года
Объем: 34, 68 акад.часов.
Формат: очный, дистанционный (см. описание курса).
Регистрация до 25 мая включительно.
Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного НИУ ВШЭ образца.
Для учителей Университетского образовательного округа курсы проводятся на бюджетной основе. Списки школ: школы-партнеры, базовые школы, школы Распределенного Лицея.
Для учителей иных образовательных учреждений курсы проводятся на платной основе. Стоимость предметных курсов 18 000 р.
Направления
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Психолого-педагогические технологии
Объем: 34 академических часа
Формат: онлайн (синхронный)
Профессорско-преподавательский состав:
Батюк Нильс Сергеевич, педагог-психолог Лицея НИУ ВШЭ.
Программа обучения:
- Применение когнитивно-поведенческого подхода для развития навыков саморегуляции. Роль когнитивных искажений в формировании эмоциональных и поведенческих реакций.
- Коммуникативная ситуация: как точно понять собеседника и донести до него свою позицию. «Я-высказывания» и активное слушание. Обратная связь.
- Управление коммуникацией, как распознавать манипулятивное общение и противостоять ему.
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
- Что делать, если разговоры ни к чему не приводят? Игнорирование проблем. Мотивация на изменение. «За» и «против» изменения.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Объем: 68 академических часов
Формат: дистанционный (онлайн)
Программа обучения:
- Теория языка: фонетика и фонология, морфология и синтаксис
- Подготовка к олимпиадам по русскому языку
- Руководство исследовательскими и проектными работами школьников
- Элементы старославянского и древнерусского
- Лексикология и лексикография
- Практика и методика
МАТЕМАТИКА
Методы решения стереометрических задач из профильного ЕГЭ по математике
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Профессорско-преподавательский состав:
Шеина Ксения Игоревна, приглашенный специалист, НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, аспирант факультета Информатики, математики и компьютерных наук
Программа обучения:
- Основные теоремы стереометрии
- Построение сечений
- Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскость
- Угол между прямой и плоскостью
- Угол между плоскостями
- Расстояние от точки до плоскости. Метод объемов
- Расстояние между скрещивающимися прямыми. Расстояния между плоскостями
- Координатный метод решения стереометрических задач
- Векторный метод решения стереометрических задач
- Тела вращения: цилиндр, конус
Расписание занятий
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Социальная и политическая теория в углубленном курсе обществознания
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Профессорско-преподавательский состав:
Родионова Мария Михайловна, преподаватель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ;
Антонова Ксения Александровна, преподаватель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ;
Смирнов Никита Максимович, преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ;
Иванов Иван Юрьевич, старший преподаватель департамента образовательных программ института образования НИУ ВШЭ;
Богачёв Максим Игоревич, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Программа обучения:
- Три школы социологии: к основам социологической мета-теории
- Теории институционализации в социологии
- Новые институционализмы: как складываются и развиваются институты
- По каким критериям узнают структурализм?
- Золотая медаль за благополучие: как изменяются подходы к образовательным результатам
- Справедливость как проблема политической теории XX века
- Социальный лифт или воспроизводство предопределенности: проблема неравенства и справедливости в образовании
- Ценности и поколения
- Сдал тупого – верните умного: как и почему трансформируются отношения семьи и школы
- Социология морали
- Критическая теория общества и ее современные приложения
- Образование – «новый черный»: как концепция обучения в течение всей жизни стала ответом на трансформацию общества и экономики
- Периферия и центр: что общего у Жирара, Шилза и Батая?
- Теория игр и ее приложения в социальном пространстве
- Как интерпретировать данные социологических исследований
- Закрывая школу: что мы хотим и что мы имеем (дискуссия)
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Развитие метапредметных умений школьников при подготовке к экзаменам и олимпиадам по иностранному языку
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Профессорско-преподавательский состав:
Васильева Евгения Алексеевна, старший преподаватель, Школа иностранных языков
Программа обучения:
- Требования ФГОС по развитию метапредметных умений
- Особенности развития метапредметных умений средствами иностранного языка
- Использование технологии «перевернутого класса» в обучении английскому языку
- Типология заданий и проверяемые умения в олимпиадах и экзаменах по английскому языку
- Формирование навыков чтения при подготовке к экзаменам и олимпиадам по английскому языку
- Формирование навыков аудирования при подготовке к экзаменам и олимпиадам по английскому языку
- Формирование навыков говорения при подготовке к экзаменам и олимпиадам по английскому языку
- Особенности развития метапредметных умений средствами иностранного языка
- Особенности заданий на письмо и творческие работы в экзаменах и олимпиадах по английскому языку
- Использование шкал оценивания при подготовке к экзаменам и олимпиадам по английскому языку (письменная речь)
- Задания раздела Use of English в экзаменах и олимпиадах по английскому языку: эффективные стратегии. Приемы работы с лексикой и грамматикой
ИНФОРМАТИКА
Методики решения инженерных, олимпиадных и практических задач с помощью языка программирования Python. Проектная деятельность: от постановки задачи до финальной защиты
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Профессорско-преподавательский состав:
Бубнова Мария Андреевна, ведущий программист УИЛ ФБКАИС МИЭМ НИУ ВШЭ, аспирант Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова УИЛ ФБКАИС МИЭМ НИУ ВШЭ
Программа обучения:
- Знакомство с языком программирования Python
- Методики решения инженерных задач
- Методики решения олимпиадных задач
- Методики решения практических задач
- Как помочь школьнику сформулировать тему проекта
- Специфика курирования исследовательского учебно-образовательного проекта
- Коммуникационное сопровождение и презентация образовательного проекта
- Работа над проектом
Расписание занятий
ЛИТЕРАТУРА
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Программа обучения:
- Рецепция греческой и латинской поэзии в России
- Рецепция эстетических взглядов Платона и Аристотеля в России
- Куртуазная литература и средневековый французский роман в России
- Английский романтизм
- Стратегии философского и эстетического поиска в ранней и поздней прозе Л.Н. Толстого
- Стратегии жизнетворчества в русском символизме
- Художественный и философский поиск в творчестве Бориса Пастернака
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Программа обучения:
- Что такое медиа. Основы законодательства в медиасфере
- Медиаэффекты и когнитивные искажения
- Как говорить о профессиональной этике со школьниками
- Новые технологии в работе медиа
- Фактчекинг: принципы и инструменты
- Цифровая гигиена и безопасность
- Раговор о медиаграмотности со школьникам
- Редакционный стандарт школьного СМИ
- Принципы подготовки проектного предложения
- Разбор существующих проектов, посвященных обучению школьников медиаграмотности
- Индивидуальные консультации: подготовка проектного предложения
- Представление и защите проектных предложений. Независимая оценка экспертов
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Специфика курирования учебных исследовательских проектов в старших классах
Объем: 68 академических часов
Формат: онлайн (синхронный)
Профессорско-преподавательский состав:
Соколова Кира Владимировна, старший преподаватель, Школа коммуникаций, факультет креативных индустрий;
Богачёв Максим Игоревич, доцент, Кафедра общей социологии, факультет социальных наук;
Большаков Никита Викторович, заместитель руководителя департамента социологии, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации, факультет социальных наук.
Программа обучения:
- Подходы к определению учебно-образовательного проекта. Виды учебно-образовательных проектов. Определение проектного интереса ученика;
- Планирование образовательного проекта: постановка цели и анализ ресурсов. Формулировка планируемых образовательных результатов;
- Реализация проекта. Участие в конкурсах и конференциях. Пост-проектная рефлексия;
- Групповой учебно-образовательный проект: управление групповой динамикой, распределение ролей, управление конфликтами;
- Специфика курирования исследовательского учебно-образовательного проекта. Работа с академической литературой. Плагиат и заимствование;
- Специфика курирования исследовательского учебно-образовательного проекта: качественный и количественный подход к сбору эмпирических данных;
- Представление своих проектов.
-
1. Административным и педагогическим работникам школ Университетского образовательного округа, корректно составившим свое портфолио:
Мотивационное письмо слушателя
В мотивационном письме должны быть отражены причины, по которым кандидат выбрал для обучения данный курс, цели и ожидаемые результаты обучения, область применения полученных знаний и компетенций
Мотивационное письмо от школы (при наличии)
В мотивационном письме должны быть отражены причины, которые подтверждают необходимость обучить выбранного кандидата
Почетная грамота призера олимпиады «ПРОФИ» (при наличии)
-
2. Победителям олимпиады для учителей «ПРОФИ»
Диплом победителя олимпиады «ПРОФИ»
Летняя школа ранее